Елена Лякишева
Консультация для педагогов «Что и как мы храним в сенсорном уголке?»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорный уголок в группе – это место притяжения для детей.
Сколько всего яркого и красивого там хранится.
А как вы храните эти богатства?
Желательно, чтобы мелкая сенсорика не находилась в прямом
доступе для детей. Я говорю об играх, содержащих мелкие детали,
о том, что дети могут, расшалившись, задеть полку или стол, и все
посыплется, как снежный ком.
Большие и крепкие пособия оставьте детям: пусть рассматривают, щупают, трогают - им это не повредит. А все
коробки спрячьте повыше на полках.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» май 2021
Приведу в пример наш уголок
Внизу сенсорный стенд, который можно и нужно трогать детям.
На украшенном стуле сидит большая кукла Маша, одежда которой
содержит много деталей, пуговиц, ленточек, застежек и постоянно
подвергается атакам со стороны детей.
Однажды, придя на работу после отпуска, я обнаружила большую дыру возле глаза Маши. Кукла мужественно перенесла
пластическую операцию, сохранила глаз, но остался небольшой
шов. Так бывает, что пособия выходят из строя в результате
активного их использования. Но ведь дети не в музее, а дидактические игры и пособия – не музейные экспонаты. Пусть
дети все трогают, упражняются и развиваются.
Здесь же двусторонняя ширма. На полу, сделанные мною, цветные коврики. Их у нас 10 штук, и все разного цвета. Очень
полезное пособие. Я часто ими пользуюсь на занятиях для
оформления или для обозначения места ребенка (круг из ковриков,
дорожка, полянка и др.).
Внизу на крючках висят цветные мешочки. Туда вы можете
спрятать и мелкое, и опасное, и всякое-всякое, чего много. Даже
если ребенок возьмет мешочек самостоятельно, вряд ли он сможет
его быстро развязать.
Что в наших мешочках?
1. Мешочки для осязания
2. Гибкие бигуди для моторики.
3. Набор шариков, колпачков, мячей-ежиков – все для закрепления понятий: круглое, длинное, гладкое, колючее через осязание.
4. Детали конструктора - для определения формы, закрепления
названий деталей через осязание.
5. Металлические крышки. Их очень много, мы подбирали с
разными изображениями: овощи, фрукты, ягоды, города и
церкви. На ходу придумываем игры, любуемся пейзажами,
запоминаем ощущения пальцев от прикосновения к металлу.
6. Цветы на прищепках - для развития моторики.
Иногда я меняю содержимое мешочка в зависимости от
поставленной цели.
Вверху на полках поставьте корзиночки, коробки, стаканчики.
На 1-ой – все самое безопасное и плотно закрывающееся. Для
эстетичного внешнего вида используйте однотипную тару.
Например, у нас – это цветные корзиночки, одинаковые стаканы
и платочки (чтобы не пылилось содержимое).
Поделюсь секретами содержимого наших корзинок.
1. Велосипедные гудочки и звонки.
Иногда я даю волю ребятам пошуметь. Выносим этот материал летом на прогулку. Хорошо развивает реакцию и
моторику.
2. Фонарики разного вида, цвета, с проекциями.
Увлекательное занятие – войти зимним вечером в темную
спальню и погулять с фонарем.
3. Сенсорные планшеты – моторика, цветовосприятие,
формообразующие движения (можно посмотреть отдельную
публикацию по этой теме).
4. Пособия из спичечных коробков.
«Цветная горка» - конструктивные навыки, знание цветов
радуги.
«Найди сюрприз» - разные комбинации из коробок. Нужно найти, в какой спрятан сюрприз (красивая пуговица или бусинка) – моторика, слуховое внимание.
«Шумовые коробочки» - от еле слышного звучания до
громкого. Я их сделала по 2 с одинаковым звучанием. Дети
очень любят подбирать пары.
5. «Столбики» - для развития формообразующих движений
(лепка, массажа рук и стоп.
То, что не очень устойчиво, ставим на верхние полки.
У нас это стойки для подвесок (дыхательная гимнастика).
Стаканы, где находятся атрибуты для дыхательных и зрительных
гимнастик.
Хочу предложить еще 2 пособия для экспериментирования.
«Цветные волчки». Ребенок крутит, называет цвет, который видит
(тот, который получается, если смешать эти 2 краски).
Карточки «Назови третий цвет».
Мы их используем для экспериментирования с красками.
Как оформить верх уголка? Можете пофантазировать и
изобразить радугу, разноцветную поляну или город, облака
разной формы и цвета, космос…
У нас – солнышко и тучка (с ленточками и капельками).
Мы их используем при декорировании большой ширмы, в играх.
Самолеты и звездочки светятся при небольшом затемнении.
Уголок оформлен. Коллеги восхищаются, вы улыбаетесь,
дети жаждут исследовать все, на что смотрят их глазки.
Напомню принципы, которым я следовала при устройстве
своего уголка:
1. Внизу, ниже и на уровне детей, расположите большие и
крепкие пособия.
2. На полу положите то, на чем ребенок может посидеть
(коврики, подушки).
3. Прикрепите к стене несколько крючков для цветных
мешочков.
4. На 1-ой полке поставьте все безопасное и плотно
закрывающееся.
5. Используйте однотипную тару для хранения пособий и игр.
6. При оформлении верха подумайте, какую еще сенсорную
задачу вы могли бы решить.
7. Никогда не отчаивайтесь, не растягивайте дело надолго, и у
вас все получится.
8. Будьте бережливы, но не жадны. Позволяйте детям
пользоваться всеми богатствами вашего уголка. Ведь все,
что мы, воспитатели, делаем – это для них, таких
любознательных почемучек.