Наджие Умерова
Консультация для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в детском саду.
Автор: Умерова Наджие Назимовна
МБДОУ «Некрасовский детский сад «Ромашка» Советский район РК
Аннотация: В этой статье рассмотрим нравственно-патриотическое воспитание, как одно из важнейших направлений целостной основы личности, уделяя внимание рассмотрению методам и форм нравственного воспитания, формирование чувства любви к Родине.
Ключевые слова: ценностная основа, воспитание детей, дошкольники, Родина.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
Патриотизм — это одно из важнейших и наиболее значимых качеств гражданина. Воспитание патриота начинается с самого детства. Именно в дошкольных образовательных учреждениях закладывается основа для формирования гражданской и национальной идентичности у детей.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо. Это формирует у детей базовые ценности, такие как уважение к культуре и традициям своего народа, а также развивает личностные качества, необходимые для гармоничного существования в обществе.
Патриотическое воспитание способствует формированию у детей: нравственных чувств, нравственной позиции и нравственного поведения.
В данной статье мы рассмотрим основные аспекты нравственно-патриотического воспитания дошкольников, его цели, методы и практические рекомендации для воспитателей.
Цели нравственно-патриотического воспитания.
Основные цели нравственно-патриотического воспитания дошкольников включают:
1. Формирование гражданской позиции: Воспитание чувства принадлежности к своей стране, понимание её истории и культуры.
2. Развитие нравственных качеств: Уважение, честность, доброта и ответственность как основы взаимодействия с окружающими.
3. Мотивация интереса к национальным традициям: Ознакомление с обычаями, праздниками и культурными достижениями своего народа.
4. Создание условий для самовыражения: Поощрение детей к творческой деятельности, что способствует развитию их личной позиции.
Методы и формы работы.
Для достижения поставленных целей педагоги могут использовать разнообразные методы и формы работы:
1. Игровая деятельность.
Игры — это один из самых эффективных способов обучения дошкольников. Через ролевые игры, рассказы, примеры из жизни, театрализованные представления, художественные произведения и народные игры дети могут не только развлекаться, но и осваивать важные социальные навыки и усвоить патриотические ценности.
2. Художественное творчество.
Рисование, лепка, аппликация на темы родины, её природы и культуры помогают детям выразить свои чувства и мысли о родной стране. Занятия по музыке и хореографии также способствуют формированию патриотических чувств через знакомство с народными песнями и танцами.
3. Экскурсии и выезды.
Организация экскурсий в исторические места, музеи или на природные объекты позволяет детям наглядно познакомиться с наследием своей страны. Такие мероприятия укрепляют связь с историей и природой родного края.
4. Праздники.
Проведение мероприятий, приуроченных к национальным праздникам (День Победы, День России, помогает детям осознать значимость этих дат. Участие в подготовке праздников развивает у детей чувство гордости за свою страну.
5. Семейные традиции и обычаи.
Семья играет важную роль в нравственном воспитании. Совместные праздники и обсуждения семейных ценностей укрепляют моральные убеждения ребенка и формирует его устойчивые навыки поведения.
Практические рекомендации для воспитателей:
1. Создание позитивной атмосферы. Важно создать в группе атмосферу доверия и уважения, где каждый ребёнок чувствует себя комфортно. Это способствует более открытому восприятию патриотических идей.
2. Индивидуальный подход. Каждый ребёнок уникален; важно учитывать его интересы и способности при организации занятий. Это поможет сделать процесс обучения более эффективным.
3. Вовлечение родителей. Сотрудничество с родителями играет ключевую роль в нравственно-патриотическом воспитании. Совместные усилия помогут выработать у детей устойчивую систему ценностей. Проведение совместных мероприятий, обсуждение тематики патриотизма в семье поможет закрепить полученные знания.
4. Непрерывность процесса. Нравственно-патриотическое воспитание должно быть системным и последовательным на протяжении всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Каждое занятие должно включать элементы патриотического воспитания.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — это важная задача для педагогов детских садов. Это основа формирования гармоничной личности, способной жить в обществе, уважая права и интересы других. Такое воспитание формирует у детей не только любовь к родине, но и основы нравственного поведения в обществе.
Для достижения результатов в воспитании важно вызывать у детей положительные эмоции, сопереживание и интерес.
Применяя разнообразные методы и формы работы, воспитатели могут эффективно развивать у детей чувство гордости за свою страну и уважение к её культуре. Важно помнить, что именно в детстве закладываются основы будущей гражданской позиции человека, поэтому работа в этом направлении должна быть целенаправленной и систематической.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста играет ключевую роль в формировании их личностных качеств и чувства принадлежности к Родине. Это воспитание включает в себя развитие любви к родной стране, уважения к её культуре и истории. Таким образом для того, чтобы дети овладели нравственными понятиями и представлениями и превратили их в повседневную привычку, должна быть организована активная деятельность детей под руководством взрослых. Воспитатель применяет все средства и методы воспитания у ребенка нравственно- патриотических чувств его личности, так как он может научить образцам хорошего поведения.
Вызов нашей реальности требует адаптации традиционных подходов, но важность нравственных ценностей остается неизменной. Педагоги, родители и общество должны общими усилиями воспитать будущие поколение, которое будет жить в мире и уважать друг друга.
Игры для нравственно-патриотического воспитания.
1. Викторина "Моя родина - Россия": Цель обобщение знаний о России, её символах и традициях
2. Дидактические игры:
- "Я и мой город": формирует представления о родном городе и его истории.
- “Дом, в котором я живу”: формирует у детей конкретное представление о доме, как о жилище, а также общее представление, что дом — это там, где живут близкие люди.
- “Мой адрес…”: формирует умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города, номер дома, квартиры.
- “Родословное дерево”: расширяет представление о семье, учит ориентироваться в родственных отношениях.
- “Расскажи о своей семье”: формирует представление о себе, как о члене семьи и показывает значение семьи в жизни ребенка.
3. Игра "Как прадеды мир отстояли": воспитывает гордость за защитников Отечества через выбор военной профессии.
4. Русские народные игры: “Золотые ворота”, “Cо вьюном я хожу”, “У медведя во бору”, “Заря-Заряница”, “Колечко, колечко”.
Русская народная игра имеет многовековую историю. Игры сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение. Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству.
Список литературы:
1. "Моя Родина - Россия". Методические рекомендации. Издательство "Школьная Пресса", 2014.
2. Антонов Ю. Е, Левина Л. В., Розова О. В., Щербакова Е. А. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей. Издательство “Аркти”. 2003.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Издательство “Просвещение”, 1991.
4. Ветохина А. Я, Дмитренко З. С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Издательство “Детство- Пресс”, 2013.
5. Жучкова Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Издательство “Гном и Д“. 2008г.
6. Зеленова Н. Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Пособие для воспитателей. Издательство “Скриптолий 2003”, 2008.
7. Князева О. А., Маханева М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. : Издательство “Акцидент”, 1997.
8. Натарова В. И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж. “Учитель”, 2005.
9. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. Москва. “Педагогика”, 1990.
10. Пакулова О. А. Патриотическое воспитание в ДОУ. Издательство “Молодой ученый”. 2016.