Вера Калинина
Польза графических диктантов для детей 5–10 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Статью подготовили воспитатели ГБДОУ детскийсад N8 Выборгского района Санкт-Петербурга Калинина Вера Михайловна, Чистякова Валентина Викторовна.
Графические диктанты – один из самых результативных методов развития пространственного воображения ребенка. Они помогают достичь точности в движениях руки, учат ловко пользоваться ручкой и карандашом, ориентироваться в пространстве. А свободное ориентирование ребенка в пространстве – это залог успешного освоения учебного материала.
Публикация «Польза графических диктантов для детей 5–10 лет» размещена в разделах
- Графические диктанты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Настоящий графический диктант по клеточкам понравится не только детям — дошкольникам, но и школьникам. Это интересное задание на внимательность и умение различать направления: вправо-влево, вниз — вверх. Весь диктант заключается в рисовании коротеньких линий на обычном тетрадном листе в клеточку. После окончания на листочке появляется фигура. Это может быть птичка, животное или какой-либо другой объект. Фигура появится, если диктант был выполнен правильно и ребенок нигде не ошибся.
Графические диктанты направлены на :
1. развитие координации движений
2. развитие усидчивости;
3. развитие мелкой моторики;
4. развитие произвольного внимания
5. развитие пространственного воображения;
6. расширение словарного запаса;
7. развитие орфографической зоркости.
Естественно, графические диктанты – это еще и эффективная подготовка руки к письму, к ориентированию по листу тетради. Простые графические диктанты прекрасно помогают родителям и учителям предотвратить многие сложности на начальном этапе учебы в школе. Это рассеянность, неумение сконцентрироваться, неусидчивость, орфографическая невнимательность. Дети, как правило, очень любят рисовать по клеточкам, это увлекательно и полезно.
Для летнего периода – это вообще находка. Можно заниматься графическими диктантами в дороге, в парке, на пляже, на даче. Это несколько разнообразит ежедневные игры и занятия. Различные графические диктанты пользуются особой популярностью у детей в возрасте 5-10 лет. Кроме того, что графические диктанты полезны, они еще и очень увлекают детей. Также их можно сделать общим семейным занятием – меняться ролями с ребенком, устраивать соревнования. А можно расширить задание: раскрась рисунок, вспомни стихотворение, отгадай загадку об этом объекте и т. п.
Что понадобится для занятий.
Вам понадобится тетрадка в клеточку. Для малышей дошкольного возраста хорошо, если клетка будет крупная. Это позволяет снизить нагрузку на глаза. Не выбирайте (во всяком случае, для малышей) тетради с очень белыми и очень гладкими листами. Это очень напрягает глаза. Кроме того, листы тетради отсвечивают и дают блики, которые вредны для глаз! Большие изображения на листе с крупной клеткой не поместятся, тогда нужно взять стандартную тетрадь. Также необходим простой карандаш и ластик, чтобы можно было стереть в случае ошибки.
Как проводить графические диктанты.
Задание по графическому диктанту выглядят так : на листе бумаги в клеточку ставится точка и от этой точки дается задание. Рисовать нужно по клеточкам. Например, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка влево. Должен получиться квадратик. Это самый простой пример графического диктанта. С каждым разом задание для ребенка должно усложняться. Перед написанием графического диктанта с ребенком стоит повторить, где находится лево, а где право, верх и низ. Конечно, многое зависит от возраста ребенка и его способностей.
Длительность занятий не должна превышать 10-15 минут для детей 5 лет, 15-20 минут для детей 5-6 лет, 20-25 минут для детей 6-7 лет. Но в случае, если ребенок увлечен, не прерывайте его, пусть выполнит задание до конца.
Проследите за тем, как ребенок сидит, как держит карандаш, приучайте сразу все делать правильно. Если у Вашего ребенка проблемы со счетом, помогайте отсчитать клеточки в тетради.
Варианты проведения диктанта :
1. Взрослый человек диктует определенную последовательность черточек, указывая количество клеточек и направление рисования. Ребенок все выполняет на слух, затем накладывает свое изображение на исходное и сравнивает результат с образцом.
2. Ребенку предлагают повторить в тетради рисунок, который изображен на образце.
3. Взрослый начинает диктовать графический диктант и когда получается понятный рисунок, ребенок должен самостоятельно его продолжить.
Так что же такое графический диктант?
Это обучение через развлечение, приятное и полезное времяпрепровождение с детьми и конечно незаменимый помощник в подготовке ребенка к школе.
Изучив методику «Графических диктантов», мы стали активно её использовать с детьми старшего дошкольного возраста в нашей группе. Вначале велась индивидуальная работа, затем, когда дети освоили методику, стали работать с ними в подгруппах.
Наши дети очень любят работать у доски, они стремятся показать свои способности и умения.
Поэтому нами было создано наглядное дидактическое пособие в формате А3 в виде поля из клеток, прочерченных простым карандашом (2см х 2см) на белом листе бумаги. Данное пособие было за ламинировано для многоразового использования. На нем нужно рисовать маркером на водной основе. После окончания работы изображение стирается простой губкой. Пособие крепится на магнитную доску.
Его можно брать с собой на прогулку. Нашим детям очень нравится это пособие, и когда остается свободное время, они каждый раз просят заниматься с ними графическими диктантами.