Папки-передвижки

Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников

Светлана Ряховских
Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников. Статья 1.

Предлагаемые средства помогают совершенствовать физическое развитие детей.

Эти средства можно разделить на три самостоятельных и взаимодополняющих друг друга группы.

1-группа – профилактическая.

2 группа – интенсивная.

3 группа – сильнодействующая.

Каждая группа методов имеет конкретные цели и задачи.

Цель профилактической группы методов оздоровления – повысить адаптационные возможности организма ребенка к неблагоприятным воздействиям внешней среды, создать условия для последующего оздоровления ребенка.

Публикация «Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников» размещена в разделах

1. Закаливание носоглотки чесночным раствором.

Цель – профилактика и санация полости рта при ангинах, воспалительных процессах в полости рта.

Это лекарственное средство было известно в народе и применялось еще при Гиппократе. Оно очищает кровь, убивает болезнетворные микробы и считается лучшим народным средством против ОРВИ и ОРЗ.

Как приготовить чесночный раствор.

Чеснок размять, залить охлажденной кипяченой водой и настоять один час. На один стакан воды следует взять один зубчик чеснока среднего размера.

Этим раствором надо полоскать горло. Важно запомнить, что использовать раствор необходимо в течение 2 часов после приготовления. Для следующего полоскания необходимо за 2 часа приготовить новый раствор.

Когда можно применять этот вид закаливания.

Применять чесночный раствор можно с 1 октября по 1 апреля ежедневно перед выходом на улицу.

2. Промывание носа холодной водой.

Цель – восстановить носовое дыхание, освободить носоглотку от вирусной инфекции, препятствовать ее прохождению в верхние дыхательные пути.

Научите ребенка промывать нос вначале прохладной, а затем проточной холодной водой.

Как научить ребенка промывать нос.

Подставить под воду ладонь, одним пальцем зажать левую ноздрю, а правой легко и быстро втянуть воду из ладони в нос и резко вытолкнуть её. То же самое сделать правой ноздре.

3. Очистительный салат из свежих овощей в сыром виде.

Цель – способствовать очистке организма от шлаковых веществ, а также оптимальному режиму работы желудочно-кишечного тракта, выработке желудочного сока с помощью клетчатки.

Приготовление - мелко порезать капусту, морковь, укроп, сельдей. Можно заправить растительным маслом.

Давать ребенку за 15 минут до основного завтрака по 1 столовой ложке на голодный желудок.

4. Оздоровление с помощью деревьев.

Цель – дать детям заряд бодрости, снять внутреннее напряжение, освободиться от болевых ощущений, помочь почувствовать единение с природой посредством слова, мысли, чувства. Укрепить духовные и физические силы ребенка, помочь восстановить энергию.

В народной медицине существует целое направление – дендротерапия, или лечение с помощью деревьев. Каждое дерево имеет свою биоэнергетику, свой «психологический код».

Человеческий организм чутко откликается на него: с одним деревом он мгновенно становится дружен, с другим – испытывает тревогу и раздражительность, третье оставляет его равнодушным. И у каждого из нас есть свое дерево, наиболее близкое по своим биоэнергетическим характеристикам.

Все деревья условно делятся на «подпитывающие» и «откачивающие» энергию. Это не значит, что первые нам полезны, а вторые – вредны. Просто в разном состоянии нам нужны разные деревья.

Когда надо «откачивать» энергию.

«Отдавать» энергию надо при частых головных болях, остеохондрозе, неврозе сердца, избыточной функции щитовидной железы, а также при воспалениях и травмах.

Когда надо подпитывать энергию.

«Подпитка» необходима человеку при частых ангинах и простудах, артритах, ревматизме и желудочнокишечных расстройствах.

Какие деревья «подпитывают» энергию человека.

Сосна и береза подпитывают человека энергией.

Самые известные деревья, которые дают энергию, – это дуб, акация, рябина, клен, ясень, липа. Мощным энергетическим потоком обладают плодовые деревья в период цветения.

Какие деревья забирают энергию.

Ель, осина, тополь снижают боль при воспалительных процессах, т. е. удаляют избыток энергии.

К деревьям - «вампирам» относятся каштан, тополь, ольха, ива, вяз и черемуха. Именно эти деревья легко забирающие всю вашу отрицательную энергию.

Как найти «своё» дерево.

Возьмите полоску фольги от шоколадки длиной 10–15 см и шириной – 2–5 мм, потрите ее пальцами, потом возьмитесь за один конец большим и указательным пальцами и медленно подойдите к дереву.

Если другой конец фольги начнет отклоняться от дерева, значит, оно готово отдать вам свою энергию, если «прислоняться» к дереву – перед вами лесной вампир.

Найдите «свое» дерево», когда гуляете с ребенком. Прикоснитесь спиной к стволу, обхватите его руками, подогните одну ногу, прикоснитесь стопой к стволу дерева, закройте глаза и мысленно попросите: «Мать Природа, дай Здоровья». Прислушайтесь к своему организму, послушайте ритм работы всех внутренних органов.

Информация для размышления.

На Руси испокон веков считалось, что рябина приносит в дом счастье, и ее обязательно сажали возле избы или на огороде. Яблоня дарит любовь и веселое настроение, ива прогоняет лихорадку, акация повышает жизненный тонус, дуб улучшает работу мозга.

В старину кабинетную мебель делали только из дуба, а для лавок, кроватей и полатей предпочитали сосну. А вот береза – дерево капризное, требующее индивидуального подхода: она щедра и добра только к тем, кто ее любит.

Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников. Статья 2.

Все средства для совершенствования физического развития ребенка можно разделить на три группы методов : профилактические, интенсивные и сильнодействующие.

В этой статье побеседуем с вами о второй группе методов нетрадиционного оздоровления детей - об интенсивных методах.

К этой группе оздоровления детей относятся :

Оздоровительный бег,

• Утренняя гимнастика,

• Дыхательная гимнастика по системе Бутейко,

• Аутотренинг,

• Массаж и самомассаж.

1. Оздоровительный дозированный бег.

Цель оздоровительного дозированного бега – дать детям эмоциональный заряд бодрости и душевного равновесия, тренировать дыхание, улучшить газообмен, укрепить мышцы, кости и суставы.

Еще раз хочу напомнить вам о значении оздоровительного бега :

Оздоровительный бег отлично действует на верхние дыхательные пути, на мускулатуру кишечника, сердце легкие, вызывает активное потоотделение.

Оздоровительный бег вырабатывает выносливость, подготавливает организм к более сильным нагрузкам.

На что надо обратить особое внимание.

Оздоровительный бег – это не многочасовые гонки на преследование или выживание. Оздоровительный бег для детей дошкольного возраста должен быть строго регламентирован и дозирован.

Детям дошкольного возраста рекомендуется заклеивать рот медицинским лейкопластырем перед бегом. Зачем? Чтобы позволить ребенку самому регулировать физическую нагрузку и вовремя переходить на ходьбу.

Первые тренировки в экспериментальных детских садах показали, что, с одной стороны, рот заклеивать надо – ребенок учится правильно дышать носом и через рот в организм ребенка не попадает ненужный холодный воздух и частички пыли. Ребенок четко чувствует время и место остановки и переход на ходьбу. Но с другой стороны, дошкольникам не нравится сама процедура заклеивания и отклеивания рта.

Наш опыт показывает, что вначале ребенка надо научить правильно дышать и лишь затем постепенно увеличивать нагрузки и время бега.

Сколько по времени длится оздоровительный бег.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет)оздоровительный бег начинается с 1 минуты и постепенно увеличивается до 3-3, 5 минут.

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) длится от 1, 5 минут до 7 -12 минут в среднем темпе.

В какое время заниматься оздоровительным бегом с ребенком.

Проводить оздоровительный бег лучше :

• до утренней зарядки перед общеразвивающими упражнениями,

• в конце прогулки,

• после занятий.

Родители могут делать утреннюю пробежку вместе с ребенком до детского сада, предварительно облегчив одежду ребенку или перед непосредственным возвращением домой после вечерней прогулки.

Непрерывно бежать в течение 1- 1,5 минут дошкольники не могут, хотя, как кажется родителям, ребенок «носится» целый день.

Засеките время пробежки до детского сада и начните бегать вместе с вашим ребенком каждый день. Здоровья привалит не меряно!

Зачем надо облегчить одежду ребенка?

(то есть снять теплую кофту)

Во время бега вырабатывается много энергии, температура тела ребенка повышается. И если ребенок будет еще и в теплой одежде, то неминуемо быстро вспотеет, и в прохладную погоду переохладится, что приведет к заболеванию, а не к оздоровлению.

2. Утренняя гимнастика и лучший вариант - на свежем воздухе.

Цель – повысить психоэмоциональный и мышечный тонус, развить приспособляемость ребенка к возрастающим физическим нагрузкам, активизировать обменные процессы.

В облегченной одежде ребенок начинает утро с оздоровительного бега в медленном темпе. Можно бегать по комнате. Но лучший вариант, конечно, на улице.

Бег заканчивается переходом на ходьбу и с выполнением упражнений на регулировку дыхания и выполнением упражнений на расслабление.

Комплекс упражнений состоит из 2-3 упражнений на разные группы мышц. Сначала для мышц рук и шеи, (разведение-сведение, махи вверх-вниз, вперед-назад, повороты головы вперед-назад, вверх-вниз,затем для мышц туловища (наклоны вниз или в стороны, повороты, прогибания, для мышц ног (приседания, махи) и разные виды прыжков (на двух или на одной ноге, поочередно, с поворотами, вправо-влево, вперед-назад)

3. Дыхательная гимнастика по системе Бутейко.

Цель – обеспечить полноценную работу бронхов, очистить слизистую дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру.

Лучше проводить этот вид гимнастики в тихой комнате, где нет посторонних шумов.

В чем смысл и значение дыхательной гимнастики.

Выполняя дыхательную гимнастику, мы приводим себя в гармонию с самим собой (с самой собой) и с Вселенной.

Это укрепляет и оздоравливает систему дыхания, улучшает деятельность желудка и желудочно-кишечного тракта в целом, благотворно действует на нервную систему.

И что еще очень важно - дыхательные упражнения с задержкой снижают бронхоспазм, применяются при астме.

3. Аутотренинг.

Цель – воздействовать на подсознание с помощью расслабления мышц, дыхания, сосудов, а также с помощью отдельных формул аутогенной тренировки учить детей расслабляться.

В чем смысл и значение аутотренингов для ребенка.

После двигательной активности (физкультурного занятия, оздоровительного бега, прогулки) многие дети не в состоянии самостоятельно вернуть системы и органы своего организма в нормальное рабочее состояние.

Поэтому ребенку надо показать и научить этим простым способам.

Способ №1. Сесть в кресло или лечь на диван и расслабиться, отвлечься от тревожных мыслей. Дышать глубоко и спокойно.

Можно использовать такую формулу:

Напряженье улетело…

И расслаблено всё тело(2 раза,

Будто мы лежим на травке,

На зеленой мягкой травке…

Греет солнышко сейчас…

Руки тёплые у нас…

Жарче солнышко сейчас…

Ноги тёплые у нас…

Дышится легко…ровно…глубоко…

Губы теплые и вялые

И нисколько не усталые,

Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется(2 раза,

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык.

Нам понятно, что такое

Состояние покоя…

Вполне возможно включить и проговаривать эти слова на фоне спокойной классической музыки или музыки природы (музыка ручейка, моря, ветра)

4. Массаж и самомассаж.

Цель – при влечь ребенка к самопрофилактике, эксперсс-диагностике и реабилитации в ранние периоды заболевания, научиться серьезно и бережно относиться к здоровью, а также повысить защитные средства слизистых оболочек глотки, гортани, трахеи, бронхов и др.

Во время утренних процедур научите ребенка делать самомассаж ушных раковин и пальцев.

Что? Вы думаете это долго и неинтересно для ребенка?

А сколько минут чистит ребенок зубы? Сколько сидит в туалете? И вы не можете использовать эту самую минутку для формирования здоровой привычки? Конечно, можете!

Пальчиковая гимнастика на развитие мелкой моторики руки.

Текс Движения

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал: Плавные, волноообразные движения ладонями.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки –золотой Загибать по одному пальчику на обеих руках.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. Укладывать ладони на колени.

Пальчиковая гимнастика «Птички»

Текс Движения

Эта птичка-соловей,

Эта птичка-воробей,

Эта птичка совушка - сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Та птичка-коростель, Загибать по одному пальчику

Эта птичка – злой орлан. Махать сложенными кресс-накрест ладонями

Птички, птички- по домам. Махать обеими руками, как крыльями

Блоки здоровья (младшая группа)

Блок N 1

Вторая младшая группа

Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка»

Дети выполняют массаж пальцев правой и левой руки.

Этот пальчик – дедушка (большой палец)

Этот пальчик – бабушка (указательный палец)

Этот пальчик – маменька (средний палец)

Этот пальчик – папенька (безымянный палец)

А этот пальчик – малыш (мизинец)

Гимнастика «Мы топаем ногами»

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой,

Мы руки поднимаем,

Потом их опускаем,

Мы руки подаем

И бегаем кругом.

Дети выполняют движения соответственно тексту.

Блок N 2

Средняя группа

В группу к детям приходит «Доктор Айболит».

Беседа с детьми о здоровье.

Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

• Каждое утро после сна умываться, принимать душ.

• Чистить зубы два раза в день, утром и вечером.

• Делать зарядку.

Поговорить с детьми о частях тела.

Доктор Айболит загадывает детям загадки о частях тела. Дети отгадывают и показывают части тела на себе.

Оля весело бежит А для этого нужны

К речке по дорожке Нашей Оле (ножки)

Лера слушает в лесу, А для этого нужны

Как кричат кукушки Нашей Лере (ушки)

Настя смотрит на кота, А для этого нужны

На картинки, сказки. Нашей Насте (глазки)

Даша ягодки берет А для этого нужны

По две, по три штучки. Нашей Даше (ручки)

Вова ядрышки грызет, А для этого нужны

Падают скорлупки. Нашему Вове (зубки)

Не сеют, не сажают,

Сами вырастают, (волосы)

Если б не было его,

Не сказал бы ничего, (язык)

Массаж биологически активных точек «Снеговик» для профилактики простудных заболеваний.

Раз – рука, два – рука. Вытягивают вперед одну руку, потом – другую.

Лепим мы снеговика. Имитируют лепку снежков.

Три – четыре, три – четыре, Поглаживают ладонями шею.

Нарисуем рот пошире.

Пять – найдем морковь

Для носа, Кулачками растирают крылья нос

Угольки найдем для глаз.

Шесть – наденем шляпу косо, Приставляют ладони ко лбу «козырьком»

и растирают лоб.

Пусть смеется он у нас.

Семь и восемь, семь и восемь Поглаживают колени ладошками.

Мы плясать его попросим.

Блок N 3

Старшая – подготовительная группа (логопедическая)

Беседа с детьми о здоровом образе жизни «Как укреплять и сохранять здоровье».

Беседа о здоровой, полезной пище.

Игра «Совершенно верно».

Дети говорят «совершенно верно», если это нужно по смыслу стихов, которые им читают.

Ешь побольше апельсинов,

Пей морковный вкусный сок

И тогда ты точно будешь

Очень строен и высок.

Если хочешь стройным быть,

Надо сладкое любить

Ешь конфеты, жуй ирис

Строен, стань как кипарис.

Чтобы правильно питаться,

Вы запомните совет:

Ешьте фрукты, кашу с маслом,

Рыбу, мед и винегрет.

Не забудь перед обедом

Пирожком перекусить.

Кушай много, чтоб побольше

Свой желудок загрузить.

Нет полезнее продуктов

Вкусных овощей и фруктов.

И Сереже и Ирине –

Всем полезны витамины.

Если хочешь быть здоровым,

Правильно питайся,

Ешь побольше витаминов,

С болезнями не знайся!

Наша Люба булки ела

И ужасно растолстела.

Хочет в гости к нам прийти

Да в дверь не может проползти.

Массаж биологически активных точек «Неболейка»

Чтобы горло не болело поглаживание ладонями шею сверху вниз

Мы его погладим смело

Чтоб не кашлять, не чихать указательными пальцами растирать

Будем носик растирать, крылья носа

Лоб мы тоже разотрем, прикладывают ко лбу ладони «козырьком»

Ладони ставим козырьком, и растирают его движениями в стороны

Знаем, знаем, да – да – да, потирают ладони друг о друга

Нам простуда не страшна.

Блок N 4

Старшая группа.

Дети выполняют массаж биологически активных точек «Снеговик»

(смотреть в блоке N2)

Игра «Как живешь?». Дети произносят текст и выполняют движения.

Как живешь? Вот так! Показывают большой палец.

Как плывешь? Вот так! Имитируют плавание.

Как идешь? Вот так! Ходьба на месте.

Вдаль глядишь! Вот так! Приставляют ладонь ко лбу.

Машешь вслед. Вот так! Машут кистями рук.

Как шалишь? Вот так! Ударяют кулачками по надутым щекам.

Массаж спины «Дятел»

Дети встают в колонну друг за другом, и делают массаж впереди стоящему

человеку.

Дятел жил в дупле пустом, похлопывают ладонями

Дуб долбит, как долотом.

Тук – тук – тук, тук – тук – тук! поколачивают пальцами

Долбит дятел крепкий сук.

Клювом, клювом он стучит, постукивают кулачками

Дятел ствол ему долбит.

Дятел в дуб всё тук да тук постукивание ребрами ладоней

Дуб скрипит: Что там за сук?

Дятел клювом постучал, поглаживание ладонями

Постучал и замолчал,

Потому что он устал.

Пальчиковая игра «Пирожки»

Раз, два, три, четыре – сжимают и разжимают пальцы

Ловко тесто замесили.

Раскатали мы кружки трут круговыми движениями ладони друг о друга

И слепили пирожки,

Пирожки с начинкой: поочередно хлопают одной ладонью сверху

Сладкою малинкой, по другой

Морковкой и капустой,

Очень – очень вкусной.

Из печи достали – протягивают обе руки вперед, разведя их

Угощать всех стали, чуть в стороны

Пахнет в доме пирогами.

Вот и гости. Все с цветами.

Публикации по теме:

Нетрадиционные методы работы с родителями Здравствуйте Уважаемые коллеги. Тема доклада: «Нетрадиционные методы работы с родителями» Подготовила: Иванец Г. С. Фгос предполагает.

Презентация «Нетрадиционные методы рисования» Одним из основных видов деятельности детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение (детский сад) во всех возрастных группах является.

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у дошкольников в детском саду» Цель: Дать представление воспитателям ДОУ о различных традиционных и нетрадиционных формах и методах развития мелкой моторики детей дошкольного.

Консультация «Нетрадиционные методы рисования» Уважаемые родители! Вам известно,что можно рисовать кисточкой,красками,карандашами. Я вам предлагаю новые способы. Я уверена,что вашему ребенку.

Мастер-класс «Нетрадиционные методы в логопедии — биоэнергопластика» 1 слайд Нетрадиционные методы в логопедии – биоэнергопластика • В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических.

Нетрадиционные формы оздоровления детей дошкольного возраста Нетрадиционные формы оздоровления детей дошкольного возраста. Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется.

Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного.

Нетрадиционные методы закаливания в условиях ДОУ по Ю. Ф. Змановскому Закаливание - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (пониженной или повышенной.

Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ» .

Традиционные и нетрадиционные методы закаливания Традиционные и нетрадиционные методы закаливания В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья. При этом заболеваемость детей остается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников
Опубликовано: 21 сентября 2018 в 14:09
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ряховских (УИ 843831) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД