Анастасия Филина
Консультация «Народная культура в ознакомлении дошкольников с родным краем»
▼ Скачать + Заказать документы
В статье представлена точка зрения на ознакомление детей с родным краем средствами народной культуры. Автор рассматривает суть краеведческого образования, прослеживает его связь с приобщением детей к народной культуре, анализирует возможности народной культуры в процессе ознакомления детей с родным краем в условиях ДОО.
Публикация «Консультация „Народная культура в ознакомлении дошкольников с родным краем“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Республика, область, край. Список городов
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Ключевые слова: краеведение, краеведческое образование; виды краеведения, народная культура; народное творчество; фольклор.
Выдающийся отечественный педагог К. Д. Ушинский в конце XIX века выдвинул теорию о «принципе народности» в воспитании подрастающего поколения. Он же и выдвинул термин для обозначения курса образования и воспитания детей на «принципе народности» - «отечествоведение». Ушинский полагал, что знакомство детей с историей, культурой, географией своей страны необходимо тесно связывать с родным краем. В изучении особенностей языка, творчества, традиций, культуры и истории малой родины педагог видел основу патриотического и гражданского воспитания детей любого возраста.
С другой стороны, краеведение тесно связано с изучением народного творчества. Многие исследователи отмечают, что фольклор особенно близок детям дошкольного возраста. Поэтому педагоги должны использовать весь потенциал устного народного творчества в работе с дошкольниками.
Фольклорное богатство русского народа – это, по сути, подлинная азбука нравственности, ведь вся его сущность состоит в пожелании окружающим здоровья, добра и удачи, в любви к своему родному краю, в бережном отношении к родной природе. Кроме того, произведения фольклора содержат в себе и исторические сведения, необходимые для формирования у дошкольников представлений о жизни и быте предков. Именно поэтому краеведческое образование немыслимо без использования русского народного творчества.
Исследователь Л. В. Кокуева отмечает:
«Загадки, считалки, скороговорки, песни - неотъемлемая и наиболее органичная часть детского быта. Чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, милосердным, умел творить добро и сопереживать, радоваться и от души смеяться, мы, взрослые окружаем его заботой, любовью и красотой. Неиссякаемым источником такой красоты является народное творчество. Именно оно способно разбудить в детях самые лучшие чувства, богатое воображение и фантазию» [3].
Следуя за Ушинским и другими исследователями, современные педагоги также придают огромное значение краеведческому образованию подрастающего поколения через народное творчество.
В понятие краеведения сегодня входит изучение определённой части страны, области, края, города, поселка или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Такое определение краеведению дали исследователи И. И. Гришина, О. И. Давыденко, Е. В. Свинина [1, с. 32]. Исходя из этого, можно определить, что краеведческое образование в условиях ДОО – это формирование у воспитанников целостного представления о родном крае, его истории, природе и культуре, это воспитание в детях любви к малой родине, осознания значения родного края в жизни большой страны, роли каждого жителя в жизни своего села, города, района, а, значит, и всей страны.
Внедряя краеведение в образовательный процесс детей дошкольного возраста, можно следовать за рекомендациями В. Н. Матовой, которая предлагает несколько блоков краеведческого образования в детском саду:
Блок 1. Ребенок и окружающие его люди: родители, семья, друзья, близкие люди, коллектив детского сада, жители малой родины. В этом блоке происходит формирование у дошкольников чувства привязанности, любви, уважения к семье, друзьям, соседям.
Блок 2. Ребенок и Родина: родной дом, родной двор, родная улица, родное село, родной город, родной край, Россия. В данном блоке у дошкольников формируется образ Родины.
Блок 3. Ребенок и народная культура : фольклор, народные игрушки, игры, песни, традиции, сказки и праздники. В этом блоке педагог знакомит дошкольников с традиционной народной культурой, распространенной на его малой родине.
Блок 4. Ребенок и родная природа : экологическая культура, красота родной природы, животный мир, растительный мир. В этом блоке происходит изучение дошкольниками родной природы, ее особенностей, а также формирование экологической культуры посредством знакомства детей с красотой и богатством окружающего мира.
Блок 5. Ребенок и художественное творчество: декоративно-прикладное искусство, красота родной природы в изобразительной деятельности детей. В этом блоке осуществляется совершенствование изобразительной деятельности детей через эстетическое восприятие народного декоративно-прикладного искусства, формируется эмоциональный отклик на красоту родной природы и окружающего мира [5].
Рассматривая возможности каждого блока для собственного педагогического опыта, мы остановили свой выбор на блоках, связанных с родной природой и народной культурой. Исходили мы из нескольких принципов:
- близость природного мира и фольклора мироощущению ребенка;
- близкая расположенность значимых природных объектов от детского сада, что дает возможность для использования методов прогулок, походов, наблюдений;
- соотнесенность тем природного краеведения и русского фольклора с общей концепцией нравственного и патриотического воспитания дошкольников.
Для краеведческого образования дошкольников старшей группы мы использовали такой значимый природный для нашего города объект, как река Теша. Перед началом работы была поставлена цель: формирование у дошкольников краеведческих знаний в ходе знакомства с местными природными достопримечательностями. В соответствии с целью были определены задачи предстоящей работы:
- формировать у детей представления о природном богатстве родного города;
- формировать у дошкольников знания о реке Теша;
- воспитывать экологическую культуру детей;
- воспитывать у дошкольников любовь и бережное отношение к родной природе.
В начале работы мы совершили экскурсию на берега реки, организовать которую помогли родители. Во время экскурсии дошкольники узнали, что Теша – природное богатство нашей малой родины, что нужно ее беречь и охранять. После экскурсии с детьми были проведены беседы по итогам прогулки по берегам Теши. Кроме того, детям и родителям было дано задание - сделать семейные видеопрезентации по итогам совместной экскурсии. Все материалы были просмотрены на специально организованном занятии, на котором дошкольники познакомились с историей реки, ее географическими особенностями.
В рамках пополнения предметно-пространственной среды в группе был оборудован уголок реки Теши в музее детского сада, который украсили фотографиями, картой протекания Теши.
Далее мы поставили перед детьми проблемную ситуацию – «А можно ли сделать в нашем детском саду музей Теши?» В ходе беседы мы выяснили, что о нашей реке написано немало стихов и песен, есть много картин арзамасских художников, на которых изображена Теша. Для того, чтобы познакомить детей с произведениями поэтического, песенного и художественного творчества, была подготовлена видеопрезентация «Теша в стихах, песнях и живописи». Таким образом, вместе с детьми мы начали работу по воплощению в жизнь идеи создания музея в детском саду.
В ходе поисковой деятельности мы провели познавательное занятие для формирования у детей представлений о жизни реки. На занятия дети узнали, как образуются реки, чем они помогают людям, кто может жить в реках, что происходит с реками в разное время года. После проведения занятия была организована интерактивная групповая игра с использованием ИКТ на закрепление знаний, полученных в процессе познавательной деятельности.
Следующей ступенью работы стало составление карты Теши. Ее элементы дети изучали по частям: откуда берет свое начало Теша и куда она впадает. Для этого было проведено несколько познавательных занятий, виртуальная экскурсия по реке Теше, видеомост с учащимися школы № 16, занимающимися экологическими проблемами родного края и изучающими родную природу.
Части карты, которая станет первым экспонатом «Музея Теши» дети рисовали в ходе изобразительной деятельности. Это уже была самостоятельная работа дошкольников, в ходе которой мы решали задачи по воспитанию у детей любви к родной природе.
В рамках краеведческой экологической работы была также проведена агитационная акция. В начале мы поставили перед детьми проблему – как сделать так, чтобы люди обратили внимание на красоту Теши, а также задумались о ее сохранении, не мусорили на берегах, берегли родную речку. Вместе с дошкольниками мы выяснили, что сделать это можно несколькими способами:
1. Изготовление и раздача листовок на улицах города с призывом принять участие в совместном трудовом десанте.
2. Организация и проведение флэшмоба «Теша, живи!» на улицах города.
3. Организация выставок рисунков.
4. Распространение виртуальных листовок в социальной сети.
В этой работе мы формировали у детей экологическую культуру, а также воспитывали чувство любви к родной природе, желание сохранить ее.
Кроме того, агитационный этап помог нам сформировать у детей представления о том, что природное богатство – это тоже историческая ценность, поэтому все рисунки, листовки, фотографии займут свое место в нашем музее.
Работу по изучению природных особенностей родного края мы вели параллельно с изучением русского фольклора о природе. Ведь жизнь русского народа тесно связана с природными явлениями. Поэтому при организации прогулок на Тешу мы обращали внимание дошкольников на красоту природы вокруг средствами русского фольклора. Например, провели «Праздник русской березки». В ходе подготовки к нему дети узнали немало русских пословиц и поговорок о березе, разучили хороводные песни.
После этой работы был пополнен наш краеведческий музей. В экспозиции появились иллюстрации, на которых изображены русские хороводы, элементы русского народного костюма, альбом русских пословиц и поговорок.
Подобная краеведческая работа не является оконченной. Она может быть продолжена и в других аспектах. Таким образом, начав изучать историю родного края с одной речки, можно расширять краеведческие направления, пополнять собственный музей. Тем самым – решать важные задачи в рамках краеведческого образования и нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Литература
1. Гришина И. И., Давыденко О. И., Свинина Е. В. Краеведение в детском саду [Текст] / И. И. Гришина, О. И. Давыденко, Е. В. Свинина // Образование и воспитание. - 2017. - № 5. - С. 32-34.
2. Кобзева Т. Г. Развитие интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности у детей 5-7 лет: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.01 [Электронный ресурс] / Т. Г. Кобзева. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01003448020, 26 с.
3. Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание детей на культурных традициях своего народа [Текст] / Л. В. Кокуева. М. : Современник, 2008. - с. 127 с.
4. Краеведческое воспитание дошкольников. Практическое пособие [Текст] / под ред. Л. Н. Прохоровой. – 2-е изд., исп. и доп. – М., 2004. – 145 с.
5. Матова В. Н. Краеведение в детском саду. ФГОС [Текст] / В. Н. Матова. - Москва: Детство-Пресс, 2015.- 176 с.
6. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2 [Электронный ресурс] – Режим доступа. https://elib.gnpbu.ru/text/ushinskiy_sobranie-sochineniy_t2_1948/go,12;fs,0/