татьяна волжанкина
Нравственное воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему:
«Нравственное воспитание дошкольников»
Система образования сегодня рассматривается как многоуровневое пространство, как сложный процесс, создающий условия для формирования у воспитанников потребностей и умений к освоению новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, а также развития личности в целом. Основной задачей современного образования является создание новой системы ценностей, способствующей становлению нравственной культуры ребенка, формированию гуманистически направленной личности. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Проблема нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста – приоритетная проблема российской действительности, которая как никогда актуальна в современном обществе. Нравственное воспитание является одной из сложных для выполнения задач в условиях дошкольного образования. Именно нравственное воспитание является приоритетной задачей практически всех программ дошкольного образования. В наше время человечество столкнулось с угрожающим падением нравственности, бездуховности. При всем многообразии применяемых методик педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Отбор и рациональное использование разнообразных методов нравственного воспитания личности является одной из главных задач, которую ставят перед собой педагоги дошкольных образовательных организаций. Процесс нравственного воспитания рассматривается в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования как одно из направлений личностного развития дошкольника. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен:
Публикация «Нравственное воспитание дошкольников» размещена в разделах
• на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс;
• формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
• формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. Следовательно, в общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа методов, форм и средств, направленных на формирование соответствующего уровня нравственности у детей старшего дошкольного возраста. Вопросы нравственного воспитания, совершенствования личности ребенка волновали общество всегда и во все времена. По мнению таких педагогов, как Л. С. Выготский, Алиева Ш. Г. ,Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, периодом зарождения и формирования этических инстанций, норм нравственности и морали является именно дошкольный возраст. Среди современных исследователей, которые занимались вопросами нравственного воспитания можно выделить В. В. Попова, О. С. Богданова, Л. Р. Болотина, В. И. Логинова, Л. И. Романова
Дошкольный возраст — период, когда происходит активное формирование нравственных качеств и отношений, норм морали и поведения. Нравственное воспитание играет немаловажную роль в дальнейшем развитии личности, так как оказывает влияние на умственное, трудовое, физическое и эстетическое развитие. Нравственность подразумевает под собой понятия и суждения, отражающие сущность нравственных явлений, дающих возможность детям осознать, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нельзя. Определяющим критерием нравственного развития являются поступки и действия, соответствующие нормам морали и общества. Основой нравственного воспитания являются общечеловеческие ценности, нормы морали, выработанные людьми в процессе исторического развития общества. К ним относятся такие личностные качества, как честность, справедливость, порядочность, уважение, долг, гуманизм, трудолюбие. С развитием общества появляются новые ценностные ориентации и принципы, нормы морали и привычки поведения. Это интернационализм, уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам, патриотизм, гражданский долг, требовательность к себе, заинтересованность в событиях, происходящих в обществе, милосердие. Нравственное развитие человека продолжается на протяжении всей его жизни, однако основы закладываются в детстве. Первые навыки нравственного воспитания дети получают в семье под влиянием жизненного опыта, этических норм, принятых в семье и посильного труда. Поэтому при воспитании детей дошкольного возраста необходимо уделять первостепенное внимание формированию нравственных чувств и качеств. Важную роль играет эмоциональная отзывчивость детей, которая формируется к 5 годам. На этом этапе воспитания происходит развитие чувства любви к родным и близким. Необходимо воспитывать у детей навыки бытового общения, семейного труда, взаимопомощи. Так дети признают авторитет взрослых и выполняют их требования беспрекословно. На основе этого происходит формирование уважения к старшим и послушания как черт поведения. Для формирования у детей гуманного отношения к сверстникам воспитатель должен решать задачи становления и развития дружеских отношений. Необходимо развивать у дошкольников такие качества, как взаимопонимание, уважение чужих интересов, готовность прийти на помощь и т. д. Для развития чувства любви к природе, к родному городу, а в дальнейшем и к стране воспитателю необходимо создать условия, которые вызовут у ребенка эти чувства и переживания. Например, проводить этические беседы, экскурсии, показывать различные произведения искусства, проводить мероприятия, посвященные природе истории страны. Нравственно воспитание детей дошкольного возраста осуществляется с помощью множества средств, важнейшими из которых являются следующие: *Художественные средства (литература, искусство, кино, музыка и т. д.) — оказывают влияние на эмоциональную сферу и чувства детей;
* Природа как средство, вызывающее гуманное отношение к другим людям, чувства сострадания, сопереживания и заботы — воздействует на сферу личности детей многогранно и является одним из самых средств воспитания морали;
*Средства собственной деятельности детей (игра, обучение, общение, труд) — способствуют развитию дружеских взаимоотношений, трудолюбия и познавательного интереса; *Окружающая обстановка, социум (семья, близкие, друзья, товарищи и др.) — влияет на моральные нормы и ценностные ориентации ребенка.
Эффективность нравственного воспитания зависит от правильного выбора средств, в соответствии с целью и задачей воспитания, возрастными особенностями детей, уровня их развития. Итак, нравственное воспитание детей — одна из основных задач общества. Ребенок живет в обществе и на него воздействуют как положительные, так и отрицательные факторы окружающей среды. Для того, чтобы уберечь его от негативных воздействий необходимо заложить в него основы высокой морали, культуры поведения и основы уважительного отношения к окружающим его людям. Необходимо воспитать из него человека с твердыми убеждениями и жизненными взглядами. Воспитывать и формировать миропонимание подрастающего ребенка необходимо на ранних этапах его развития, когда жизненный опыт только начинает накапливаться.