Дарья Казакова
Развитие связной речи с помощью мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи с помощью мнемотехники
К. Д. Ушинские писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету.
В настоящее время проблема развития речи у современных детей является актуальной. Так как, главной и отличительной чертой современного общества становится подмена живого человеческого общения, дети страдают зависимостью от различных гаджетов (телефон, планшет, компьютер и т. д.). К сожалению, в последнее время мы можем видеть в семьях нехватку общения родителей со своими детьми, что только увеличивает число дошкольников с недостатками в развитии речи.
Публикация «Развитие связной речи с помощью мнемотехники» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я столкнулась со следующими трудностями: наличие скудного словарного запаса у детей, неумение согласовывать слова в предложения, нарушение звукопроизношения, внимания, бедная монологическая и диалогическая речь, то есть дети неспособны грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий и развёрнутый ответ.
Поэтому передо мной встала задача - организовать и реализовать работу по устранению данной проблемы. В дошкольном возрасте преобладает наглядно - образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Для того, чтобы научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, я решила использовать творческие методики, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми методиками и технологиями.
При обучении детей возникают вопросы: как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи?
Все ответы на эти вопросы я нашла в инновационной технологии «Мнемотехника», так как использование приемов мнемотехники облегчает запоминание у детей и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Как показала практика, эта технология значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.
Давайте разберёмся что же такое мнемотехника? Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, а главное - развитие связной речи.
Используя в своей работе мнемотехнику, осуществляется развитие памяти разных видов : слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, а также развитие мышления, внимания, воображения. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемодорожек, мнемотаблиц и схем — моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана — схемы делает рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определённая информация.
В результате использования алгоритмов, мнемотаблиц, мнемодорожек, пиктограмм, коллажа расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире, появляется желание пересказать: ребенок понимает, что это совсем нетрудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
В этом году я начала использовать в своей работе данную методику, как можно чаще. Опираясь на свой опыт работы с детьми, разработала с помощью приемов мнемотехники загадки на тему «фрукты», «времена года» для детей старшего возраста.
Для детей 5-6 лет разработала не цветные графические изображения к стихотворению «Воробей» Агния Барто, модели сезонных изменений в природе, игра «кто, где живёт?» и т. д.
Составление описательных рассказов (по схемам Ткаченко).
Мы вместе с детьми составляем небольшие рассказы (из 5-7 предложений) с помощью схем описания и сравнения по Ткаченко на тему: «Времена года», «Птицы», «Дикие и домашние животных».
Составление рассказов по различным моделям.
Разучивание стихотворений.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Сделала подборку стихотворений: Н. Нищева «Елочка», «Дед мороз», «Весна-красна», «воробей».
По данным мониторинга можно сделать вывод, что моя работа по использованию мнемотаблиц для развития речи у детей старшего дошкольного возраста даёт положительный результат. Почти все дети понимают обобщающие слова, различают и называют существенные детали и части предметов, отчетливо произносят слова. Теперь воспитанники с интересом способны рассказать о своей любимой игрушке, охотно отгадывают загадки, составляют рассказы об окружающих нас предметах. У детей наблюдается интерес к заучиванию стихов и фольклорных произведений, расширился круг знаний об окружающем мире.
Использование мнемотехники помогает мне сделать процесс запоминания более простым и интересным. Достаточно хороший уровень развития речи помогает общению : дети преодолели робость, застенчивость, появилась уверенность, развивается коммуникативная речь. Мнемотехника может успешно использоваться как педагогами, так и родителями при подготовке детей к школе.
В своей дальнейшей работе и дальше планирую использовать инновационную технологию «Мнемотехника» в воспитательно-образовательном процессе.