Наталья Касенкова
Консультация «Воспитание духовно-нравственного ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казенное учреждение дополнительного образования «Центр содействия семейному устройству «Звёздный»
Статья на тему: «Воспитание духовно-нравственного ребёнка».
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. Воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно.
Публикация «Консультация „Воспитание духовно-нравственного ребёнка“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Доброта, отзывчивость, честность, порядочность, трудолюбие – кто из родителей не хотел бы воспитать у своего ребенка эти качества? К сожалению, их желание не всегда осуществляется. В большинстве своем, современных родителей самих нужно учить законам нравственного поведения.
Поэтому образовательному учреждению отводиться ключевая роль в формировании духовно-нравственных норм будущего поколения. Но только совместными усилиями мы можем воспитывать духовно-нравственных детей.
Проблемой воспитания духовно-нравственных ценностей личности в современных условиях, а так же как осуществляется духовно-нравственное воспитание дошкольников занимались Н. А. Алексеев, А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков
Воспитывая духовно-нравственного человека, мы должны понимать, что нравственное становление личности происходит под влиянием разных воздействий: и примера окружающих людей, и жизненных обстоятельств, и полученных впечатлений, и собственной практической деятельности человека, и многого другого.
Мы взрослые должны помочь ребенку сформировать у него внутренний стержень, который помогал бы ему делать правильный духовно-нравственный выбор, поступать в соответствии с моральной нормой. Стержень этот – отношение к другим людям. Собственно, в этом и проявляется духовно-нравственная сущность человека. Когда переживание ребенком острого чувства жалости при виде страданий другого будет побуждать его к оказанию помощи, а жгучее чувство стыда перед окружающими за совершенный им нечестный поступок заставит раскаяться в нем, удержит от повторения подобного поступка, тогда можно говорить, что выполнение нравственных норм становиться внутренним стремлением ребенка, что нравственная норма стала мотивом, побудителем его поведения.
Относиться к ближнему как к самому себе, переживать его радость и боль как собственные – это ли не подлинно человеческие переживания, дающие духовное удовлетворение и счастье? Люди, способные так относиться к себе подобным, создают вокруг себя атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и взаимопомощи. Воспитывая нравственного человека, мы воспитываем счастливого человека.
Истоки воспитания духовно-нравственности человека, как известно, начинается в семье. Для нормальной, благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы, сопереживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка дошкольного возраста. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность в общении со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Чувствуя эту любовь и заботу о нем, у малыша формируется ответный отклик, делая его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.
Педагога А. Макаренко говорил: «…Воспитывает всё : люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Работая педагогом дошкольного образования, необходимо вкладывать более глубокий смысл в эти слова.
Таким образом, решая проблемы духовно-нравственного воспитания детей, мы гарантируем свое светлое будущее. Заложенные мудро, ненавязчиво нравственные принципы детям дошкольного возраста станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей частью достойного человека. Да, каждый ребёнок вправе выбирать краски и кисти в созидании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть всё.
Задача педагога: направить ребёнка к краскам и кистям – Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны – решать только ему.