Александра Крючкова
Развитие изобразительного творчества старших дошкольников в процессе ознакомления с Мезенской росписью
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии и воспитании личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность, развиваются их творческие способности. Важная роль в этом процессе принадлежит народному декоративно-прикладному искусству, которое учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.
Публикация «Развитие изобразительного творчества старших дошкольников в процессе ознакомления с Мезенской росписью» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Мезенская роспись
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Говоря о народном искусстве, (полное имя отчество) Сакулина Нина Павловна писала, что детям дошкольного возраста близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечников. Маленькие дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу дошкольного учреждения в формировании художественного вкуса детей и в руководстве их изобразительным творчеством.
В свою очередь, Татьяна Яковлевна Шпикалова подчеркивала важность и необходимость развития детского изобразительного творчества средствами декоративно-прикладного искусства, так как:
1) народное искусство – своеобразный катализатор детского изобразительного творчества;
2) в народном искусстве аккумулируется традиционный художественный опыт поколений;
3)произведения народного искусства способствуют формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал в личности.
Проблема развития изобразительного творчества дошкольников в процессе ознакомления с произведениями декоративно-прикладного искусства нашла свое отражение в многочисленных научно-педагогических и научно-методических трудах отечественных ученых (А. А. Грибовской, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, Ю. М. Максимова, Г. Н. Пантелеева, Н. П. Сакулиной, О. А. Скоролуповой, Н. Б. Халезовой и др.).
На современном этапе в системе дошкольного воспитания важно рассмотреть и выявить наиболее эффективные условия для развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народным искусством. Тем не менее, в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста остаются до конца не разработанными условия развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства, в том числе и мезенской росписью.
Выявленное противоречие обусловило выбор темы исследования, а также позволило сформулировать его проблему и цель.
Проблема нашего исследования: каковы педагогические условия успешного развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного в процессе ознакомления с мезенской росписью?
Цель исследования: выделить, обосновать и опытным путём проверить педагогические условия развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с мезенской росписью.
В ходе решения первой задачи исследования, мы провели анализ различных психолого-педагогических исследований, который позволил выделить определения основных понятий: что такое творческое развитие и детское изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста.
Творческое развитие – это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного к созданию субъективно нового для себя продукта, выражающего его эмоциональное отношение к изображенному предмету и полученного на основе знаний и умений, усвоенных им на занятиях под руководством педагога или найденных самостоятельно.
Детское изобразительное творчество – это процесс сознательного создания ребенком нового, субъективно и объективно значимого духовно-материального продукта деятельности, в ходе которого ребенком реализуется врожденная художественная интуиция и ранее усвоенный изобразительный, личностный (познавательный, эмоциональный) опыт (С. В. Погодина).
Также мы выделили показатели творческого развития детей :
• Положительный эмоциональный отклик ребенка на произведения изобразительного искусства;
• Проявления оригинальности замысла и творческого воображения в процессе создания художественного образа;
• Способность варьировать, добавлять новые элементы, сознательно экспериментировать с целью создания чего-то нового для себя, открытия новых художественных связей и отношений.
В ходе решения второй задачи исследования, мы рассмотрели особенности мезенской росписи как средства развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста.
Мезенская роспись является одним из древнейших русских народных художественных промыслов. Родина мезенской росписи село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, (отсюда и название промысла, Мезенская или Палащельская роспись) которое находится в Архангельской области. Первые упоминания о ней относятся к 1906 году, однако по стилю её можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, близким к наскальным изображениям, найденным на берегах Белого моря и Онежского озера.
На картинке выше представлены персонажи мезенской росписи.
В росписи встречается многоярусность, три яруса – три мира (нижний - подземный, средний - наземный и верхний - небесный). Нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус – птицы. Вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполненными орнаментом.
Говоря о мезенской росписи, следует отметить, что каждый элемент орнамента глубоко символичен.
Немного об элементах и символике мезенской росписи.
• Земля. Прямая линия, может означать и небесную, и земную твердь. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного – вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.
• Вода. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.
• Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами – скорее всего, означают воздух, ветер – один из первооэлементов природы.
• Огонь – земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь.
Элементы и символика узоров мезенской росписи.
Несмотря на то, что роспись выглядит относительно сложно, её может освоить любой желающий и даже ребенок, так как техника рисунка и композиционное построение изображения близки специфике детского рисунка, а именно: графичность и условность трактовки основных образов их плоскостное изображение, отдельные элементы росписи достаточно просты, композиция рисунка имеет фризовое и многоярусное построение, ограниченная цветовая гамма. Более того, устойчивая каноничность основных художественных образов мезенской росписи, возможность вариативности их сочетаний и комбинаций дает бесконечные возможности для творческого самовыражения ребенка. Именно поэтому ее можно с успехом использовать в продуктивной деятельности детей.
Решение третьей задачи нашего исследования позволило выделить и комплекс педагогических условий, обеспечивающих развитие изобразительного творчества старших дошкольников в процессе ознакомления с мезенской росписью :
• Обогащение предметно-пространственной развивающей образовательной среды предметами декоративно-прикладного искусства по мотивам мезенской росписи;
• Проведение различных форм образовательной деятельности по приобщению детей к искусству мезенской росписи (экскурсии, игры, продуктивная деятельность);
• Создание в группе атмосферы творчества и ситуации успешности для каждого ребёнка.
Следующий этап нашего исследования был связан с проведением опытно-экспериментальной работы, которая осуществлялась на базе Школы № 609 г. Москвы по апробации выделенных педагогических условий развития изобразительного творчества старших дошкольников в процессе ознакомления с мезенской росписью.
В экспериментальном исследовании участвовали 40 человек детей старшего дошкольного возраста и 10 воспитателей ДОО. Дети были разделены на 2 группы – экспериментальную и контрольную (ЭГ и КГ) по 20 человек в каждой.
Цель констатирующего эксперимента заключалась в исследовании исходного уровня развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
Для выявления исходного уровня развития изобразительного творчества у детей экспериментальных групп, нами были выделены критерии его оценки и подобраны диагностические методики:
• критерий положительный эмоциональный отклик ребенка на произведения изобразительного искусства / методика: адаптированная беседа с использованием репродукций, разработанная С. В. Погодиной;
• критерий проявления оригинальности замысла и творческого воображения в процессе создания художественного образа / методика на проявление инициативы и творчества «5 рисунков» Н. А. Лепской ;
• критерий способность варьировать, добавлять новые элементы, сознательно экспериментировать с целью создания чего-то нового для себя, открытия новых художественных связей и отношений / методика: «Оживи картину из твоей любимой сказки» автора Т. С. Комаровой.
Далее представлены результаты, полученные в ходе констатирующего среза уровня развития изобразительного творчества детей экспериментальных групп. Они демонстрируют, что существенные различия в данных ЭГ и КГ отсутствуют, и в целом уровень развития изобразительного творчества детей соответствует базовому и начальному уровням.
Результаты констатирующего среза уровня развития изобразительного творчества у детей ЭГ и КГ.
В ходе формирующего эксперимента нами была проведена апробация педагогических условий развития изобразительного творчества детей ЭГ.
При изображении растений и животных дети копировали предложенные варианты образцов. Предварительно в альбоме, мы показывали последовательность исполнения росписи, где каждое последующее изображение птицы отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей. Наибольшая трудность была в том, что ребята не всегда соотносили пропорции деталей птицы, соединяя их в целостный образ.
К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отличаются от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц. Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисовались разветвленные рога. В работах детей каждое последующее изображение животного отличалось от предыдущего появлением дополнительных деталей.
В процессе всей работы мы давали каждому ребенку высказаться по поводу своего рисунка и обсуждали с детьми, что кому понравилось, тем самым отмечая у каждого ребенка индивидуальный вид изображения и видения. Словесно поощряли инициативность и помощь детей друг другу, отмечали успехи ребенка, тем самым мотивируя и «заряжая» ребенка на достижение своих целей.
Подводя итог формирующего эксперимента, мы отметили, что созданные нами педагогические условия, оказывали благоприятное влияние на развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с мезенской росписью.
Для оценки результативности опытно-экспериментальной работы в ЭГ и подтверждения эффективности выбранных педагогических условий, нами был проведён контрольный эксперимент.
На данном этапе был проведен повторный контрольный срез уровня развития изобразительного творчества детей КГ и ЭГ. Полученные результаты мы сравнили с результатами констатирующего среза и выявили, что положительная динамика в развитии изобразительного творчества детей выражена больше в экспериментальной группе, чем в контрольной.
Результаты констатирующего среза уровня развития изобразительного
творчества у детей ЭГ и КГ.
Таким образом, выбранные нами педагогические условия способствовали развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
Библиографический список
1. Апресян Г. З. Вопросы теории эстетического воспитания. – М. : Московский университет, 1970. – 124 с.
2. Береснева В. Я., Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней / В. Я. Береснева, Анри де Моран. – М. : Искусство, 1982. – 368 с.
3. Василенко В. М. Мезенская роспись / В. М. Василенко. – М. : Искусство, 1959. – 320 с.
4. Величко Н. К. Мезенская роспись / Н. К. Величко. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2016. – 128 с.
5. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. Монография / под ред. Н. А. Ветлугиной. – М. : «Педагогика», 1972. – 288 с.
6. Выготский Л. С. Психология искусства [Электронный ресурс] / Л. С. Выготский. – М. : Издательство Юрайт, 2018. (Антология мысли). – 496 с.
7. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент: структура и смысл орнаментального образа / Ю. Я. Герчук. – М. : Просвещение, 1998. – 87 с.
8. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество / А. А. Грибовская. – М. : Просвещение, 2006. – 160с.
9. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г. Г. Григорьева. – М., 2000. – 220 с.
10. Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] / под ред. А. В. Запорожец, А. И. Леонтьева. – М. : Педагогика, 2015. – 427 с.
11. Казакова Т. Г. Детское изобразительное творчество : метод. пособие для специалистов дош. образ. учреждений / Т. Г. Казакова. – М. : Карапуз-Дидактика, 2006. – 190 с.
12. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т. С. Комарова. – М. : Педагогическое общество России, 2009. – 211 с.
13. Лепская Н. А. Диагностика художественного развития младших школьников. Методика «5 рисунков» / Н. А. Лепская. – М. : Науч. -практич. центр непрерывного художественного образования, 1995. – 54 с.
14. Погодина, С. В. Теория и технология развития детского художественного творчества : учеб. пособие для студентов учреждений высшего образования / С. В. Погодина. – М. : «Академия», 2014. – 351 с.
15. Погодина С. В. Шаг в искусство: Методические рекомендации по реализации программы. – М. : ВАКО, 2016. – 128 с.
16. Сакулина Н. П., Езикеева В. А., Казакова Т. Г. и др. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для пед. уч-щ по спец. 2002 и 2010. / под ред. Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой. – Кишинев: Лумина, 1983. – 296 с.
17. Сакулина Н. П. Национальное искусство и детское творчество // Дошкольное воспитание. – 1965. – №5. – С. 11-12.
18. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста в русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста / О. А. Скоролупова. – М. : ООО Скрипторий, 2003. – 128 с.
19. Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е. А. Флерина. – М. : Учпедгиз, 1956. – 344 с. – Режим доступа: https://nashuch.ru/izobrazitelenoe-tvorchestvo-detej-doshkolenogo-vozrasta.html ( Дата обращения: 12.09.2020).
20. Халезова Н. Б., Курочкина Н. А., Пантюхина Г. В. Лепка в детском саду [Электронный ресурс] / Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина. – М. : Просвещение, 1986г. – 144 с. – Режим доступа: https://megascans.ru/category/knigi/metodicheskie-rukovodstva/ ( Дата обращения: 20.10.2020).
21. Что скрывают символы древней мезенской росписи, возникшей на основе наскальных рисунков Русского Севера [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kulturologia.ru/blogs/050419/42731/ ( Дата обращения: 10.10.2020).
22. Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования / Т. Я. Шпикалова. – М. : Просвещение, 1979. – 49 с.
23. Юсов Б. П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество : очерки по истории, теории и психологии художеств. воспитания детей / Б. П. Юсов. – Магнитогорск: Изд-во Магнитог. гос. ун-та, 2002. – 282 с.