Алексеева Галина
Применение интерактивной доски в образовательной и познавательной деятельности воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно - образовательного процесса, для развития интеллекта и в целом личности ребенка.
Одной из главных задач современного образования является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Информатизация общества ставит перед педагогами (дошкольниками) задачу стать для ребёнка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка.
Публикация «Применение интерактивной доски в образовательной и познавательной деятельности воспитанников» размещена в разделах
В настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Создаётся множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания.
В зависимости от возраста ребёнка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором,экзаменатором. Существуют различные компьютерные средства, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста. К таким средствам относится и ИАД.
Интерактивная доска (ИАД) – универсальный инструмент, позволяющий сделать занятия с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными.
Если воспитатель только начинает работать с доской и ещё не в совершенстве владеет программой, доску можно использовать в качестве проектора для просмотра презентаций, фото- и видеоматериалов. Ведь для лучшего усвоения детьми информации, просто необходимо сопровождение, будь то фотография или видеоматериалы.
Значение работы с интерактивной доской в ДОУ :
• предоставляет широкие возможности для подготовки и проведения занятий;
• дает возможность реализовать один из важнейших принципов обучения – наглядность;
• помогает оптимизировать процесс обучения и его эффективность;
• интерактивная доска – увлекательная обучающая игра;
• дает возможность использования в различных видах деятельности;
• помогает развивать у детей: внимание, память, мелкую моторику, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие и др. ;
• активное вовлечение ребенка в образовательный процесс;
• повышает учебную мотивации детей;
• дает возможность легко создавать увлекательные игры.
Интерактивную доску можно применять в различных видах деятельности : создавать различные интерактивные игры, просматривать познавательные видеоролики и презентации, проводить мастер-классы для педагогов.
Применение интерактивной доски в ДОУ по образовательным областям (по ФГОС) :
1. Социально-коммуникативное развитие:
Интерактивные игры – это деятельность дошкольников под непосредственным руководством воспитателя, в процессе которой дети получают уникальную возможность научиться бесконфликтному и доброжелательному общению. Такое взаимодействие с детьми и позволяет повлиять на их настроение, отношение к себе и окружающим. Играя, дети учатся простым правилам жизни в обществе, усваивают коммуникативные навыки.
2. Познавательно-речевое развитие :
Интерактивная доска – эффективный инструмент развития познавательной активности дошкольников.
Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
- дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
- глубже постигают понятия числа и множества; быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;
- тренируется внимание и память; активно пополняется словарный запас.
- Старшие дошкольники раньше овладевают чтением и письмом; учатся планировать, выстраивать логические связи между предметами и явлениями;
- эффективно развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз;
- уменьшается время как простой реакции, так и реакции выбора; воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность, развивается воображение и творческие способности;
- развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления; развивается способность к прогнозированию конечного результата действий.
3. Физическое развитие:
Невзирая на положительные моменты в использовании интерактивных средств, необходимо обратить внимание на соблюдение требований, которые предъявляются: к помещению, размещению оборудования, рабочих мест детей, к временной длительности использования интерактивной доски. Эти требования определены в документе СанПиН:
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций” (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26)
* Доска возможна к применению лишь в качестве дополнительного технического оборудования для кратковременного использования. Использование экрана на занятии длительностью 20-25 минут должно быть не более 7-10 минут.
Наряду с обязательными требованиями, санитарные правила содержат рекомендации по созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.
Важная составная часть – это рациональная организация образовательной деятельности. Показателем являются: объем нагрузки и занятия активно-двигательного характера.
При разработке занятий с использованием ИАД важно уделить особое внимание здоровью детей. Каждое занятие должно включать в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.
4. Художественно – эстетическое развитие:
Увеличение демонстрируемого объекта дает возможность рассмотреть мелкие детали изображения или предмета, которые даже при реальном просмотре плохо различимы. Например, мелкие элементы орнамента, росписи.
Важной проблемой при работе в детском саду является удержание внимание детей на достаточно продолжительное время. И не только удержать, но и вовлекать в процесс занятий. Как показывает практика, с использованием интерактивной доски эта проблема решается существенно проще.
Результаты грамотного и систематического применения интерактивной доски педагогами- дошкольниками:
-повысилась эффективность обучения детей;
-такие занятия способствуют развитию образного мышления;
- это эффективный способ повышения мотивации и индивидуализации обучения воспитанников, развития их творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.
- этот метод позволяет во время занятий перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.
Использование ИД позволяет педагогу идти в ногу со временем и часто способствует решению тех педагогических задач, которые часто сложно, а порой и невозможно решить традиционными способами. Поэтому создание единой современной образовательной среды в области дошкольного воспитания требует гармоничного проникновения современных информационных и компьютерных технологий в традиционную педагогическую систему.