Папки-передвижки

Развитие связной речи с помощью мнемотехники (9 фото)

Дарья Казакова
Развитие связной речи с помощью мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие связной речи с помощью мнемотехники

К. Д. Ушинские писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету.

В настоящее время проблема развития речи у современных детей является актуальной. Так как, главной и отличительной чертой современного общества становится подмена живого человеческого общения, дети страдают зависимостью от различных гаджетов (телефон, планшет, компьютер и т. д.). К сожалению, в последнее время мы можем видеть в семьях нехватку общения родителей со своими детьми, что только увеличивает число дошкольников с недостатками в развитии речи.

Публикация «Развитие связной речи с помощью мнемотехники» размещена в разделах

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я столкнулась со следующими трудностями: наличие скудного словарного запаса у детей, неумение согласовывать слова в предложения, нарушение звукопроизношения, внимания, бедная монологическая и диалогическая речь, то есть дети неспособны грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий и развёрнутый ответ.

Поэтому передо мной встала задача - организовать и реализовать работу по устранению данной проблемы. В дошкольном возрасте преобладает наглядно - образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Для того, чтобы научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, я решила использовать творческие методики, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми методиками и технологиями.

При обучении детей возникают вопросы: как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи?

Все ответы на эти вопросы я нашла в инновационной технологии «Мнемотехника», так как использование приемов мнемотехники облегчает запоминание у детей и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Как показала практика, эта технология значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

Давайте разберёмся что же такое мнемотехника? Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, а главное - развитие связной речи.

Используя в своей работе мнемотехнику, осуществляется развитие памяти разных видов : слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, а также развитие мышления, внимания, воображения. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемодорожек, мнемотаблиц и схем — моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана — схемы делает рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определённая информация.

В результате использования алгоритмов, мнемотаблиц, мнемодорожек, пиктограмм, коллажа расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире, появляется желание пересказать: ребенок понимает, что это совсем нетрудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

В этом году я начала использовать в своей работе данную методику, как можно чаще. Опираясь на свой опыт работы с детьми, разработала с помощью приемов мнемотехники загадки на тему «фрукты», «времена года» для детей старшего возраста.

Развитие связной речи с помощью мнемотехники
Фото №1 Развитие связной речи с помощью мнемотехники К

Для детей 5-6 лет разработала не цветные графические изображения к стихотворению «Воробей» Агния Барто, модели сезонных изменений в природе, игра «кто, где живёт?» и т. д.

Фото №2 Ушинские писал Учите ребёнка каким нибудь неизвестным ему пяти словам он будет долго и напрасно мучиться но свяжите двадцать таких слов с картинками и он усвоит их на лету Фото №3 В настоящее время проблема

Составление описательных рассказов (по схемам Ткаченко).

Мы вместе с детьми составляем небольшие рассказы (из 5-7 предложений) с помощью схем описания и сравнения по Ткаченко на тему: «Времена года», «Птицы», «Дикие и домашние животных».

Фото №4 Развитие ребенка

Составление рассказов по различным моделям.

Фото №5 Материалы для педагогов развития речи у современных детей является актуальной Фото №6 Так как главной и отличительной чертой современного общества становится подмена живого человеческого общения дети страдают зависимостью от различных гаджетов телефон планшет компьютер и т

Разучивание стихотворений.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Сделала подборку стихотворений: Н. Нищева «Елочка», «Дед мороз», «Весна-красна», «воробей».

Фото №7 К сожалению в последнее время мы можем видеть в семьях нехватку общения родителей со своими детьми что только увеличивает число дошкольников с недостатками в Фото №8 Речевое развитие детей развитии речи

По данным мониторинга можно сделать вывод, что моя работа по использованию мнемотаблиц для развития речи у детей старшего дошкольного возраста даёт положительный результат. Почти все дети понимают обобщающие слова, различают и называют существенные детали и части предметов, отчетливо произносят слова. Теперь воспитанники с интересом способны рассказать о своей любимой игрушке, охотно отгадывают загадки, составляют рассказы об окружающих нас предметах. У детей наблюдается интерес к заучиванию стихов и фольклорных произведений, расширился круг знаний об окружающем мире.

Использование мнемотехники помогает мне сделать процесс запоминания более простым и интересным. Достаточно хороший уровень развития речи помогает общению : дети преодолели робость, застенчивость, появилась уверенность, развивается коммуникативная речь. Мнемотехника может успешно использоваться как педагогами, так и родителями при подготовке детей к школе.

В своей дальнейшей работе и дальше планирую использовать инновационную технологию «Мнемотехника» в воспитательно-образовательном процессе.

Публикации по теме:

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗРазвитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под.

Мастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗМастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗ Познакомившись немного с теорией ТРИЗ и теоретически изучив кольца Луллия, а также метод морфологического анализа и фокальных объектов теории.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи с помощью мнемотехники
Опубликовано: 23 октября 2021 в 15:06
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи с помощью мнемотехники» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Казакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД