Ольга Артюшкина
Обеспечение игрового пространства в группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
Обеспечение игрового пространства в группе детского сада
(из опыта работы воспитателя)
Предметно-игровое пространство в современных ДОО должна отвечать определенным требованиям: это, прежде всего, свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. Педагог должен обеспечить свободу действий в условиях групповой комнаты, предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования. Управление игрой при помощи игрового материала может оказать существенное влияние на развитие в игре детей.
Публикация «Обеспечение игрового пространства в группе детского сада» размещена в разделах
При организации игрового пространства в группе необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность педагога. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
При формировании игрового пространства необходимо : избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;
создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб "глаз – рука", роста и предметного мира взрослых; исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей детей.
Обеспечение игрового пространства в группе спроектировано в соответствии с Программой, реализуемой в ДОО. Созданы условия для реализации задач всех образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие; задач коррекционно-развивающей работы.
Особенность детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что особый интерес у них вызывают разнообразные сюжетно-ролевые игры, которые требуют значительного преобразования пространства. Созданная в группе полифункциональная, вариативная среда побуждает активное воображение детей, позволяет проявить активность в обустройстве места игры.
Для формирования познавательной активности, самостоятельности, ответственности, инициативы дети привлекаются к организации среды группы, вовлекаются в сам процесс преобразований.
Игровое пространство выстроено мной так, чтобы дети могли участвовать во всё м многообразии игр: сюжетно-ролевых, театрализованных, режиссерских, народных, хороводных, подвижных, строительно-конструктивных играх.
При создание игрового пространства учитываются индивидуальные предпочтение детей. Например, для Коли, который увлекается насекомыми, собрана коллекция разных видов этих животных и иллюстрации к ней. Для мальчиков, которые увлекаются конструированием из мелкого конструктора «Лего» имеются и алгоритм построек различной тематики и уровней сложности. Для девочек, которые увлечены ручным трудом, имеется материал для поделок (бросовый материал, природный материал, цветные нитки, пуговицы, кусочки ткани, схемы и образцы поделок). В группе имеются развивающие игры с разным уровнем сложности.
Игровое пространство оборудовано различными материалами для активизации познавательно-исследовательской деятельности:
- развивающие игры с математическим содержанием, головоломки, лабиринты, объекты для исследования в действии (палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, «Танграмм» и схемы воссоздания силуэтов и др.); нормативно-знаковый материал (карточки, кубики с цифрами, счётный материал по комплексно – тематическому планированию, линейки и т. д.);
- игры и пособия, направленные на сенсорное развитие (форма, цвет, размер, материал, звучание);
- объекты для исследования в действии (наборы для опытов с водой, воздухом, светом, песком, микроскопы, лупы, компас и др., гербарии и дневники наблюдений; настольно-печатные и дидактические игры. Также представлены технические устройства, механические игрушки, модели, познавательные энциклопедии;
- коллекции марок, открыток, календарей, магнитов, крупы, ракушки и др.
- иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, ребусы, схемы, карты, картинки;
- разнообразные виды конструкторов и строительного материала (пластмассовые и деревянные, в соответствии с возрастом. Для создания различных конструкций используются рисунки, схемы. Для обыгрывания построек и игры в «Зоопарк» имеются наборы мелких игрушек: «Животные леса», «Животные жарких стран» и другие.
В течение года игровое пространство изменяет, пополняет в соответствии с комплексно-тематическим планированием, запросами детей и родителей. Игровое пространство даёт возможность эффективно развивать каждого ребёнка с учётом его склонностей, возможностей (тяжелые нарушения речи, интересов, уровня активности, создает условия для позитивной социализации дошкольников на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности.