Татьяна Сидорова
Наставничество как один из методов вхождения начинающего педагога в профессию
▼ Скачать + Заказать документы
Наставничество как один из методов вхождения начинающего педагога в профес
сию[/b]
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Публикация «Наставничество как один из методов вхождения начинающего педагога в профессию» размещена в разделах
Новый воспитатель приходит в дошкольное организацию и сталкивается с трудностями. Молодым специалистам особенно непросто с ними справиться, поскольку у них еще нет практических знаний и не всегда есть понимание как выстроить работу. Нагрузка, ложащаяся на плечи с первых дней, часто пугает молодых коллег, и объем работ кажется им невыполнимым.
Таким педагогам сложно проявить свои творческие способности и под воздействием стресса они могут начать сомневаться, подходит ли им эта работа. Воспитатели, которые в первый год своей работы не получают поддержки, могут почувствовать себя «брошенными на произвол судьбы». Чтобы этого не произошло, важно поверить молодому специалисту и помочь.
Кто и как должен помочь молодому воспитателю? Как можно своим примером, своими знаниями и энтузиазмом «заряжать» молодых воспитателей на активность и творчество в работе!
Исправить ситуацию помогает наставничество. Как и почему становятся наставниками?
Наставничество подразумевает передачу знаний и навыков опытных педагогов молодым специалистам. Исходя из этого наставником может быть только тот, чьи знания и навыки представляют реальную ценность. Воспитатель должен проработать педагогом дольше трех лет, овладеть навыками управления образовательной деятельностью, хорошо выполнять свою работу и желать обучать других.
Как педагог – наставник может помочь освоиться молодому воспитателю в адаптации к коллективу коллег, детей, родителей; повысить их квалификацию, уровень их профессиональных знаний и умений; научить их выходить из сложных ситуаций; развить в них уверенность в собственных силах и укрепить их в правильности решения выбрать профессию воспитателя детского сада.
Чтобы работа была эффективной, важно вести работу с воспитателями по определенным плану.
Совместная деятельность наставника и начинающего воспитателя принесет хорошие результаты, если она будет построена в соответствии с мотивациями, сотрудничеством и системностью.
Мотивация
Наставничество должно быть добровольной работой, как со стороны наставника, так и начинающего воспитателя. Она может дать положительный результат, только когда начинающий педагог на самом деле хочет стать хорошим специалистом и овладеть знаниями, умениями и навыками. А наставник желает искренне передать свои знания, умения и навыки молодому педагогу. Результата не будет, если один из педагогов (наставник или начинающий воспитатель) действуют по вынужденным обстоятельствам или по принуждению, то есть без внутренней мотивации.
Сотрудничество
Хороший наставник – это не просто успешный человек. Хороший наставник облает характером, силой воли и желанием помогать развиваться другим людям. Это требует готовности размышлять и делиться собственным опытом, в том числе и негативным. Великие наставники имеют отличные коммуникативные способности, и подтверждают свои слова действиями. Не только наставник, но и его подопечный должен прикладывать определенные усилия к совместному сотрудничеству.
Хороший обучающийся – это тот, кто стремится к успеху, ценит и уважает труд своего наставника, понимает, что ему помогают от чистого сердца.
Взаимоотношения между наставником и подопечным должны строиться на доверии и уважении. Успешное сотрудничество возможно только при активном участии обеих сторон.
Системность
Системность и непрерывность должны быть в развитие и поддержки молодого специалиста.
Результат можно ожидать только при систематической и последовательной работе.
Этапы становления молодого специалиста включают:
• Адаптационный этап (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности)
• Основной (проектировочный, (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)
• Контрольно-оценочный этап (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)
1-й этап – адаптационный.
Выделить ответственность и компетентность молодого воспитателя, выявить пробелы в знаниях и навыках специалиста. Определить, какие личностные и профессиональные навыки сформированы у воспитателя и какие проблемы он испытывает. Разработать индивидуальный план работы с молодым педагогом.
Прописывая цели для плана, необходимо учитывать выбранную тему для самообразования, уровень базового образования воспитателя, его творческий потенциал, личные особенности и сложности, которые он испытывает в работе.
Индивидуальный план работы с молодым педагогом отражает основные направления деятельности: изучение нормативно-правовых документов, повышения профессиональной компетентности, уровня квалификации. План составлен таким образом, чтобы была возможность его корректировать и дополнять в течение учебного года. Имеется графа «отметка о выполнении», в которой отражены достижения педагога по направлениям деятельности. Такой таблицей в конце года удобно пользоваться не только наставнику (чтобы оценить объем и качество проведенной работы, но и молодому специалисту (чтобы проанализировать собственные профессиональные достижения, запланировать дальнейшие шаги саморазвития).
2-й этап – основной (проектировочный).
Чтобы выбрать подходящий формат работы важно определить уровень теоретических знаний и практических навыков нового сотрудника. Если молодой воспитатель хорошо знает теорию, можно включать в план больше мероприятий, нацеленных на практику. Если же теория «хромает», то в план обязательно включать и теоретический аспект. План составляется на определенный период, с указанием необходимых тем мероприятий, сроков и форматов работы. Удобно оформить в виде таблицы.
Цели и темы мероприятий формируются на основе информации, которую наставник узнал во время адаптационного этапа.
Молодой педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей, мастер-классы, решение проблемных ситуаций, часто с применением компьютерных технологий, «мозговой штурм», сценическое мастерство, посещение и анализ уроков опытных педагогов, рефлексии собственной педагогической деятельности. Важно предусмотреть различные форматы. Сочетать индивидуальные и групповые форматы, практические и теоретические занятия.
На этом этапе определяет методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно, составляет план самообразования, начинает пополнять портфолио.
Именно на этом этапе и важна оценка воспитателя наставником. Ежедневно молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда.
3-й этап – контрольно - оценочный.
После проделанной работы педагог-наставник анализирует результаты. Он контролирует работу воспитателя, дает конструктивную обратную связь для устранения ошибок. Таким образом наставник проверяет готовность воспитателя к самостоятельной работе.
Одно из эффективных форм оценивания молодых педагогов, является участие в конкурсном движении, формирующих творческо-деятельностную позицию. Это – стимул для самореализации, саморазвития и выстраивания профессиональной карьеры.
При условии профессиональной поддержки и помощи более опытного педагога участие в конкурсах позволяет молодому специалисту добиться значительных результатов уже в первые годы своей педагогической деятельности.
Как понять, что наставничество прошло успешно?
Результат наставничества можно считать удачным, если у воспитателя сформировался положительный опыт работы в детском саду и появилась мотивация продолжать работу именно в детском саду. Он овладел необходимыми навыками и выработал собственную систему работы. Воспитатель начал самостоятельно выполнять всю работу и результаты этой работы удовлетворяют руководство и родителей воспитанников.
В заключение, хочется отметить, что наставничество – это прекрасная возможность предоставить и получить полезный, потенциально изменяющий жизнь опыт как наставнику, так и подопечному. Это один из самых важных инструментов, с помощью которого человек может улучшить свою личную и профессиональную жизнь, который, безусловно, требует целеустремленности, времени, терпения. Однако стоит проявить усердие и плодотворно поработать, – отличный результат точно не заставит ждать.