Валерия Александровна Тарелина
Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Статья посвящена вопросу использования здоровьесберегающих технологий в начальной школе. В качестве основных компонентов рассматриваются здоровьесберегающие технологии. Использование здоровьесберегающих технологий дает возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких образовательных результатов.
Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающие технологии, принципы здоровьесберегающих технологий, физминутки.
Здоровье – это счастье для каждого человека, то, о чем многие вспоминают, к сожалению, только тогда, когда его теряют.
Существует более 100 различных определений здоровья. В уставе Всемирной организации здравоохранения записано, что здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезни. В настоящее время в понятие «здоровье» включается нравственное и духовное благополучие человека. Ребенок, как правило, не знает, как вести здоровый образ жизни. Этому его надо учить. Необходимо сформировать у младших школьников представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих. Работа школы сегодня направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, где реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.
Ухудшение здоровья связано во-первых, с экологическим кризисом, во-вторых дети очень много времени проводят в школе, поэтому необходимо облегчить физическое и психическое здоровье обучающихся. Всегда задумываешься, почему дети так часто болеют, в чем причины школьных болезней и я пришла к выводу о необходимости решать эти проблемы в области здоровьясбережения и делать это надо комплексно. Нужно включать ребенка в такой процесс обучения, который способствует не только развитию личности обучающихся, но и снижает утомляемость детей.
Причинами являются:
• малоподвижный образ жизни
• перегрузка учебными дисциплинами
• несбалансированное питание
• отсутствие здорового образа жизни в семьях
Комфортно начатый урок, во многом обеспечивает положительный эмоциональный настрой. Этот метод помог детям освоить способы самооздоровления:
а) исполнение положительных установок "У меня все получится! Я стараюсь! Мне все по силам!"
б) умение настроить на положительную волну "Улыбнись самому себе!"
Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона учителя. Организация учебно-воспитательного процесса основан на использовании следующих здоровьесберегающих технологий:
Игровая технология. В начальных классах игра - это сфера самовыражения и самоопределения самого себя. Есть огромное разнообразие форм и приемов, способствующих соблюдению принципов здоровьесберегающих технологий:
• игры на развитие психологических процессов
• подвижные игры
• дидактические игры
Технология дифференцированного обучения. Одной актуальных проблем методики преподавания в начальных классах является дифференцированный подход в обучении. Основными принципами считается учет индивидуальной подготовленности и индивидуальных качеств каждого человека.
Физкультурно - оздоровительные технологии. Необходимым условием сохранения здоровья в процессе учебного труда является чередование работы и отдыха. Здесь уместно использовать: физкультурные минутки, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, саморефлексия.
Физкультминутки необходимо проводить на каждом уроке. Они проводятся, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. Полезные упражнения по формированию осанки, укрепления зрения, укрепления мышц рук, отдых позвоночника, упражнения для ног, релаксационные упражнения для мимики лица, массаж области груди, лица, рук, ног.
Пальчиковые игры. Необходимость развития моторики рук у детей обусловлена полным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого развитии речевой функции. Рекомендуются упражнения, направленные на развитие точности, координации, синхронности движений нагрузке во время письма. Пальчиковые игры помогают: подготовить руку к письму, развить внимание, терпение, стимулировать фантазию, активизировать работу мозга, научиться управлять своим телом.
Зрительная гимнастика. Организация обучения в условиях расширения зрительно-пространственной активности направлена на сохранение остроты зрения у детей. Предполагается использование приемов "Стрельба глазами", двигаем глазами вправо и влево медленно, обязательно стоя. При этом каждому придаю игровой характер.
Дыхательная гимнастика. Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения ходьбы, бега, а также условиях мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушение обмена веществ. Поэтому рекомендуется включить в урок упражнения для выработки глубокого дыхания.
Релаксация помогает учителю во время урока снять стресс у детей. Проводится в течение нескольких минут, при необходимости в начале или середине урока. Затраты времени, окупаются - повышается работоспособность и активность детей.
Цветотерапия. Если человек устал от одного цвета, то надо посмотреть на противоположный. Красный цвет - влияет на физическое состояние, жёлтый - на умственное, а голубой - на эмоции. Красный и оранжевый - активные цвета, действуют на организм возбуждающе. Жёлтый - цвет хорошего настроения. Под воздействием жёлтого цвета быстро принимается решение и мгновенно выполняется задача. Зелёный - создаёт чувство лёгкости и успокоенности; помогает сконцентрироваться; помогает сохранять. Синий цвет способствует восстановлению нервной системы.
Музыкальная терапия. Музыка может использоваться как фон занятий, потому что тихая мелодичная музыка обладает успокаивающим действием, нормализует функции сердечно - сосудистой системы. Ритмичная музыка вызывает повышение тонуса, оказывает благоприятное влияние на деятельность внутренних органов и систем. Мажорные мелодии придают человеку бодрость. Могут быть использованы звуки, как пение птиц, шум волн, шум листвы, дождя способствуют расслаблению организма с последующей его активизацией.
Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий направлено на укрепление здоровья учащихся; приводит к повышению мотивации учебной деятельности; росту учебных достижений; создание благоприятной атмосферы на уроке.
Школа - это целый мир! Годы, проведенные в школе, должны остаться в памяти человека как время приобщения к взрослой жизни. Важно, чтобы было много побед, а поражений меньше, а они лишь расширяли жизненный кругозор человека.
Список литературы
1. Веселая школа: все для школьников и их родителей/Основные проблемы современных школьников. URL: http://veselajashkola.ru/roditelyam-sovety/kakie-osnovnye-problemysovremennyx-shkolnikov/ (дата обращения: 12.12.2017).
2. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие технологии в современной школе. М. :АПК и ПРО, 2002. 121 с.
3. Советова Е. В. Оздоровительные технологии в школе. Ростов /Д: Феникс, 2006. 288 с.
4. Статистическая информация Минздрава России/Сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации. URL: https://www.rosminzdrav.ru