Екатерина Игнатович
Взаимосвязь физической культуры с другими образовательными областями
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимосвязь физической культуры с другими образовательными областями
В соответствии с новыми федеральными государственными требованиями воспитание здоровой личности-основное требование модернизации системы образования. На основании современных запросов общества и государства меняется качество образования, возрастает роль личной активности и творчества ребенка. Сейчас мы говорим о совокупности образовательным областей. Двигательная активность находится в органическом единстве с интеллектуальной, духовной и эстетической.
Публикация «Взаимосвязь физической культуры с другими образовательными областями» размещена в разделах
В своей деятельности я использую методику педагога В. Т. Кудрявцева, в основе которой лежит комплексный междисциплинарный подход к физическому воспитанию дошкольников, где ребенок рассматривается как целостный духовно-телесный организм.
На сегодняшний день физическая культура перестает восприниматься как узкая дисциплина, она становится естественной составляющей общечеловеческой культуры, ведь в настоящее время акцент с формирования знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры ребенка.
Эта идея лежит в основе Программы, где делается упор на развитие двигательного воображения, которое оживляет движение и наполняет его смыслом.
Принципы развивающего образования и интеграции образовательных областей лежат в основе перспектвного направления данной программы и соответствуют важнейшим принципам, определенным ФГТ.
Развивая двигательное воображение на занятиях физкультурой, я одновременно решаю и другие психолого-педагогические задачи.
главный вид деятельности, обеспечивающий единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач - игра. За годы дошкольного детства игра проходит значительный путь развития. Я стараюсь организовать занятия по физкультуре так, чтобы их содержание было максимально приближено к игровой деятельности. Не стоит и забывать про фундамент любой игры - воображение.
Работая с детьми я на собственном примере убедилась, что возможна взаимосвязь физической культуры с каждой из образовательных областей, рекомендованных ФГТ.
Я провожу занятия по физической культуре у детей младшего, среднего, старшего и подготовительно дошкольного возраста и реализую возможности интеграции с образовательными областями "Здоровье", "Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Музыка".
Физическая культура и здоровье.
Думаю,ч то необходимости доказывать, что эти области неразрывно связаны друг с другом. Задача всех педагогов - сохранять и укреплять не только физическое, но также психическое и социальное здоровье наших воспитанников. Помогает нам в этой работе включение двигательного воображения, в частности образно-ролевая игра. К примеру, выполнять самомассаж ушных раковин - не самое интересное занятие для детей. А вот если для этого мы будем использовать образ какого-нибудь хорошего персонажа знакомого детям, например, Чебурашки, то же самое занятие становится намного привлекательней и пользы от него станет больше.
так, образы медведя и лисы помогают в профилактике плоскостопия, змеи и бабочки - в исправлении нарушения осанки, образы ветра и трубача - при проведении дыхательной гимнастики. Если ребенок принимаем, допустим, образ кошки, он автоматические преображается в движении. Ему не приходится объяснять, как расслабить те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит яркие кошачьи особенности, и вот малыш уже выгибает спину, ползает, урчит. Так же выполняются упражнения на релаксацию: ребенку сложно сознательно расслабить мышцы, а вот если он находится в образе тающего мороженого - совсем другое дело!. Двигательное воображение помогает сделать оздоровительную работу интересной и эффективной.
Физическая культура и познание.
Еще Жан-Жак Руссо писал о движениях рук как средстве познания окружающего мира. Исследования ученых показали: чем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше информации поступает в его мозг, что соответственно способствует его интенсивному интеллектуальному развитию. В дошкольном возрасте активно развивается когнитивная сфера, именно двигательная активность способствует развитию познавательных процессов. Воздействуя на различные анализаторы, мы развиваем зрительное, слуховое и тактильное восприятие.
Развитие зрительного восприятия состоит в представлении о качествах предметов (форме, цвете, величине, умении ориентироваться в пространстве.
В ходе развития тактильного восприятия закрепляются такие понятия, как "мягкий - твердый", "тяжелый - легкий".
В роли предметов, помогающих закреплять сенсорные эталоны на физкультурном занятии, выступают спортивный инвентарь и оборудование, в том числе и нестандартное Чтобы обучение происходило естественно и легко, на помощь приходят игра и воображение.
Для развития познавательной сферы я часто использую задания в проблемной форме, для чего применяю игровое экспериментирование, двигательные импровизации, творческие задания. Так, игра "цветы" закрепляет понятие цвета, развивает пространственные представления, творческие способности. на занятиях мы закрепляем знания об окружающем мире: осень "собираем урожай", "ходим в лес за грибами", зимой "играем в снежки" и "шагаем по сугробам". Разнообразие двигательных игровых ситуаций и сюжетов позволяет расширить кругозор детей, помогает формировать целостную картину мира, что по большому счету и является главной целью познания.
Физическая культура и социализация.
Вхождение ребенка в современный мир невозможно без освоения им первоначальных представлений социальных отношений. Для социализации дошкольников огромное значение имеет игра, в которой отражаются окружающая действительность, мир людей, природы и общественной жизни. Без подвижной игры не обходится ни одно занятие по физической культуре.
Отечественный создатель научной системы физического воспитания П. Ф. Лесгафт назвал подвижную игру "упражнением, с помощью которого ребенок готовится к жизни". К проведению любой игры я стараюсь подходить творчески. Придерживаясь принципа максимальной вариативности, можно решать множество психолого-педагогических задач. Ведь грамотно организованная игровая деятельность влияет на нравственное развитие личности, ориентацию на достижение успеха, а так же на усвоение норм и правил, принятых в обществе.
Физическая культура и коммуникация.
Общение со взрослыми и сверстниками - неотъемлемый компонент каждого вида деятельности. Бывает так, что дети испытывающие затруднения в повседневном общении, преображаются в двигательной деятельности. Особое внимание уделяю агрессивным и застенчивым детям, так как именно они испытывают наибольшие трудности в в коммуникации. к распределению ролей в играх я стараюсь подходить гибко, учитывая типологические особенности нервной системы, применяю упражнения психопрофилактического характера. В этом нам помогает образно-ролевая игра. Двигательное воображение позволяет скорректировать самооценку, примерить разные роли, что повышает коммуникативную компетентность детей.
Дети в большей степени, чем взрослые, подвержены стрессам. В своей работе для снятия повышенного психологического напряжения я использую игровой прием. Например, при помощи воображения можно превратить обычным мяч в барабан, и дети с большим удовольствием "громко играют" на таком барабане. Подобные приемы позволяют наладить невербальную коммуникацию детей.
Физическая культура и музыка.
Музыка обладает огромным эмоциональным потенциалом, активизирует детей, значительно повышат качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив. при выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.
В то же время можно говорить и об обратной связи : развитие у детей музыкальности и основных ее компонентов - эмоциональной отзывчивости, слуха. Ребенок посредством движения учится воспринимать музыку, передавать ее характер, пользоваться телесными средствами выразительности.
двигательное воображение можно назвать мостиком между физической культурой и музыкой. Оно способствует выразительности, пластичности, красоте, четкости, свободе, координации движений.
На занятиях я использую разные формы работы с музыкой: двигательную импровизацию под музыку, подвижные игры с музыкальным сопровождением, хороводные игры с пением.
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. И надежным инструментом в создании таких моделей может выступать интеграция. Многие специалисты определяют ее как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранения здоровья и свободного пространства детства.
Здоровые дети - это благополучие общества. Лозунг "Здоровый ребенок - здоровая нация - здоровое, богатое государство" указывает на необходимость воспитания здорового и гармонично развитого поколения, направляет на это усилия каждой семьи и государственных образовательных учреждений.
Во многом этот лозунг и определяет и определяет содержание моей работы - сохранение и укрепление здоровья дошкольников, развитие физических качеств, формирование привычки к ЗОЖ.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что интеграция образовательных областей "Физическая культура" и "Здоровье" с другими образовательными областями позволяет добиваться положительных результатов по укреплению здоровья детей и снижению их заболеваемости.