Ольга Глушичкина
Консультация для родителей «Ознакомление детей с родным краем»
▼ Скачать + Заказать документы
Родина. Она начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к маме, папе, бабушке, дедушке. Эти люди, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Публикация «Консультация для родителей „Ознакомление детей с родным краем“» размещена в разделах
Большое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Задача педагога - отобрать из множество впечатлений, которые получает ребенок, наиболее доступные ему: мир животных, природа, дома, труд людей, традиции. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, при этом выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Любой край, область, город, даже маленькая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт.
Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах есть много общего:
• повсюду люди трудятся для всех;
• везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
• люди берегут и охраняют природу;
• есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.
В связи с тем, что патриотические чувства к родному краю возникают ещё в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, эта проблема является актуальной на сегодняшний день, а значит, приобретает большое теоретическое и практическое значение. Патриотические чувства формируются в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим родным, к детскому саду, к родному городу и родной улице и родной стране.
Педагогический процесс по ознакомлению детей с родным городом, как средство воспитания патриотических чувств строится в соответствии с местными условиями и особенностями детей. Принцип гуманизма предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному городу, краю, Отечеству.
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период. При работе педагогами детского сада учитывается, что успешность воспитания патриотических чувств у дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии и активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, используя разные виды деятельности, свойственные младшему дошкольному возрасту.
В работе осуществляется деятельный подход, т. е. предоставляется детям выбор материалов в той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, аппликация, лепка или рисование, деятельность по благоустройству территории детского сада). В работе по ознакомлению детей с городом используются методы, прежде всего повышающие их познавательную и эмоциональную активность. Знакомя детей с растительным миром города Ковылкино, проводятся целевые прогулки в уголок леса, знакомство детей с разными породами деревьев, дети бережно дотрагивались до стволов и веток руками, старались обхватить деревья, сравнивали цвет и форму листьев. Опавшие листья и плоды дети собирали для поделок. Каждая прогулка существенно пополняла знания детей об окружающем мире, дети учились беречь природу, деревья, цветы. На прогулках не только закреплялись знания детей, полученные на экологических занятиях, но и существенно пополнялся словарный запас детей. Знакомя детей с животным миром региона, наблюдали за птицами, насекомыми, домашними животными, за их повадками. Зимой развешивали кормушки для птиц, насыпали корм. Это помогало детям почувствовать, как тяжело птицам без пищи зимой.
Играя, дети учились выполнять правила поведения на улице и в общественных местах. В ходе знакомства с городом у детей расширились знания о профессиях людей, содержании и значимости их труда для жителей города, что в свою очередь, воспитывает у детей интерес и любовь к своему городу, заботу о его красоте, чистоте. Все дети пожелали сделать что-то полезное, хорошее для себя, родных, людей.
При знакомстве детей с городским транспортом нашего города, проводятся беседы: “На чём можно приехать в наш город Ковылкино?”, “Транспорт на улицах города”, вводятся понятие “транспорт”. Расширяя словарь детей через дидактические игры: в игре “Что я вижу?” дети описывали виды транспорта по картинкам, раскладывая их на группы, объясняли, зачем нужен тот или иной вид транспорта в городе.
Эта работа воспитывает у детей чувство гордости за свой город, чувства радости за то, что мы в нём живем, желание их сохранить, беречь, сделать краше (площади, парки, чище, любить свой город. В заключение, хочется сказать, что, знакомя детей с родным городом Ковылкино, воспитывая у них чувства любви и восхищения своим городом, постепенно подводя детей к пониманию того, что наш город – частица Родины, создается та база, на которой в последствии человек будет строить свои отношения с миром и свою жизнь.