Приложение МААМ

Значения дидактических игр в сенсорном воспитании детей

Мальцева
Значения дидактических игр в сенсорном воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы

Значения дидактических игр в сенсорном воспитании де тей

Мальцева Галина Александровна

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад

общеразвивающего вида № 68»

Г. Чита, Забайкальский край

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы взаимодействия педагога и семьи, а так же сенсорное развитие детей четвертого года жизни. Учитывая, что в современном мире у родителей возникают сложности в обучении ребенка, данная тема важна. Были использованы методы исследования теоретические и эмпирические. По итогам работы можно сделать вывод, что использование дидактических игр плодотворно влияет на общего развитие и сенсорного восприятия ребенка.

Темочки:

Давно научно доказано, что дошкольное воспитание является первой и важной ступенью в развитии психических процессов, которые в дальнейшем обеспечивают прочную основу для процесса образовательной деятельности. И учитывая новые поправки Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2021) "Об образовании в Российской Федерации" статьи 44 пункт 1, где говорится, что родители или законные представители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Учитывая, что большинство родителей детей (законные представители) не имеют педагогическую компетентность, им нужны помощники в образовательной деятельности.

Важно отметить, что для детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью в жизни, данная тема отражается в исследованиях таких ученых как Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Ф. И. Фрадкина, А. Н. Леонтьев и другие. Через игру ребенок, примеряет на себя роли разных героев, учится общаться со сверстниками, а так же познает окружающий мир.

В младшем дошкольном возрасте преобладают такие виды игр как: подвижные, сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, театрализованные и дидактические. Из данных видов игр наиболее эффективными для развития сенсорной культуры являются дидактические игры, которые в свою очередь делятся на настольно-печатные, словесные и игры с предметами.

У меня воспитателя детей второй младшей группы стоят задачи воспитания и обучения по сенсорному развитию и вовлечение родителей в совместное познание и поиска, удовлетворение успехов и расширение кругозора по данной теме:

Различение цветов спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый, освоение 2-4-х слов, обозначающих цвет;

Узнавание, обследование осязательно-двигательным способом и называют фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест);

Использование простейших способов обследования с использованием разными анализаторами: рассматривание, поглаживание, ощупывание ладонью, пальцами, пальцами по контуру, прокатывание и бросание;

Освоение слов, обозначающих признаки предметов и обследовательские деятельность;

Сравнение двух предметов по 1-2-м признакам, выделение сходства и отличия;

Овладение действием соединения в пары предметов с ярко выраженными признаками сходства, овладение группировки по заданному образцу и словесному образцу.

Целью моей работы с родителями является: вовлечение родителей в организацию деятельности по сенсорному развитию. Данная цель реализуется посредством выполнения следующих задач:

Установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами;

Сопутствия формирования у детей интереса к созданию предметов своими руками;

Развитие социально-личностной сферы дошкольников, посредством совместной творческой деятельности детей и родителей;

Повышение педагогической компетентности родителей.

Для выявления уровня знаний дошкольников в начале года был проведен мониторинг детей с использованием дидактических игр таких как : «Больше меньше» цель данной игры: определение уровня знаний детей о количестве предметов; «Помоги кукле Тани» и геоборд цель игр: определение уровня знаний детей геометрических эталонов; «Один много» цель: определение количественных соотношений двух групп предметов. В образовательной области «познавательное развитие», определены критерии для выявления уровня сенсорного восприятия : ориентировка в помещении детского сада; определение количественных соотношений двух групп предметов; определение конкретных смыслов слов "больше-меньше-столько же"; различает круг, квадрат, треугольник, предметы имеющие углы и круглую форму; умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме; понимает смысл пространственных направлений. По всем критериям мониторинга показатели были чуть выше среднего.

На основании проведённого мониторинга был выстроен план индивидуальной и подгрупповой работы на учебный год. Для реализации индивидуальной работы использовались дидактические игры изготовленные мной как: «Геометрическое лото» и «Найди половинку» цель игр: закрепление знаний о геометрических формах и цвете; «Запусти рыбок в аквариум» и «Большой средний маленький» цель игр: закреплять знание детей о величине объекта; «Веселые насекомые» цель игры: развитие пространственных отношений; «Найди похожие» и «Найди пару варежке» цель игры: закрепление умения сопоставлять детали фигур; «Один много» цель: определение количественных соотношений двух групп предметов; «Сделай такой же узор» цель игры: развивать умения составлять узор по образцу; «Цвет», «Что какого цвета?», «Разноцветные букашки», цель игр: закрепление знаний детей о цвете. При активном использовании этих игр, дети лучше запоминают материал; осваивают новые способы деятельности, сравнивают, обобщают; развивают способы обследования предметов; новые знания усваиваются намного лучше, и они подталкивают ребенка к активному участию в познавательном процессе.

Вначале взаимодействия с родителями было проведено анкетирование на тему: «Значение дидактических игр в развитии ребенка», из анализа анкетирования было выявлено, что основная часть родителей не знает, что такое дидактическая игра и для чего она служит.

Мною, воспитателем второй младшей группы была запланирована и проведена целенаправленная просветительская работа с родителями по сенсорному воспитанию детей : родительское онлайн-собрание на тему: «Значение игрушки и дидактических игр для детей второй младшей группы» одним из вопросов рассказала родителем о значении правильного выбора игрушек и дидактических игр, о видах игрушек и их значении в развитии ребенка; педагогическая консультация на тему: «Значение сенсорного воспитания» главная цель консультации этапы развития сенсорного воспитание детей и целевые ориентирования для детей четвертого года жизни; проведен мастер-класс на тему: «Создание дидактических игр для детей четвёртого года жизни», на котором были показаны игры, с которыми работаем в группе, а так же показала изготовления нескольких игр из подручных средств. В родительском уголке и в беседе в мессенджерах с родителями регулярно размешала консультации на тему: «сенсорного воспитания». Разработаны игровые комплексы для детей «Пальчиковые игры», «Словесные игры с ребенком в дороге».

Опыт совместного использования дидактических игр показал, что их регулярное использование положительно влияет на развитие познавательной активности детей, помогает развивать представление об окружающем мире, учит выделять особенности предметов на основе способов сенсорного обследования и развивает речь дошкольников. А также в ходе работы были реализованы поставленные задачи:

создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;

у детей сформирован интерес к созданию предметов своими руками;

при взаимодействии детей и родителей у воспитанников стала более развита социально-личностная сфера;

повышение уровня педагогической компетентности родителей.

Список литературы:

1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. и др. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

2. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1997.

3. Васильева Н. Н., Новоторцева Н. В. Развивающие игры для дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. –Ярославль, 1996.

4. Гогоберидзе А. Г. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

5. Денисенко Н. Г. Ваш ребенок познает мир. Дошкольное воспитание, 2006.

6. Михайлова З. А., Иоффе Э. Н. Математика от трех до семи. Учебно-методическое пособие. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Что и как мы храним в сенсорном уголке?»Консультация для педагогов «Что и как мы храним в сенсорном уголке?» Сенсорный уголок в группе – это место притяжения для детей. Сколько всего яркого и красивого там хранится. А как вы храните эти богатства?.

Консультация для родителей: «Ошибки в воспитании детей» Воспитывая своих детей, мы исходим из своего личного жизненного опыта. Мы считаем, что воспитываем правильно, и каждый из нас мечтает вырастить.

Консультация «Роль родителей в воспитании детей» Забота о воспитании детей, подготовка их к общественно-полезному труду, к активному участию в жизни общества является важнейшей обязанностью.

Консультация «Виды игр и их роль в воспитании детей» Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. В свободное время дети с упоением.

Макеты в экологическом воспитании детейМакеты в экологическом воспитании детей Согласно требованиям Федеральных государственных стандартов дошкольного образования предметно-пространственная среда должна обеспечивать.

Мастер-класс «Роль сказки в сенсорном развитии младшего дошкольника»Мастер-класс «Роль сказки в сенсорном развитии младшего дошкольника» Работая с детьми в детском саду мы, педагоги-воспитатели, берем на себя очень важную и ответственную роль сборщиков того «багажа» знаний,.

Моя Родина Казахстан. Часть 1. Кандыагаш — маленькая точка большого значенияМоя Родина Казахстан. Часть 1. Кандыагаш — маленькая точка большого значения Многие люди уезжают с мест в которых они родились, я не исключение. Я давно живу в России, в городе Липецке, и этот город стал для меня.

Народные традиции в воспитании детей. Фотоотчет.Народные традиции в воспитании детей. Фотоотчет. Народные традиции в воспитании детей. Фотоотчет. Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической.

Отчет об экологическом воспитании детей средней группы Отчет об экологическом воспитании детей средней группы. Выполнила воспитатель: Рулева Елена Юрьевна Актуальность Всё прекрасное в людях.

Проект по использованию блоков Дьенеша в сенсорном развитии детей «Занимательные фигуры» для детей 3–7 летПроект по использованию блоков Дьенеша в сенсорном развитии детей «Занимательные фигуры» для детей 3–7 лет Проект по использованию блоков Дьенеша в сенсорном развитии детей «Занимательные фигуры» для детей 3 -7 лет Автор: Письменная Елена Геннадьевна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значения дидактических игр в сенсорном воспитании детей
Опубликовано: 27 января 2022 в 17:06
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значения дидактических игр в сенсорном воспитании детей» (включая файлы) размещена пользователем Мальцева (УИ 2388660) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД