ольга тихонова
Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»
«Детский сад комбинированного вида № 187 «Умка»
Практикум
«Нетрадиционные формы оздоровления детей в ДОУ»
Тихонова О. В., воспитатель
Архангельск – 2017 г.
Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья и физическому развитию детей. Известно, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Публикация «Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников» размещена в разделах
Именно поэтому, педагогический процесс современного детского сада немыслим без использования как традиционных методов оздоровления детей так и несколько модифицированных нетрадиционных форм оздоровления дошкольников. Их внедрение не ставит целью достижения детьми высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить к здоровому образу жизни, осознанному отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, привить любовь к физической культуре и спорту.
Все мы знаем такие традиционные формы оздоровления детей как утренняя гимнастика, прогулка и игры на свежем воздухе и т. д.
Но кто-нибудь из вас задумывался над тем как традиционные формы можно превратить в нетрадиционные?
Например, мы знаем, что утренняя гимнастика является одной из важных форм оздоровления, т. к. ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики.
Наряду с традиционной утренней гимнастикой в практику дошкольного учреждения можно включить и нетрадиционные варианты, как в содержательном плане, так и в методике проведения.
Например:
1. Утренняя гимнастика игрового характера включает в себя 2–3 подвижные игры ( например: Птички в гнёздышках» 2-3раза. -младшая группа, средняя группа- «Слушай сигнал» (4-5р) (стимулирует внимание, учит точно и быстро реагировать на звуковой сигнал) ,старшая группа-«Найди свое место в колонне» (3-4р) -или 5–7 игровых упражнений имитационного характера, а также разной степени интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия
2. Утренняя гимнастика в форме оздоровительного или дозированного бега.
Еще мыслители Древней Греции говорили:
«Хочешь быть здоровым – бегай!
Хочешь быть красивым – бегай!
Хочешь быть умным – бегай!»
Оздоровительный или дозированный бег дает детям эмоциональный заряд бодрости и духовного равновесия; тренирует работу сердца, органов дыхания, укрепляет мышцы.
- Как вы думаете, какой бег называется оздоровительным? (ответы слушателей)
Оздоровительным называется бег в медленном или среднем темпе с постепенным увеличением расстояния и времени (начинать с 1-2 минут, прибавляя каждые 2 недели по 15 секунд). В начале бега выполняется легкая разминка для разогрева мышц, в конце – переход на ходьбу и дыхательные упражнения.
- Как вы думаете, когда и как часто можно проводить такой вид утренней гимнастики? (ответы слушателей)
- Этот тип утренней гимнастики рекомендуется проводить 1-2 раза в неделю в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе при личном участии педагога в беге.
- Для чего нужно личное участие педагога в беге? (ответы слушателей)
Длительность пробежки - индивидуальна. Очень важно, чтобы у ребенка в конце пробежки количество ударов сердца в минуту не превышало 170.
3. Утренняя гимнастика в форме танцевально-ритмическая гимнастика – представляет образно-танцевальные композиции, имеющие целевую направленность, сюжетный характер и завершенность (Ритмическая гимнастика «Часики», «Расправляем крылышки»
4. Утренняя гимнастика в форме креативной гимнастика – способствует внедрению в работу с детьми нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы, двигательного творчества. Благодаря этой форме работы создаются благоприятные возможности для развития способности детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности. В этот вид гимнастики включаются творческие игры и специальные задания для детей:
Слушателям предлагается выполнить отдельные упражнения
- выразительная ходьба (ходьба с закрытыми глазами);
- ходьба с концентрацией внимания на телесных ощущениях при вхождении в образ («бодрость», «напряженность», «страх», «усталость», «расслабленность»);
- создай образ предмета (имитация движения неодушевленных предметов : паровоз, башенный кран, ножницы, сад скульптур, магазин посуды, магазин игрушек);
- «пробеги как…», «проползи как…» (змея, жук, следопыт, т. е. вхождение в образ.
- «придумай свой прыжок»;
- «придумай упражнение;
- «отгадай загадку»
- подвижные игры («Где бывали, мы не скажем, а что делали – покажем», «Море волнуется раз…» и др.).
На сегодняшний день в нашей стране становится очень популярна «Скандинавская» или «Нордическая ходьба». Ходьба с палками, или северная ходьба – это вид ходьбы на свежем воздухе с использованием специальных палок, похожих на лыжные. Высота палок для ходьбы рассчитывается по формуле: А = В * 0,7, где А – высота палок, В – рост ребенка в сантиметрах (например, при росте 100 см – палки 70 см). При такой ходьбе работают 600 мышц тела человека, что составляет 90% всей мышечной системы. Расход энергии увеличивается на 40-45% по сравнению с обычной быстрой ходьбой без палок.
Скандинавская ходьба – это кладезь оздоровительного эффекта, направленного на:
- улучшение сердечной деятельности и кровообращения,
- улучшение работы легких;
- активизацию процессов обмена веществ;
- укрепление мышц туловища;
- улучшение координации движения;
- повышение стрессоустойчивости организма;
- оказание общеукрепляющего воздействия на весь организм в целом.
Скандинавская ходьба вобрала в себя технику двух направлений спорта: лыжи (но палки служат не «отталкивателем» от земли, а «удерживателем» тела в равновесии) и спортивная ходьба (шаг с перекатом с пятки на носок). Дыхание спокойное – вдох носом, выдох ртом. Такая форма оздоровления подходит детям любого возраста и физического развития для любого сезона.
Для того чтобы освоить правильную технику, дающую заметный эффект, достаточно нескольких занятий. При регулярной ходьбе с палками сама собой изменяется походка, регулируется дыхание, выправляется осанка, снижается нагрузка на суставы.
Еще одной доступной формой оздоровления детей по праву можно считать терренкур – лечебная ходьба (от франц. terrain – местность и нем. kuhr – лечение). Как правило, терренкур проводится в естественных природных условиях, на свежем воздухе, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности. Терренкур, или дозированная ходьба, – это чередование ходьбы по ровному месту и пересеченной местности по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности с целью регуляции кровообращения. Терренкур помогает укреплять сердце и сосуды. Этот способ оздоровления был предложен немецким врачом М. И. Эртелем в 1885 году для лечения больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями. В нашей стране он стал популярным с 20–30-х годов прошлого столетия. Маршруты терренкура разбивают на станции, расположенные через 100 м друг от друга. На каждой станции указывают ее номер, протяженность маршрута от начального пункта, угол подъема, высоту над уровнем моря. Естественный терренкур лечит не столько дозированной нагрузкой, сколько общением с природой, чистым воздухом, психоэмоциональным комфортом.
Вы спросите, как же терренкур можно внедрить в практику работы детского сада? Давайте вместе подумаем. Если терренкур – это чередование ходьбы по ровному месту, с постепенным наращиванием темпа двигательной активности, то, что мы как педагоги можем в этом случае предложить? (ответы слушателей)
Терренкур в ДОУ – это ходьба, прыжки, бег, подвижные и спортивные игры с использованием прохождения данных маршрутов по территории детского сада, т. е своего рода это полоса препятствий, которую дети могут преодолеть в соответствии с возрастными особенностями и возможностями.
- Как вы думаете, какое обязательное условие должно соблюдаться при использовании данного вида оздоровления детей? (ответы слушателей)
Новая оздоровительная форма интересна и удобна детям, потому что им нравятся:
- простота и естественность движений;
- возможность выполнять их в любое время на воздухе.
Формируя у дошкольников привычку вести здоровый образ жизни, используя при этом различные физические упражнения и активные игры мы не должны забывать о закаливание как о средстве оздоровления детей. В этом случае нам для работы с детьми подойдет такая форма как игровой самомассаж. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев.
Перед проведением самомассажа педагогу следует попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет подбор музыкального сопровождения, а также интонационное разнообразие речи педагога. Нужно суметь и музыкой, и речью, и мимикой создать сказочную, волшебную атмосферу. Например:
Комплексы выполняются совместно со слушателями
Комплекс игрового массажа «Наши ушки»
1. Загнуть руками уши вперед (4 раза);
2. Прижать руками ушные раковины, затем отпустить (4 раза);
3. Потянуть руками мочки ушей в стороны, вверх, вниз, отпустить (4 раза);
4. Указательным пальцем освободить слуховые отвороты от «воды» (4 раза).
Вариант игрового комплекса массажа «Наши ушки»
1. Загнуть вперед ушные раковин всеми пальцами, прижать, резко отпустить (5-6 раз) – о данное упражнение способствует улучшению самочувствия всего организма;
2. Оттянуть вверх ушные раковины кончиками большого и указательного пальцев (5-6 раз);
3. Потянуть мочки ушей вниз (5-6 раз)
Данные упражнения полезны при закаливании горла и полости рта.
Комплекс «Массаж козелка» :
1. Захватить большим и указательным пальцами козелок сдавливать.
2. Поворачивать его во все стороны в течение 20-30 секунд.
Данный комплекс стимулирует функцию надпочечников, укрепляет нос, горло, гортань, помогает при аллергии.
Комплекс «Греем ушки»
1. Растирание ушей ладонями (15-20 секунд).
Обучая детей премудростям сохранения и укрепления физического здоровья необходимо научить ребенка управлять своими чувствами и эмоциями, преодолевать свое внутреннее и мышечное напряжение, т. е. научить приемам релаксации.
Для получения наибольшего оздоровительного эффекта необходимо соблюдать следующие правила:
- упражнения на релаксацию выполнять в тихой, спокойной обстановке (используя при этом спокойную музыку);
- расслабляться с закрытыми глазами;
- в зависимости от условий использовать различные позы;
- не спешить заканчивать релаксацию (дети могут полежать, если им хочется);
- выходить из этого состояния медленно и спокойно: сначала потягиваться, словно после пробуждения ото сна, затем открывать глаза и потихоньку садиться.
«Облака»
Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. Все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.
Здоровье - это не только отсутствие каких-либо болезней, но и физическое, духовное благополучие человека.
Главной задачей ДОУ является сохранение и укрепление физического здоровья детей, а так же повышение его потенциала.
Нетрадиционные методы, при разумном использовании помогают детям справиться с проблемами в развитии, повышают работоспособность, улучшают память