Елена Казанова
Нетрадиционные формы оздоровления детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные формы оздоровления детей дошкольного возраста.
Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Всё, что приобретено ребёнком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь.
На основании ФГОС До от 01.01. 14 года и программы воспитания «От 0 до школы» под редакции Вераксы дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Публикация «Нетрадиционные формы оздоровления детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Главная особенность здоровьесберегающего воспитания – это формирование соответствующей мотивационной сферы детей, т. е. поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья. Эта мотивационная направленность в дальнейшем должна стать доминирующей в поведении детей, их стремление вести здоровый образ жизни. Прежде всего, педагогам и родителям необходимо иметь чёткое представление о здоровом образе жизни и научить этому ребёнка.
В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости детей.
Оздоровление детей с помощью разных видов гимнастики.
Дыхательная гимнастика.
Дыхательные упражнения - эти упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое, развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.
Правильное дыхание.
Еще одно необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.
Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.
Дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой, предусмотрена для детей дошкольного возраста, начиная с трех лет. Данная методика направлена на восстановление нарушенного носового дыхания, улучшает дренажную функцию легких, устраняет некоторые морфологические изменения в бронхо-легочной системе, повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно-психическое состояние.
Психогимнастика.
С первых минут жизнь каждого человека вплетена в ткань человеческих отношений. Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком, если рядом не будет другого человека - источника внимания и поддержки, партнера по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире и способах его познания.
Первые формы социального контакта - улыбка. Развитие личности происходит по двум направлениям: социализации (присвоение общественного опыта) и индивидуализации (развитие самостоятельности в принятии решений и в организации своей деятельности). Именно на гармонизацию этих двух линий развития ребенка и направленно образование, реализующее личностно-ориентированный подход. Важно использовать на занятиях психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.
Психогимнастика по методике М. И. Чистяковой, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.
Звуковая гимнастика.
Звуковая гимнастика Лобанова является одной из разновидностей дыхательной гимнастики. Гимнастика состоит из специальных упражнений, связанных с произнесением звуков и их сочетанием в определенной работе и строго определенным способом. Начинается гимнастика с обязательного выполнения 2 упражнений: очистительного вдоха - «п, ф, т, р» и закрытого стона «ммм».
При произнесении звуков вибрация голосовых связок передается на легкие, трахею, бронхи и от них на грудную клетку, эта вибрация действует на бронхи и тем самым способствует профилактике бронхита.
Для звуковой гимнастики характерны следующие особенности дыхания: вдох через нос (1-2 с) пауза, активный выдох через рот (2-4 с, пауза.
Вдох плавный, бесшумный, равномерный, глубокий. Выдох больше вдоха вдвое. Звуковые упражнения нужно выполнять медленно, спокойно, без напряжения, каждый звук должен произноситься строго определенным образом, только тогда звуковая гимнастика дает лечебный результат. Упражнения действуют подобно вибромассажу.
Для эффективности звуковой гимнастики необходимо соблюдать следующие правила:
-Занятия по возможности проводить на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении.
-Одежда мягкая, свободная.
Проводят занятия до приема пищи или через 1,5-2 часа после еды, лучше в утренние часы, 1-2 раза в день по 5-6 минут. Упражнения можно выполнять сидя, стоя, лежа.
Восточная гимнастика.
Нетрадиционное оздоровление в детском саду помогает осуществить восточная гимнастика. Она используется в общеразвивающей части занятий по физической культуре и во время физкультурных пауз.
Эти упражнения используются в общеразвивающей части физкультурных занятий или во время физкультурных пауз. Для гимнастики не требуется специально организованного места, ее можно проводить в любом помещении, в любой легкой одежде, не нужно ни атрибутов, ни пособий. Все упражнения дети выполняют сидя на полу по-турецки или сидя на стуле, босиком или в легких носочках.
Комплекс гимнастики состоит из пятнадцати постепенно усложняющихся упражнений, в которых невысокая физическая нагрузка чередуется с расслаблением отдельных частей руки. Комплекс используется в работе с детьми, начиная с 3-летнего возраста, но в укороченном варианте.
Лечебные игры.
Дети очень не любят лечиться, поэтому, как только спадает период обострения заболевания, на помощь приходят давно, забытые игровые упражнения и игры, автором которых является А. С. Галанов.
В результате использования лечебных игр мы не только лечим детей, но и способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости.
Правильно организованная двигательная активность помогает организму справиться с недугами и сформировать правильные навыки движения, дыхания благодаря многократным упражнениям.
Ребенка, практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие – либо, даже самые полезные упражнения; должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому что это нравится. В результате использования лечебных игр мы не только лечим детей, но и способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости.
Во время игры часто возникают неожиданные, смешные ситуации. Это вызывает искренний смех и у детей и у взрослых. Непринужденная веселая атмосфера не дает ребенку «уйти» в болезнь, позволяет родителям проявить к ним больше внимания и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере любви, заботы и радости.
Радость и эмоциональный подъем способствует скорейшему выздоровлению ребенка.
Игровой массаж.
Игровой массаж А. Уманской и К. Динейки обладает не только лечебным действием, он оказывает влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Так же игровой массаж стимулирует рост и развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса, является своеобразным раздражителем рецепторов кожи глубже лежащих тканей. Данный массаж проводиться воспитателями 2–3 раза в неделю, как часть бодрящей гимнастики после сна.
Детские тренажёры.
Комплекс упражнений общеразвивающего воздействия с использованием различных тренажеров для детей старшего возраста оказывает огромное влияние на развитие разных групп мышц и укрепление мышечного тонуса. В процессе выполнения упражнений у детей формируются двигательные навыки, укрепляются мышцы стоп и формируется правильная осанка.
Фитбол.
Интересными являются упражнения на детском фитболе. Эти занятия считаются полезными и доступными для всех без исключения, так как у фитбола для детей нет никаких противопоказаний. Благодаря этим занятиям у детей формируются жизненно важные двигательные навыки, развивается гибкость, прыгучесть и аэробная выносливость. Занятия лучше проводить под веселую музыку. Используя мяч с рожками, можно прыгать и скакать. Преимущества, которые дает фитбол для детей :
-улучшается кровоснабжение позвоночника, внутренних органов и суставов;
-развиваются двигательные качества;
-развивается и совершенствуется координация движений и равновесие.
Релаксация.
Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов, звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Не менее важным является эмоциональный климат занятия. "Самые здоровые и красивые люди - это те, которых ничего не раздражает", - говорил Г. Лихтенберг.
Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Пальчиковые игры – весёлое, увлекательное и полезное занятие. Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев». Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческих способностей, фантазии. Простые движения помогают убрать напряжения не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.
Гимнастика для глаз.
Гимнастика для глаз проводится во время занятия в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
Артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Корригирующая гимнастика.
Гимнастика после сна, корригирующая гимнастика, бодрящая гимнастика –разные названия, но одна цель: способствовать пробуждению после дневного сна, тонизировать весь организм, воздействуя на биологически активные точки, предотвращать простудные заболевания, укрепить дыхательный тракт, воспитывать бережное отношение к своему телу, дать заряд бодрости на вторую половину дня.
Корригирующая гимнастика это один из видов лечебной гимнастики, необходимый каждому ребенку. Корригировать -значит исправлять. А исправлять в фигуре и здоровье современного ребенка, к сожалению, есть что. Плюсы этой гимнастики:
• делается весело под музыку,
• начинается прямо в кровати, длится 5-10 минут,
• очень проста в выполнении
• делать ее нужно ежедневно, чтобы всегда быть в тонусе.
Рекомендуемая последовательность выполнения:
1. Включить веселую негромкую музыку.
2. Начинаем делать разминку в постели. Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей от сна к бодрствованию. Основные движения: потягивание, поочерёдное поднимание и опускание рук и ног, элементы пальчиковой гимнастики, самомассаж. Длительность проведения-2минуты.
Потягивание: можно сделать это лежа на спине, руки за головой, ноги –прямые. Попеременно «разбудили» правую, потом левую ручку; правую, потом левую ножку, потягивая их к спинке кровати. Можно предложить детям собраться в комочек (холодно, потом вернуться в исходное положение и потянуться всем телом, растягивая позвоночник (тепло). Также потягивания можно выполнить, лежа на спине, на боку и сидя.
Поочерё дное поднимание и опускание рук и ног: подойдёт имитация ходьбы по лесенке, катание на велосипеде в гору и под горку, плавание брасом и кролем и т. д.
Элементы пальчиковой гимнастики: сидя на кроватке, играем с пальчиками.
Самомассаж: головы, лица, ладоней, рук, ног, животика. В основном, поглаживание и растирание. Головы помыли, вытерли полотенцем; потерли ладошки и проверили, согрелись ли, приложив к щечкам; потерли «мочалкой» руки и ноги; погладили животик по часовой стрелке.
Нужно научить детей не давить при массаже со всех сил, а нажимать легонько, аккуратно.
3. Бодрящая гимнастика игрового характера около кроваток на ковриках. Длительность 2 минуты.
СУ-ДЖОК
Приемы Су-Джок терапии используют с целью общего укрепления организма, для улучшения психоэмоционального состояния детей, для формирования чувства ритма, при тактильной стимуляция в определённом ритме и развитию мелкой моторики пальцев рук. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла, в течение 1 минуты. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм.
Цветотерапия и сенсорная комната.
По своему воздействию на организм детей цвет имеет колоссальное значение: он служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития. Необходимо учитывать, что дошкольное детство является еще и периодом интенсивного сенсорного развития.
Цветотерапия.
Цветотерапия – это восстановление индивидуального биологического ритма с помощью специально подобранного цвета. Цвет влияет на состояние ребёнка, его чувства, повышает тонус, либо успокаивает. Что касается цветотерапевтических приемов, то можно использовать такие как «Волшебные очки», где ребёнок, надевая очки с цветными стёклами, видит всё в красных, зелёных, синих цветах.
В этой игре сочетается воздействие цветом и речевой активностью (скажи «красные сапоги», «красный мяч», «Красное окно» и др., игра «путешествие в цветную страну» (определенному цвету «посвящается» от 2 часов до целого дня в виде одежды, выставок и пр., «коврик настроений», «цветная вода», «зажги радугу».
Сенсорная комната.
Для детей с патологией речи с успехом применяют сенсорную комнату.
Специфическое оборудование сенсорной комнаты позволяет в привычном для детей пространстве выполнять разнообразные предметно-практические и игровые действия, сочетая двигательную и речевую активность. Этому способствуют определенные модули и стимуляторы, которые имеют привлекательный, красочный вид с затейливой подсветкой и формой.
Именно здесь создается дополнительная стимуляция слуховых, зрительных, тактильных и вестибулярных рецепторов, которая накладывается на запрограммированную педагогическую деятельность логопеда-дефектолога.
Фитотерапия.
Фитолечение- сопутствовало людям с древнейших времен, поскольку именно части растений служили первой пищей для человека. Испытывая на себе действие различных растений, наблюдая за тем, как излечиваются животные, поедая различные травы, человечество накапливало бесценный опыт фитотерапии и передавало его из поколения в поколение. С появлением письменности различные рецепты лечения травами закреплялись в рукописном наследии, и дошли до наших дней в египетских папирусах, древнеиндийских и китайских трактатах, берестяных грамотах Древней Руси.
В профилактической педиатрии лекарственным растениям отводится важная роль в связи с их мягким действием, возможностью длительного применения, отсутствием привыкания и побочных эффектов, широким спектром рабочих концентраций. Они усваиваются гораздо лучше, чем витамины выделенные синтетическим путём.
Фитотерапию как здоровьесберегающее направление можно применять в
ДОУ. Фитотерапия может проводиться всем детям дошкольного учреждения, начиная с трехлетнего возраста без специальных ограничений. Детям более младшего возраста фитотерапия проводится по индивидуальным медицинским показаниям отмечают исследователи в данной области З. С. Макарова, Л. Г. Голубева, и др.
Лекарственные растения могут вводиться различными способами:
• Внутрь- в виде настоев, отваров отдельных растений, сборов, подбираемых индивидуально для каждого конкретного ребенка, фиточаев, кислородных коктейлей;
• наружно (местная фитотерапия) — орошения, пульверизация, промывания, полоскания, смазывания;
• ингаляционно — тепло-влажные, ультразвуковые ингаляции, арома- аэрофитотерапия;
• в виде ванн — бальнеофитотерапия.
Коррекционные технологии.
Технология музыкального воздействия.
Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. При использовании музыки помню об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Широко использую музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т. д.) Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Включаю спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и прошу их закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у них положительные эмоции. Обращаю внимание детей на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть их тела.
Сказкотерапия.
Используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
При изучении психолого-педагогической литературы выявлено, что к понятию здоровья разработано много подходов. Наиболее часто применяется определение, данное Всемирной организацией здравоохранения. Целостный взгляд на здоровье включает четыре компонента: физический, духовный, психологический и социальный.
Здоровье человека зависит от: условий и образа жизни на 50%; генетических факторов на 20%; влияния экологических факторов на 20-25%; состояния медицины – на 10 %.
Комплекс мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся в процессе обучения называется здоровьесберегающей технологией.
Основными элементами здоровьесберегающей технологии являются следующие составляющие:
информационная;
инструментальная;
социальная;
финансовая;
нормативно-правовое обеспечение.
Для оздоровления детей в детской дошкольной организации применяются разные методы. В работе описаны нетрадиционные методы.
Большое значение имеют различные виды гимнастик:
• дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой;
• психогимнастика по методике М. Чистяковой;
• звуковая гимнастика Лобанова;
• Комплекс звукового дыхания по М. Л. Лазареву.
Также применяется игровой массаж, фитбол, элементы восточной гимнастики для детей.
Наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка дошкольного возраста – это игра. В игре дети учатся контролировать и оценивать себя, владеть своим телом, понимать, что они делают. Интегрированные игры, сочетающие в себе возможности для решения большого количества образовательных и оздоровительных задач, объединенных общей блок-темой называют матрицей. Игровые матрицы имеют широкие возможности для оздоровления детей.
В последнее время приобретает популярность применение фитотерапии для оздоровления детей и профилактики заболеваний. В этой связи интересным является создание на участке детского сада аптекарского города. Аптекарский город служит источником сырья для фитотерапии, а также средством экологического, эстетического и трудового воспитания детей.