Инна Елхина
Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников «Крым — моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
«Нельзя любить свою большую Родину – Россию, если не знаешь края, в котором живешь!»
Перед педагогами МБДОУ № 5 стоит немаловажная задача – воспитание любви к «малой Родине»
В нашем детском саду с 2017 года ведется активная работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Планирование воспитательно-образовательной деятельности МБДОУ № 5 (в том числе планирование и разработка рабочей программы деятельности всех узких специалистов) осуществляется в рамках именно патриотического направления.
Публикация «Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников „Крым — моя малая Родина“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Крым. Родной край
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Программа патриотического воспитания в МБДОУ № 5 подразумевает, прежде всего, организацию внутренней методической работы в данном направлении. Мы считаем, если педагог сам не испытывает чувства любви к Отечеству, то он не сможет передать его детям. Также воспитателю нужно знать, как наиболее эффективно донести идеи патриотизма дошкольникам.
Методическая работа по патриотическому воспитанию в МБДОУ № 5 направлена на повышение профессионального уровня воспитателей, их педагогической грамотности. Для этого проводятся тематические педсоветы, консультации, мастер-классы, семинары-практикумы, взаимопосещения занятий.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет такие методы работы с детьми как : наличие патриотических уголков в возрастных группах; организация экскурсий, целевых прогулок, посещение музеев, выставок; организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы, развлечения, досуги, проведение тематических занятий-рассуждений на патриотическую тематику.
Ежегодно в МБДОУ № 5 творческой группой педагогов составляется план мероприятий по патриотическому воспитанию, который охватывает все формы и методы воспитательно-образовательной работы. Примерный перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренный планом, включает: мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, спортивные конкурсы, мастер-классы, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики, тематические занятия по изучению истории и героического прошлого.
Полученные знания об истории народа, его культуре, социальном укладе, традициях народностей Крыма, историческом прошлом помогут детям понимать и изучать глубину и прочность связи человека с родным краем, сформировать активную гражданскую позицию – беречь мир.
В поисках эффективных путей приобщения дошкольников к культуре Родного края мы столкнулись с проблемой: мало изучен, не систематизирован материал по ознакомлению дошкольников с родным краем; недостаточно отработаны формы, приём интеграции различных видов деятельности по данному вопросу.
Результаты наблюдений показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием.
Поэтому возникла необходимость разнообразить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями, традициями народов Крыма историческим прошлым. На наш взгляд эффективной формой организации педагогического процесса по формированию патриотического воспитания является разработка проекта «Наш Крым».
Формирование патриотического воспитания дошкольников объединяет обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Духовно-нравственное направление – «Крым многонациональный»
Цель:
- восстановление традиционного образа семьи как величайшей святыни, воспитание традиционной бытовой и семейной культуре и заботливом отношении к членом своей семьи;
- сохранение и развитие семейных традиций, дружбу народов, формирование уважительного отношения к родителям, популяризацию таких праздничных дат, как День защиты детей, День пожилого человека, День матери;
- принятие базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
- знакомить детей с традициями, обычаями, обрядами, народными играми русского, украинского и крымско-татарского народов;
- обращать внимание на то, что в традициях общее, похожее, объединяющее;
- воспитывать уважение к людям не только своей национальности, но и к другим народам, населяющих Крым.
- воспитание бережного отношения к патриотическому и духовно-культурному наследию, участие в сохранении историко-культурного достояния.
Мероприятия в рамках данного направления в нашем детском саду ведутся по следующим темам: «Укрась одежду национальным узором», «Сложи одежду», «Дом Машеньки и Гульчечек», «Сортируй узоры», «Исправь ошибку» (национальные куклы одеты неправильно). Цикл дидактических игр по родному городу помогает формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций «Узоры родного города», «Не ошибись», «Знаешь ли ты?» (знаменитости города, «Путешествие по городу», «Где находится памятник?», «Птицы в нашем городе», «Собери целое», «Загадки о городе», «Так бывает или нет?» «Цикл праздников народов Крыма» (Праздник Покрова, крымскотатарский праздник Курбан-байрам, Навруз, Хыдырлез, Пасха (Светлое Воскресенье, Троица (зеленые праздники, Ивана Купала, Ураза-байрам) «Поделись улыбкой», «Поляна добра», «Похвали соседа», «Моя улица рассказывает обо мне», «Люблю своих близких».
Социокультурное направление - «Крым – моя малая Родина»
Цель:
- расширять представление о родном городе, памятных местах;
- ознакомить с достопримечательностями «малой Родины»;
- поддерживать интерес к событиям, происходящим в городе;
- воспитывать желание принимать активное участие в мероприятиях города и республики;
- формировать обобщенные представления о каждом сезоне, об изменениях в живой и неживой природе, устанавливать причинно - следственные связи между природными явлениями Крыма.
Мероприятия в рамках данного направления в нашем детском саду ведутся по следующим темам:
-тематические беседы и просмотры презентаций «Крым – моя Родина», «Мы крымчане!», «Символика Крыма», «Животные и растения Крыма»;
- пешие прогулки в Ялтинский горно-лесной заповедник;
- тематическое мероприятие «С Днем Рождения Ялта»;
- фотовыставка «Удивительный Крым», фотоальбом «Памятные места Крыма»;
- экологический проект «От экологии природы до экологии души»;
- экологический досуг «Голубой патруль»;
- экспериментальная деятельность «Путешествие по Крымским горам», «Там, на неведомых дорожках»;
- традиционные утренники, посвященные Дню Победы;
- тематические экскурсии в санаторий «Долоссы» к памятнику «Затонувшему кораблю «Армения» (21 ноября 1941г, с последующим открытым поселковым мероприятием, приуроченное ко Дню воинской славы и памятных датах России (3 декабря);
- фотовыставка «Герои России»;
- акция «Бессмертный полк»;
- викторина «Россия – Родина моя!»;
- открытое мероприятие, посвященное Дню пограничника;
- открытое мероприятие, посвященное Дню народного единства (4ноября);
- конкурс чтецов «Стихи о России»;
- праздничное мероприятие «День Государственного флага Российской Федерации», «День флага Республики Крым»;
- открытое мероприятие «С днем освобождения, дорогая Ялта» (16 апреля 1944г.).
Исходя из вышеперечисленных направлений, мы можем сделать вывод, что их объединяет одна общая цель – воспитание любви к «малой Родине».
Для более эффективной работы по формированию патриотического воспитания дошкольников необходимы следующие условия:
- обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в группе;
- тесное сотрудничество педагогов МБДОУ № 5 с родителями;
- подготовленность педагогов и родителей к решению поставленных целей и задач.
Таким образом, ознакомление дошкольников с патриотическими направлениями позволяет обогащать представление детей о прошлом и настоящем, уважительному отношению к традициям и религиозным убеждениям других народов, проявлять естественный интерес к Родному краю, способствует развитию у детей любви к Родине и Отечеству.