ТАТЬЯНА БАГРО
Статья «Использование нетрадиционной техники рисования «батик» в старшем возрасте ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование нетрадиционной техники рисования «батик» в
творчестве детей старшего дошкольного возраста».
Одним из ключевых направлений воспитания и обучения ребенка сегодня выделяется личностное развитие. Творческая личность - это личность с высоким уровнем культуры, обладающая творческим потенциалом, способная к саморазвитию и саморегуляции. Творческий потенциал - это проявление заложенной природой социальности, духовности человека, его уникальности и неповторимости. Общеизвестно, что рисование для детей один из самых любимых видов деятельности. Однако в старшем дошкольном возрасте существует опасность потери у детей интереса к рисованию. Причинами этого может стать стереотипность образов, понимание разницы между воспринимаемым миром и миром рисунка и как следствие страх, что получится некрасиво, а затем и нежелание что-либо рисовать. Поэтому необходимо вводить новые техники, обучать новым приемам, чтобы дети обладали большей изобразительной свободой, могли экспериментировать, выбирать. В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых создается художественный образ. В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях широко распространено использование таких классических техник, как гуашь, акварель, пастель, уголь, карандаш, фломастер. Все эти техники требуют время на освоение определенных навыков. В общеобразовательной программе дошкольного учреждения для детей старшего возраста на изобразительное искусство отводиться одно занятие в неделю, продолжительность занятия 20-25 минут, за это время ребенку тяжело освоить новые технические приемы и реализовать в рисунке свой замысел. Времени на фантазирование совсем не остается. При использовании техники батик ситуация меняется. Техника проста и вариативна, ребенку уже не требуется много занятий для усвоения приемов рисования, с первого же прикосновения кистью к ткани ребенок начинает творить, фантазировать. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.
Публикация «Статья „Использование нетрадиционной техники рисования „батик“ в старшем возрасте ДОУ» размещена в разделах
- Батик и рисование по ткани
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. ВСЕ материалы
- Старшая группа
- Темочки
В ряде основных образовательных программ по изобразительной
деятельности- Комарова Т. С., Швайко Г. С. и др., образовательный процесс
формируется путем использования традиционных техник рисования, но
современный темп жизни требует нового креативного, неординарного
подхода к образовательному процессу. Использование нетрадиционных
техник рисования в изобразительной деятельности предоставляет новые
возможности для раскрытия творческого потенциала ребенка, позволяет
более свободно, не опираясь на установленные рамки, решать
образовательные задачи. Ребенок образовывается, удивляясь, радуясь,
наслаждаясь своим художественным творчеством. Немаловажно учесть и
психологические аспекты использования техники «батик» в образовательной
деятельности в детском саду.
Детям приписывают дар видеть то, чего не замечают взрослые, - вплоть до
не видимых лучей, порождаемых энергией органов чувств. Для того чтобы
постичь реальное значение предмета, ребенок должен его вообразить,
взглянуть на него с необычной и парадоксальной точки зрения. Воображение
повторяет ребенку путь вхождения в человеческую культуру. Посредством
воображения он осваивает значение тех предметов, которые составляют ее
исторически развивающееся содержание. Выполняя эту функцию в
психическом развитии ребенка, воображение выступает не отдельным
психическим процессом, а всеобщим свойством сознания, универсальным
корнем всех его основных духовных проявлений.
Наличие ситуации выбора также считается ключевой предпосылкой
свободы творчества, воли, совести. Но, достаточная информационная база
для принятия решения не гарантирует адекватности выбора. Необходимо
активное участие «выбирающего» в становлении альтернатив в их «судьбе».
Человек развитый в творческом и нравственном отношении, решал значимую
для себя проблему, никогда не станет выбирать из совокупности готовых,
извне навязанных альтернатив, сложившихся независимо от него.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития
творчества. В этом возрасте дети любознательны, у них есть огромное
желание познавать окружающий мир.
Одно из важнейших условий развития детского изобразительного
творчества - это появление собственно изобразительной деятельности у
ребенка дошкольника. Занятия батиком развивают не только художественное
мышление и цветовой вкус, но и воспитывают отзывчивость к природным и
эстетическим явлениям окружающего мира. Возможно, поэтому среди всех
средств изобразительной деятельности именно роспись по ткани дает
ощутимый результат в развитии у детей цветовосприятия и чувства вкуса.
Занятия росписью по ткани способствуют формированию у детей
психологической устойчивости, богатства эмоциональных переживаний,
образно-ассоциативного мышления. Эти качества взаимосвязаны и
формируются на основе эстетического восприятия предметов и явлений
окружающего мира детьми и закрепляются, как правило, в активных формах
деятельности. Роспись по ткани очень интересное и увлекательное для детей
занятие, простое в исполнении и в тоже время весьма эффективное по
результатам. Дети с интересом работают над красочными композициями,
гармонируя сначала немного, а затем все большее количество цветовых
сочетаний. Образную выразительность композиций дополняет фактура
ткани, придавая образу мягкость звучания и оригинальность.
В основе данной образовательной деятельности лежат следующие
принципы:
Принцип открытости - возможность дополнять, видоизменять
информацию, формы образовательной деятельности. Специфика технологии
росписи ткани такова, что целесообразнее использовать такие формы
обучения как кружковая работа, так как для занятий батиком :
• необходимы специальные технические средства обучения;
• численность группы обучающихся желательна не более 6 человек;
• общее время занятия должно составлять около 30 мин, так как занятие
имеет интегративный характер и помимо непосредственно образовательной
деятельности включает в себя беседы, игры, рассматривание иллюстраций,
прослушивание музыки.
• Ввиду индивидуализации и личностной направленности данной
образовательной деятельности иногда приходится изменять, дополнять
информацию об особенности росписи, вводить новые приемы, материалы,
менять сюжет выполняемого рисунка.
Принцип вариативности образовательного процесса реализуется на
занятиях путем использования нескольких альтернативных таблиц,
наглядных пособий, репродукций и т. д., что позволяет рассмотреть
творческие задачи с разных позиций и выбрать свой подход к их решению, а
также дает возможность ребенку более широко реализовать творческий
потенциал. При использовании росписи по ткани необходимо учитывать
невозможность повторения, копирования. Надо быть готовым к
непредсказуемости возникающих задач в процессе образовательной
деятельности.
Принцип направленности обучения на развитие личности ребенка
осуществляется путем создания условий по формированию индивидуального
стиля образовательной деятельности. Способности и уровень одаренности у
каждого ребенка индивидуальны, но техника «батик» продуктивно себя
зарекомендовала именно тем, что не требует каких-то особых данных от
ребенка. Таким образом, через постановку определенных художественных
задач для каждого ребенка возможно развитие его личностных качеств.
Принцип успешности обучения обозначает собственный успех каждого
ребенка, использование стимулирующего поощрения его активной
деятельности. Здесь важно сказать о выставочной деятельности. Она служит
хорошим стимулом для дальнейшего творчества и залогом будущего успеха.
То же можно сказать и о проведении мастер-классов для родителей, своего
рода открытое занятие, на котором дети, выполняя общую работу, обучают
своих родителей основам мастерства, приобретенным на предыдущих
занятиях.
Принцип доступности заключается в том, что технология росписи не
сложна, ее возможно использовать в художественной образовательной
деятельности с детьми любого уровня знаний в изобразительной
деятельности. Для того, чтобы нарисовать картину акварелью или гуашью
необходимы определенные навыки, а также иметь способности, и не всегда,
даже самые серьезные усилия гарантируют успех. В технике «батик» все
иначе.
Принцип индивидуализации опирается на составление индивидуальных
программ по выполнению той или иной творческой задачи. Во время
освоения техники «батик» педагог обращает внимание на индивидуальность,
заложенную в каждом учащемся, и опираться на нее выбирая методы и
средства реализации образовательной деятельности.
Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества, которое
определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает
новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел,
находя средства для его воплощения.
На занятиях по изобразительной деятельности использовались следующие
методы образовательной деятельности:
Беседа. Диалоги на занятиях между преподавателем и ребенком направлены
на совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих
сторон. Беседа является одним из основных методов формирования
нравственно-оценочных критериев у детей. Беседа на тему «почему
нравится.» или «почему не нравится.» с помощью наводящих вопросов
побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Необходимо, чтобы ребенок
уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает предмет.
Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной
активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших
заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со
схемами, привлечение воображения и памяти).
Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого
мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск
нестандартных решений.
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают
непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию
воображения.
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет
соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и
образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную
активность. В процессе обучения широко используются наглядные пособия.
Это способствует сокращению времени на изложение теории.
В формировании творческой активности большое значение имеет
комплексное использование художественного слова, музыки,
изобразительного искусства.
Конечно, технология настоящего батика очень сложна. Но можно предложить и более простой способ, делающий это занятие доступным для детей и взрослых как дома, так и в условиях детского сада. И если ребенку нравится работать красками по бумаге, то представьте себе, в какой восторг он приходит, расписывая разноцветными узорами занавески для кукольной комнаты, скатерку для маленького столика или готовя подарок бабушке — картинку на ткани в рамке. Нужно помнить, что кусочек ткани, на котором работает ребенок, должен быть выстиран, хорошо отглажен, натянут и закреплен на рабочем месте. Рекомендуется подложить под ткань бумагу или газету, которые впитывают лишнюю краску. Перед началом работы необходимо сделать эскиз будущего рисунка, подложить его под ткань и обвести по контуру клеем ПВА. Отдельные элементы рисунка закрасьте необходимым цветом. К формам, отпечатанным на ткани, тонкой кисточкой можно пририсовать детали : хвостики, усики, глазки, лучики, прожилки. Фон закрашивается кистью для акварели или при помощи специального тампона — деревянной палочки с поролоновой или тканевой «головкой», закрепленной проволокой или прочной нитью. Готовый рисунок необходимо прогладить горячим утюгом через газету или тонкую бумагу. Теперь его можно поместить в рамку и повесить на стену. Рисовать можно акварелью, гуашью, акриловыми красителями по ткани, объемными контурами, цветными или белыми восковыми свечами, солью. На каждом занятии проводится беседа о цвете, цветовой гамме соответствующей теме занятия, об особенностях композиции выполняемой работы.
Заключение.
Проблема развития детского изобразительного творчества – одна их самых актуальных, особенно в области дошкольной педагогики (Б. М. Теплов, Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Л. С. Выготский и др.). В нашем понимании творчество - деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Большое значение имеет развитие творческих способностей, самоценности, детской активности и самостоятельности. Это объясняется тем, что дошкольный возраст благоприятен для развития воображения – психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности детей. Детское изобразительное творчество доставляет ребенку удовольствие, однако, предметом деятельности в процессе творчества является результат, продукт. В практике дошкольных учреждений традиционно развитее изобразительного творчества происходит в рамках видов изобразительной деятельности как рисование. Включение техники батик в творческую деятельность в силу новизны, повышает интерес дошкольников к изобразительному творчеству, а организация техники батик – как деятельности, предполагающей создание ребенком оригинальных, вариативных продуктов деятельности, способствует поиску выразительных средств в передаче образов изображения, прежде всего цветового решения, композиции и др. ; кроме того возможность создания новых, оригинальных продуктов детской деятельности, имеющих практическое назначение, также обеспечивает эффективность развития изобразительного творчества и раскрытия творческого потенциала личности.