Татьяна Дудуркина
Преемственность между детским садом и начальной школой
▼ Скачать + Заказать документы
Под преемственностью между детским садом и начальной школой подразумевается система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания методов обучения и воспитания, а так же формирование здорового образа жизни с целью создания единого непрерывного процесса образования на смежных этапах развития ребёнка.
Публикация «Преемственность между детским садом и начальной школой» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
Существует несколько определений понятия «Преемственность ДОУ - школа». Преемственность рассматривается как двухсторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется само-ценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешности дошкольного обучения. В то же время школа, как преемник дошкольной ступени образования, не строит свою работу с нуля, а опирается на достижения ребенка- дошкольника и организует свою педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал, что позволяет реализовать непрерывность в развитии детей и образовании как системе.
Реализация принципа преемственности определяет его как создание среды, благоприятной для умственного, физического, социально-психологического и эмоционально-творческого развития ребенка. При этом дошкольное образовательное учреждение должно обеспечить базисное разностороннее развитие ребенка, а начальная школа, используя опыт дошкольных образовательных учреждений, обязана способствовать дальнейшему личностному становлению детей. Обучение в начальной школе будет результативным только в том случае, если у первоклассника уже сформированы необходимые и достаточные для начального этапа обучения качества, которые в дальнейшем будут развиваться и совершенствоваться.
Приоритетное место в жизни младшего школьника наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра. Совсем недавно преемственность было принято считать инструментом для обеспечения непрерывности в обучении и воспитании.
Акцент делается на процесс передачи «эстафетной палочки». С одной стороны, дошкольная ступень, сохраняя само-ценность этого периода, формирует фундаментальные качества ребёнка, которые служат основой успешного школьного обучения. С другой стороны, школа как преемник дошкольной ступени подхватывает достижения дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
Преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в ДОУ и начальной школе, будет способствовать хранению и укреплению его физического и психического здоровья, а это - важнейшая задача образования и его основной результат.
В каком возрасте отдавать ребенка в школу, - следует учитывать все аспекты индивидуального развития: состояние здоровья, физическое развитие, развитие самосознания и готовность к принятию социальной роли школьника, доминирующие мотивы поведения и деятельности, развитие психомоторных и умственных способностей (т. е. физиологическую, социальную и психологическую готовность к обучению в школе). Особую роль в развитии личности ребенка дошкольного возраста играет кризис 7 лет. Как его проходит ребенок? Ребенок осознает свое социальное «я», появляется внутренняя позиция целостное отношение.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.
Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом. Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.
Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
• Занятия физкультурой,
• прогулки.
• Рациональное питание,
• соблюдение правил личной гигиены:
• закаливание,
• создание условий для полноценного сна
Физкультурно-оздоровительная деятельность включает в себя:
Создание системы двигательной активности в течение дня:
• утренняя гимнастика (ежедневно);
• физкультурные занятия (3 раза в неделю);
• прогулки с включением подвижных игр;
• оздоровительный бег (ежедневно);
• пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
• зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях)
• оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
• физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
• эмоциональные разрядки, релаксация;
• ходьба по массажным коврикам, ;
• спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц)
Необходимо поддержания и укрепления здоровья детей.
Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях в нашем детском саду.