Елена
Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
Природа так обо все позаботилась,
Что повсюду ты находишь чему учится.
Леонардо да Винчи
Бытует мнение, что нравственно-эстетическое воспитание, это исключительно художественное воспитание, сопряженное с воспитанием у детей моральных качеств, хотя грани между этими понятиями, по моему мнению, все же проведены. Речь идет о том, что эстетическое воспитание на всех этапах социализации ограничивается подготовкой детей к умению правильно воспринимать оценивать и ценить произведения искусства, литературы. Но как мне кажется задачи социума, семьи, детских садов, школ, кружков не должны ограничиваться тем, чтобы подготовить ценителей художественного искусства, а должны быть направлены на то чтобы сформировать у детей эстетическую восприимчивость к окружающему миру, людям в широком смысле понятия нравственно-эстетическое воспитание.
Публикация «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Эстетическое и нравственное воспитание, на мой взгляд вообще не может сводиться только к правильному пониманию прекрасного в природе искусстве, и к пониманию общепринятых правил поведения, хотя и это тоже не мало важно.
Как ни печально, но все же приходится признать, что в современном мире существует недостаточно внимания к включению детей в эстетическое освоение мира, что является одной из причин дефицита духовности и воспитанности у детей всех возрастов, юношеском и в последствии зрелом возрасте.
Формирование у детей правильного восприятия природы является первой ступенькой к формированию их эстетических вкусов и их чувств. Не мало важную роль здесь играет семья. Хотелось бы чтобы мамы и папы находили время для того чтобы, читать им книги в которых яркими красками авторы описывают красоту природы, бывать на совместном отдыхе на природе или просто совершать совместные прогулки в парках и скверах, слушать музыкальные произведения. Именно в такой совместной деятельности впечатления и знания детей о внешнем мире формируются через предметы и явления природы. Такое знакомство с природой и окружающим миром в целом, открывает в ребенке исследователя и открывателя.
Также очень важную роль в на этом этапе играют занятия по окружающему миру в детском саду. Здесь дети становятся активными наблюдателями за природой на прогулках, экскурсиях по экологической тропе, здесь формируются желания сохранять и приумножать богатства природы. Все это побуждает детей к другим видам деятельности, направленной на создание рисунков, аппликаций и других поделок из бросового и природного материала. Конечно не всегда у ребенка получается так как ему хотелось бы, пусть он даже испытает чувство огорчения, когда у него что - то не выходит, это неизбежно, зато он шаг за шагом будет двигаться вперед в своем постижении прекрасного.
Изучение природы и окружающего мира в целом оказывает огромное влияние на формирование эстетических чувств. Так как появление эстетических эмоций у детей образуется путем соединения впечатлений о природе ее предметах, явлениях созданных самой природой и руками человека.
Изучение природы, это только подготовительный этап к художественному освоению мира. Хотелось бы еще раз сделать акцент на том, что речь здесь идет не о развитии у детей каких-нибудь выдающихся способностей писателей, музыкантов или художников, а о художественном просвещении.
На данном этапе детский сад активно учувствует в восприятии прекрасного через посещение музеев, рассматривание картин известных художников, чтение художественной литературы, занятий ИЗО и музыкальны занятий, создание мини-музеев, организация выставок детских работ.
При всем при этом семья должна активно учувствовать в художественном развитии детей. Вы спросите каким образом? Да обыкновенным родительским участием. Конечно чаще всего родители не против того чтобы их дети посещали театральные, вокальные и другие кружки дополнительного образования. Но хотелось бы чтобы и мамы, и папы находили время и возможность бывать с детьми в театрах, музеях, кино, на концертах и т. д. Я уверена в том, что ребенку очень нравится и поверьте очень хочется путешествовать вместе с родителями в таком интересном мире искусств.
Так же от родителей во многом зависит что смотрит их ребенок, какой отпечаток оставляют в их душе и сознании те или иные передачи или видеоролики, просмотренные в интернете. Важно ориентировать детей на то что привносит телеэкран или компьютер в формирование личности. Обсуждать с детьми просмотренные передачи, кино или мультфильмы, то есть умело использовать их в нравственно-эстетическом воспитании подрастающего поколения, чтобы и телеэкран, и интернет были не во вред, а стали помощниками в воспитании детей.
Работая над нравственно – эстетическим воспитанием, мы замечаем, что дети очень часто не следуют общепринятым правилам морали не потому что они их не знают, а просто потому что не понимают эмоционального состояния сверстника в той или иной ситуации. И задача взрослых будь то это педагог или родитель объяснить ребенку опираясь на свой жизненный опыт, опыт детей или с помощью художественной литературы. Проговаривать с детьми ситуации, в которых оказались герои произведений. Вместе с ребенком делать анализировать и подводить его к пониманию того как правильно поступить. На примерах, взятых из литературных произведений поверьте очень легко объяснить ребенку то или иное правило поведения в природе или в быту или общественном месте.
Надо всегда помнить о том, что человек который по- настоящему чувствует красоту человеческой души, живописи, музыки или поэзии не способен на дурные поступки. И мы взрослые обязаны сделать все возможное, чтобы научить детей видеть эту красоту, быть добрее к себе, к людям и окружающему их миру.
Будем надеется, что эстетическо-нравственное воспитание найдет отражение душах и мыслях будущего поколения, которое обогатит народ, а может и все человечество.
Список литературы:
В. В Петрова, Т. Д. Стульник Нравственное воспитание в детском саду. - М. :
Мозаика-Синтез, 2008-80с.
Т. С. Комарова Школа эстетического воспитания. - М. : Мозаика-Синтез, 2010 -352с.
Н. И. Лыговская, Н. В. Микляева Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду и школе. Реализация современных федеральных требований. УЦ Перспектива, 2011- 128с.