МЕДВЕЖОВА ОКСАНА
Развитие основ коммуникативной компетентности у детей среднего дошкольного возраста посредством словесных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образование является первым уровнем образования в единой системе непрерывного образования (ФЗ «Об образовании в РФ», в рамках которого происходит активное становление основ личности. Перед дошкольным образованием стоит сложная задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в системе социальных отношений, в постоянно изменяющейся действительности. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое значение уделяется развитию общения со взрослыми и сверстниками. Современные дети испытывают трудности в общении как со взрослыми, так и со своими сверстниками: не могут вежливо обратиться с просьбой и правильно ответить на обращение к ним, не способны сопереживать или симпатизировать, по большей части недружелюбно относятся к окружающим или совсем отказываются от общения. Низкий уровень коммуникативной культуры и коммуникативных навыков приводит к возникновению конфликтных ситуаций, что препятствуют их общению, взаимодействию и сотрудничеству, следовательно, затрудняют процесс позитивной социализации.
Темочки:
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Словесные игры
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Проблему генезиса общения и развития коммуникативной деятельности, коммуникативных способностей детей дошкольного возраста изучали : Я. Л. Коломинский, Л. Н. Галигузова. М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и другие. В последнее время практика и теория образования претерпевает серьезные изменения. Вводится компетентный подход, что делает актуальной саму проблему компетентности и ее формирования. Этому явлению много внимания уделяют в своих работах такие исследователи, как Н. В. Кузьмина, И. А. Зимняя, А. К. Маркова и другие. В понятие «компетентность» вкладывают разные смыслы. Российская и зарубежная педагогика воспринимает коммуникативную компетентность, как отношения людей с другими людьми или способность создавать и удерживать контакты с другими людьми на основе имеющихся знаний и навыков. Зайцева К. П. описывая коммуникативную компетентность, дает ей следующее определение – это совокупность имеющихся у человека способностей по коммуникации, которые подходят для решения поставленных коммуникативных задач и эффективны для воплощения на практике имеющихся коммуникативных знаний и навыков. В связи с этим мы рассматриваем коммуникативную компетентность у детей дошкольного возраста как умение вступать в контакт, как со сверстниками, так и со взрослыми, распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.
Исходя из исследований М. И. Лисиной, в своей работе опирались на следующие компоненты коммуникативной компетентности : эмоциональная составляющая, когнитивная составляющая, поведенческая составляющая, личностная составляющая, ценностно-смысловая составляющая. Все эти компоненты нельзя рассматривать частью одного целого. Однако они оказывают друг на друга взаимное влияние и существуют один в другом. Это определяет следующие факторы: содержание одного из перечисленных компонентов возможно раскрыть только через другие. Каждый из компонентов необходимо включать в работу для того, чтобы взаимодействие было наиболее эффективным. В связи с этим необходимо развивать ребенка по всем перечисленным выше направлениям.
Отечественные психологи отмечают, что именно в среднем дошкольном возрасте имеются богатейшие возможности для развития коммуникации со сверстниками, так как ребенок способен выделять сверстника как социальное существо, у него возникает интерес к ровеснику, ему важно доброжелательное внимание к себе, он осознаёт и познаёт себя посредством отражения в человеке своего возраста. Следовательно, данный возраст благоприятен для овладения базовыми коммуникативными умениями. Проблема развития основ коммуникативной компетентности у детей среднего дошкольного возраста актуальна, так как отсутствует система работы в данном направлении для детей среднего дошкольного возраста, и ее решение способствует постепенному формированию предпосылок социально-психологической готовности ребенка к школе. Дошкольник должен обладать уверенностью в себе, испытывать оптимистический настрой, быть доброжелательным и уважать других людей. Важно помогать развивать ему альтруизм и справедливость, учить быть честным, устойчивым к стрессам, иметь эмоциональную стабильность, быть неконфликтным, неагрессивным. Именно в дошкольном возрасте легче всего развивать в ребенке те или иные черты личности. Хотя многие из них уже заложены, все же они еще легко поддаются развитию или коррекции. Для того, чтобы скорректировать поведение более старшего ребенка, нужно будет прилагать уже гораздо больше усилий.
Общение и взаимодействие дошкольников осуществляется в различных видах деятельности, в том числе и игровой. Большое внимание отдается изучению взаимоотношений в игре. В игровой деятельности у детей дошкольного возраста формируются умения в области общения. В совместной игре у детей возникает потребность в обмене высказываниями, возникает инициативный диалог, который способствует согласованию и регуляции любой совместной детской деятельности. Для этой цели в педагогическом процессе используются разные виды игр. В словесных играх, особенно играх с правилами, ребенок учится управлять своим поведением, быть терпеливым и настойчивым, внимательным. Большая часть игр с правилами коллективные, они способствуют развитию умения замечать сверстника и воспринимать его как социальное существо, согласовывать с ним свои действия, вступать в диалог, уметь договариваться. Данный вид игр доставляет детям много радости, веселья и не заметно для самих детей учит их общению со сверстниками, сотрудничеству, способствует развитию доброжелательных отношений.
Вследствие этого целью нашего исследования стало: создание условий для развития основ коммуникативной компетентности у детей среднего дошкольного возраста через словесные игры.
Исходя из этого, в совместной игровой деятельности были использованы словесные игры на развитие компонентов коммуникативной компетентности. Когнитивный компонент – он влияет на, то какими знаниями обладает человек о ценностях общения, качествах личности, которые либо положительно, либо отрицательно воздействуют на общение. К таким играм относятся: «Зеркала», «Мои руки хороши, а у соседа лучше», «Найди себе пару» и др., которые формируют положительное отношение к сверстнику, способствуют сплоченности группы, развивают умение «присоединяться» в игре к другому ребенку. Ценностно- смысловой – включает в себя ценности, которые задействуются в момент общения. Отношения человека к самому себе и к другим. Например, часто маленькие дети плачут, но не обращаются к взрослым, не говорят что ему нужно. В связи с этим, актуально организация таких словесных игр как : «Слепец и поводырь», «Ленточка», «Игра-ситуация», которые способствуют развитию умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику. Личностный компонент – включает личностные качества, которые естественным образом оказывают влияние на содержание и сущность коммуникаций. Ребенок может быть застенчивым, эгоистичным или тревожным, агрессивным, конфликтным. Поведенческий – влияет на коммуникативные навыки, методы деятельности и опыт. Игры, направленные на развитие этих качеств у детей : «Улыбка», «Флажок», «Веселый хоровод», «Озорной мячик» и т. д. Данные игры направлены на установление доброжелательного отношения между детьми, развитие терпимого отношения к физическому контакту, умение разрешать конфликты. Эмоциональный компонент – это создание и поддержание позитивного эмоционального фона при взаимодействии. Умение регулировать свои эмоции, правильно реагировать на изменения эмоционального состояние другого ребенка. В данном направлении эффективны были такие игры как: «Волшебный букет», «Хлопушка», «Завивайся, капустка» и др.
Ввиду проделанной работы, у детей отмечается повышение уровня развития основ коммуникативной компетентности, которое проявлялось в умении договариваться в игре, попытках бесконфликтного разрешения различных ситуаций с применением знакомых приемов, терпимом отношении к тактильному контакту и проявлении различных форм общения как с детьми, так и со взрослыми.
Список литературы:
1. Гаврилушкина, О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада [Текст] / О. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. – 2003. — №2. – С. 12-16.
2. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. Изд. Питер, 2008. – 320 с.
3. Рудакова Н. Н. Коммуникативная компетентность как показатель речевого развития детей дошкольного возраста// «Детский сад: теория и практика» № 3, 2013. - С. 20-26
4. Безрукова О. А. Коммуникативная компетенция как основа социокультурной адаптации ребенка дошкольного возраста : лингводидактический аспект// «Детский сад: теория и практика» № 3, 2013. - С. 26-36