Анна Рубинштейн
Консультация для педагогов «Коррекция отрицательных эмоций средствами физической культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Особую группу методов коррекции отрицательных эмоций составляют средства физической культуры. Чем младше ребенок, тем больше степеней свободы и легкости имеет тело. Не зря считается, что память тела – самая крепкая. Поэтому очень важно при развитии ребенка постараться оставить на его теле как можно меньше негативных «отпечатков», напряжений и зажимов. Тревожный, робкий, скрытый ребенок к 5-6 годам выглядит сутулым, «согнутым», малоподвижным и пассивным.
Публикация «Консультация для педагогов „Коррекция отрицательных эмоций средствами физической культуры“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Эмоции, эмоциональное напряжение. Профилактика, тренинги
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Существуют упражнения развивающие пластику, гибкость, легкость тела, снимающие мышечные зажимы, дающие ребенку положительные эмоции, способствующие игровой инициативе, стимулирующие моторное и эмоциональное самовыражение : психомышечная тренировка, саморегуляция, танцевально-двигательная, телесно-ориентированная и игровая техники.
Аутотренинг нередко находится в центре психотерапевтической и психогигиенической деятельности детских психоневрологов и спортивных психологов. Аутогенная тренировка считается одним из лучших методов коррекции нарушенного состояния личности. Причина широкого распространения аутотренинга кроется в том, что в настоящее время у населения постоянно возрастают и накапливаются эмоциональные нагрузки.
Некоторые дети, особенно со слабой нервной системой, могут невротизироваться. Поэтому дошкольные психологи рекомендуют вводить расслабляющие упражнения в повседневную жизнь группы детского сада и применять их неоднократно в течении дня.
На психогимнастике, рекомендуется (для удобства обучения произвольному напряжению и расслаблению мышц тела) разделить все мышцы на пять групп: мышцы рук, ног, туловища, шеи и лица. Внимание ребенка привлекается к каждой группе мышц отдельно и последовательно.
При проведении психомышечной тренировки, особенно в заключительной ее части, необходимо соблюдать чувство меры, надо не затягивать отдых и «дозировать» внушение. Например:
Этюды на расслабление мышц
1. Штанга (для детей 5-6 лет)
Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает её. Отдыхает.
2. Каждый спит (для детей 5-6 лет)
В зал входит ведущий и видит
На дворе встречает он
Тьму людей, и каждый спит:
Тот, как вкопанный, сидит,
Тот, не двигаясь, идет,
Тот стоит, раскрывши рот. (В. А. Жуковский)
Ведущий подходит к фигурам детей, заставшим в различных позах. Он пытается их разбудить, беря за руки. Он поднимает чью-нибудь руку, но рука опускается.
3. Сосулька (для детей 4 лет)
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет. (В. Селиверостов)
Первая и вторая строчки: руки над головой. Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки и присесть.
Для защиты от нервно-психического напряжения специалисты стали все чаще использовать группу методов, объединенных общим названием «психическая саморегуляция». Это понятие по своему содержанию двояко. Во-первых, оно обозначает методы управления жизненной деятельностью субъекта. Во-вторых, под саморегуляцией понимают управление своим психоэмоциональным состоянием.
Саморегуляция – это целенаправленное изменение отдельных психофизиологических функций и нервно-психического состояния в целом, достигаемое путём воздействия человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов. Такое целенаправленное изменение осуществляется для снятия выраженных степеней утомления, эмоциональной напряженности и различных стрессовых реакций, а так же для предотвращения их нежелательных последствий.
В процессе занятий физической культурой, играя и наслаждаясь движениями, дошкольники приобретают привычку к здоровому образу жизни и овладевают основными когнитивными умениями: предсказывать последствия действия или события; проверять результаты собственных действий; управлять своей деятельностью (как я это делаю); проверять реальность (имеет ли это смысл). Например:
Упражнения на саморегуляцию и снятия психо-эмоционального напряжения детей
«Возьми себя в руки» (для детей с 5 лет)
Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека.
«Врасти в землю» (для детей с 5 лет)
«Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека».
«Сбрось усталость» (для детей с 5 лет)
«Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхни головой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость, чуть-чуть осталось, повтори еще».
Важным средством коррекции эмоционального состояния также являются танцевально-двигательные и телесно-ориентированные техники. Они представляют собой упражнения, отвлекающие контроль сознания над телом. Для выполнения данных упражнений необходима музыка разных темпов. Особенно эффективны совместные музыкальные танцевальные и двигательные занятия детей и родителей, так как способствуют укреплению эмоциональных контактов, взаимопониманию и доверию. Танцевально-двигательные и телесно-ориетированные упражнения
«Сочини свой танец» (для детей 6 лет)
Ведущий встает в центр круга. В такт музыке он выполняет несколько различных танцевальных движений, все остальные копируют его танец. Затем он дотрагивается до любого участника, тот выходит в центр, сочиняет свой танец, и далее по кругу.
«Водный карнавал (для детей с 4 лет)
Ведущий предлагает побывать на празднике у морского царя. Все превращаются в рыбок, морских звезд, русалочек, ракушек, крабов, морских коньков и т. д. Звучит плавная музыка – морские обитатели, лежа на полу или стоя, начинают свой карнавал. Морской царь хвалит особо понравившихся ему танцоров.
«Танец огня» (для детей 5 лет)
Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше, то ниже. Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром.
Рассмотрим игровой метод. В игре происходит отреагирование чувств и желаний, постижение нового опыта социального взаимодействия, развитие воображения и расширение круга общения, приобретаются новые знания и умения. Дети и сами в спонтанной игре изживают свои страхи, когда играют в сражения, прятки, лазают по деревьям, сараям, изображают ''казаков-разбойников''.
Игра позволяет лучше понять переживания детей, их интересы, потребности, характер, темперамент. Она помогает ребенку приобрести определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе общении, усвоить социальные нормы поведения, доставляет ребенку удовольствие, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное настроение и физическое состояние.
Подвижным играм удается:
1) обеспечить эмоциональную разрядку – снять накопившееся нервное напряжение и зарядить детей очередной порцией жизнерадостности и оптимизма;
2) устранить или значительно уменьшить торможение и страх при внезапном, неожиданном воздействии, а также страхи нападения и наказания со стороны родителей (поскольку пятнание как лёгкий имитирует физическое наказание, страхи темноты и замкнутого пространства;
3) улучшить гибкость в поведении, ситуативность;
4) усилить способность быстро принимать решения;
5) освоить групповые правила поведения и совместной деятельности;
6) развивать ловкость, координацию движений и большую побудительную активность.
Первая игра – «Пятнашки» - служит своеобразной разминкой к последующим играм и, несмотря на кажущуюся простоту, содержит ряд правил. Ограничивается игровая площадка, на которой в беспорядке расставлены стулья, стоит столик. Кто случайно заденет их или выбежит за пределы площадки, становится водящим, который должен пятнать уже сам. Нельзя пятнаться через стулья, они как бы цельные колонны – можно увертываться, отворачиваться. Пятнать можно только по спине, что еще больше осложняет задачу. Игра длится не больше 5 минут, до появления первой усталости. Воспитатель находится среди детей, принимая в игре непосредственное участие.
Эмоциональное и двигательное оживление, достигнутое в группе, улучшает настроение детей и повышает интерес к следующей игре – «Жмурки». Обстановка на игровой площадке остается прежней: также в беспорядке расставлены стулья, столик. Между ними стоят дети с условием не двигаться и ничем не выдавать себя, когда их ищет водящий. Только если водящий с повязкой на глазах долго никого не находит, можно обнаружить себя, а то и напугать, похлопать в ладоши, покричать, когда он отзывается рядом. Ведущий в свою очередь всячески пытается напугать тех, кого он ищет, чтобы участники игры обнаружили себя. Желательно еще и угадать, кто попался: ощупать его, назвать имя. Победителем считается тот, кто больше нашел участников игры.
Эффективным средством коррекции отрицательных эмоции мы считаем проведение коррекционных физических упражнений при участии родителей или близких взрослых.