Ольга Бахвалова
Консультация «Значение семьи в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Значение семьи в жизни ребенка
Одной из первых общественных ступеней, которые существуют в жизни человека является его семья. С первым минут жизни ребенка семья окружает его, формирует волю, чувства, направляет и поддерживает его. В семье ребенок обретает первые навыки социализации, свой первый жизненный опыт, знания, умения и навыки. Естественно, что все семьи разные и не бывает одинаковых семей, и охарактеризовать их можно разными типами и структурами. Роль семьи очень важна, и она выполняет различные важные функции, такие как общественные, семейные и личностные, и государственные. В современном мире социальной роли семьи уделяется огромное значение, так как это первейший социальный институт, который оказывает влияние на развитие ребенка. Семья, как и любая структура, подвержена воздействию различных процессов, происходящих в жизни общества, в том числе и негативных. Ребенок, растущий в семье, является отражением ее внутреннего уклада, он копирует поведение родителей и действует по знакомой ему схеме, аналогично тому, что он видел раньше, в семье. К сожалению, ребенок в силу отсутствия накопленного опыта не способен дифференцировать правильность поступков родителей, который он, несомненно, берет за основу своего поведения. Ориентиром для дальнейшего поведения ребенка служат ценности и взаимоотношения внутри семьи. Все эти факторы оказывают существенное влияние на формирование личности ребенка. Для правильного формирования личности ребенка нужно поддерживать инициативу, проявляемую ребенком, поощрять его за принятие решений внутри семьи. Важным фактом является то, что дети подражают значимому для них человеку, копируя взрослых, ребенок должен ориентироваться на достойный образец подражания.
Публикация «Консультация „Значение семьи в жизни ребенка“» размещена в разделах
Принято выделять следующие типы семей: полные, неполные и приемные. Каждый тип семьи имеет ряд психологических особенностей:
- общение внутри семьи;
- самооценка членов семьи;
- социальные связи, установившиеся внутри семьи;
- права взаимоотношений в семье.
Данные психологические особенности семей составляют базу при подборе диагностики и составлении коррекционной программы для детей дошкольного возраста.
Воспитание детей зависит от семьи, в которой он воспитывается, внутри семьи ребенок получает первые основы социализации, у ребенка формируется первый жизненный опыт, поэтому важно, чтобы семья была благополучной. Вовремя выявить семейное неблагополучие возможно, учитывая следующие факторы социального риска внутри семьи :
1. Социально – экономические (отсутствие жилищных условий, низкие материальные доходы, уровень жизни ниже среднего, сверхвысокие доходы);
2. Медико – социальные (инвалидность, заболевания членов семьи, тяжелые условия работы, низкие санитарно – гигиенические нормы);
3. Социально – демографические (вторые браки, разводы, многодетные семьи, семьи с возрастными родителями, приемные дети, сводные дети.)
4. Социально – психологические (конфликтные отношения в семьи, сдвинутые ценностные ориентации);
5. Психолог – педагогические (некомпетентность родителей в педагогических вопросах, низкий уровень образования родителей)
6. Криминальные (насилие в семье, аддитивные расстройства, судимость и преступная субкультура, аморальный образ жизни)
Изучение форм общения в семье представляет большой интерес не только в отечественной психологии, но и в отечественной педагогике, а также в смежных сферах, этот интерес значительно возрос с переходом на новый стандарт образования, где взаимодействие педагога с семьей ее поддержка, должна носить обязательный характер. Кроме этого, в последнее время, поданных социально - психологических исследований у детей дошкольного возраста, все чаще стали возникать чувства, выходящие за рамки возрастных особенностей (одиночество, стыд, унижение, страх, подавленность). Поэтому современная семья остро нуждается в поддержке специалиста который будет сопровождать, направлять и поддерживать с самого раннего образования семьи.
Статья