Бронская Виктория
Подвижные игры как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижные игры как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Бронская Виктория Сергеевна
Студентка ИНПО ХГУ им. Н. Ф. Катанова
Васильева Марина Ивановна
Канд. пед. наук, доцент кафедры ДиСО ИНПО ХГУ им. Н. Ф. Катанова
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Публикация «Подвижные игры как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Подвижные игры для детей
- Старшая группа
- Темочки
Аннотация: статья посвящена проблеме формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. В статье рассмотрена роль подвижных игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста, особенности использования подвижных игр в развитии детей, приведено описание опытно-экспериментальной работы с целью исследования эффективности использования подвижных игр в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: дети, дети старшего дошкольного возраста, развитие детей старшего дошкольного возраста, пространственные представления, формирование пространственных представлений у детей, игры, подвижные игры.
OUTDOOR GAMES AS A MEANS OF FORMING SPATIAL REPRESENTATIONS IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN
Annotation : the article is devoted to the problem of the formation of spatial representations in older preschool children. The article considers the role of outdoor games in the development and upbringing of preschool children, features of the use of outdoor games in the development of children, the description of experimental work is given in order to study the effectiveness of the use of outdoor games in the formation of spatial representations in older preschool children.
Key word : children, older preschool children, development of older preschool children, spatial representations, formation of spatial representations in children, games, outdoor games.
В детском возрасте развитие пространственных представлений имеет огромное значение для формирования у детей представлений об окружающем мире. Пространственные представления также являются «предпосылками для формирования пространственного мышления и обеспечиваются различными психическими процессами, такими как восприятие (первоосновой которого являются ощущения, внимание, память, воображение при обязательном участии речи». Ведущую роль при этом «играют логические приемы мышления: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование» [6, с. 118].
Отмечено, что в настоящее время дети дошкольного возраста «слабо оперируют образами, у них недостаточно развиты пространственные представления, а также способность фиксировать технические и конструкторские идеи различными графическими способами» [8, с. 71]. Это говорит о том, что следует особо обратить внимание на организацию работы по развитию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, так как уровень сфоормированности пространственных представлений напрямую связан с успешностью их обучения в школе [1].
Проблема, связанная с формированием пространственных представлений у детей, находит свое отражение в трудах как отечественных, так и зарубежных исследователей. Основу изучения данной проблемы составляют исследования Н. А. Бернштейна, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, С. Л. Рубенштейна, Д. Б. Эльконина и др. Среди психологов, которые развивали указанное направление позднее, можно назвать имена Б. Г. Ананьева, О. И. Галкиной, Л. Л. Гуровой, Л. В. Занкова. В работах данных ученых раскрыты механизмы восприятия пространства и выделены этапы развития пространственных представлений, берущие свое начало от сенсомоторного восприятия пространства, которое затем становится проективным и метрическим.
Одним из эффективных способов формирования у детей пространственных представлений является игра [5]. Опираясь на исследования Д. Б. Эльконина, считаем целесообразным рассматривать подвижные игры как средство формирования пространственных представлений, развития интеллекта ребенка и развития его способностей, так как подвижные игры очень близки природе детства, отвечают его возможностям и запросам, выверены в своем обучающем и воспитательном воздействии.
Пространственные представления – это «представления человека о форме, величине, ориентации и расположении предметов в трехмерном пространстве, а также их перемещении и трансформации во время движения» [2, с. 124].
К основным формам, методам и средствам формирования пространственных представлений у дошкольников относятся игровая, художественная, конструкторская деятельность, наглядные, словесные и практические методы, различные игры и практические занятия [7].
Одним из средств развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста являются подвижные игры, как «сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами» [4, с. 58]. Подвижные игры являются «незаменимым средством пополнения детьми знаний и представлений об окружающем мире, развитии мышления, смекалки, ловкости, сноровки, наблюдательности, ценных морально-волевых качеств» [3, с. 117].
С целью формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в ходе подвижных игр нами была проведена опытно-экспериментальная работа, включающая такие этапы как констатирующий, формирующий и контрольный.
Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Теремок»», Республики Хакасия. В исследовании приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста : контрольная группа в количестве 20 человек и экспериментальная группа в количестве 20 человек.
На констатирующем этапе, в соответствии с целью нашего исследования, была использована комплексная методика «Исследование пространственных представлений детей» Н. Я. Семаго и М. М. Семаго. Ее целью является изучение сформированности пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. При этом комплексный характер методики позволяет оценить уровень сформированности данных представлений с разных позиций, а именно выявить сформированность у детей :
- пространственных представлений о собственном теле;
- пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела;
- понимания и употребления пространственных предлогов в собственной речи;
- лингвистические представления (пространство языка);
- узнавание и понимание инвертированных и пассивных речевых конструкций;
- понимание временной последовательности и интервала времени и понимание условий задач.
В ходе использования методики Н. Я. Семаго и М. М. Семаго «Исследование пространственных представлений детей» на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы было выявлено, что большая часть детей, принявших участие в опытно-экспериментальной работе, находились на среднем уровне сформированности пространственных представлений о собственном теле, среднем уровне пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела (по отношению к собственному телу, низком уровне понимания и употребления предлогов, низком уровне лингвистических представлений (представлений об отражении пространства в языке, среднем уровне узнавания и понимания инвертированных и пассивных речевых конструкций, среднем уровне понимания временной последовательности и интервала времени и среднем уровне понимания условий задач.
С целью формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста нами был проведен формирующий этап опытно-экспериментальной работы в экспериментальной группе МБДОУ г. Черногорска «Детский сад «Теремок»», Республика Хакасия.
В ходе составления работы мы придерживались выдвинутой нами исследовательской гипотезы о предположении, что подвижные игры могут быть эффективным средством формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, если: содержание игры и выполнение игровых действий требует от детей владения характеристиками пространства; при знакомстве с правилами игры педагог уточняет вместе с детьми пространственные представления, как основы для выполнения правил игры; при оценке выигрыша в игре педагог опирается на правильность соблюдения правил игры и игровых действий, связанных с пространственными представлениями детей.
Работа по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста средством подвижных игр проводилась в течении полугода с октября 2021 года по март 2022 года. Подвижные игры включались в следующие формы организации процесса формирования пространственных представлений у детей :
- специальные занятия по формированию пространственных представлений, которые проводились 2 раза в неделю по 30 минут. Цель – введение нового материала, закрепление и повторение пройденного;
- подвижные игры и развлечения с занимательным математическим материалом;
- ежедневные режимные моменты (прогулки, дежурство, режимные процессы).
Игры, используемые на предшествующих этапах формирования представлений о пространстве, использовались на последующих этапах с изменением дидактических задач и усложнением действий. В ходе проведения подвижной игры задавались вопросы, направленные на освоение различных видов пространственных представлений : «Ты находишься перед окном или за окном? В какой руке я держу флажок? Стенд с фотографиями находится слева или справа? Как вы понимаете слова «давным-давно»?» и т. д.
Применение определённой системы игр, специально созданных правил, содержит определяющую роль в качестве обучения детей, поэтому основным методическим приемом, который мы использовали, было личное участие каждого ребенка в подвижных играх. Подвижные игры включались также в занятия физической культурой и велись уже после упражнений в ключевых движениях с целью повышения физической нагрузки и эмоциональности занятия. Условия проведения организации подвижных игр состояли из нескольких важных моментов:
- предварительное ознакомление воспитателя с содержанием подвижных игр;
- подготовка к проведению конкретной игры. Учитывалось, где будет проводиться игра: на участке или в помещении и с каким количеством детей;
- непосредственно перед игрой обращалось внимание на гигиеническое состояние помещения или площадки, где проходила игра.
Также нами была создана предметно-развивающая среда – специально выделенный игровой уголок, где был расположен весь используемый нами дидактический материал (картотека подвижных игр, наглядность по формирование пространственных представлений, материал и оборудование к играм и т. д., что обеспечивало свободный доступ к нему детей и возможность его использования в самостоятельной деятельности.
Родителям были предложены варианты проведения подвижных игр с детьми в семье. С этой целью нами проводились родительские собрания, консультирование, беседы с родителями, информирование через папки-передвижки.
В результате проделанной работы нами были разработаны практические советы педагогам дошкольных учреждений по использованию подвижных игр в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
С целью выявления эффективности использования подвижных игр в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, нами был проведен контрольный этап опытно-экспериментальной работы с использованием той же методики, которая использовалась на констатирующем этапе. Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов показали, что в контрольной группе показатели практически не изменились, а вот в экспериментальной группе показатели улучшились по всем критериям, что свидетельствует об эффективности проведенной нами работы по использованию подвижных игр в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Итак, пространственные представления – это представления человека о форме, величине, ориентации и расположении предметов в трехмерном пространстве, а также их перемещении и трансформации во время движения. К основным формам, методам и средствам формирования пространственных представлений у дошкольников относятся игровая, художественная, конструкторская деятельность, наглядные, словесные и практические методы, различные игры и практические занятия. Эффективным средством формирования и развития пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста являются подвижные игры, что доказано в ходе проведения опытно-экспериментальной работы в МБДОУ г. Черногорска «Детский сад «Теремок»».
Список использованной литературы
1. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 2016. 304 с.
2. Белошистая А. В. Обучение математики в ДОУ: Методическое пособие. М. : Айрис-пресс, 2015. 320 с.
3. Бондаренко А. К. Воспитание детей в игре. М., 2018. 86 с.
4. Былеева Л. В. Подвижные игры. Учебное пособие для институтов физической культуры. М., 2018. 225 с.
5. Ковалец И. В. Формирование у дошкольников пространственных представлений. М., 2017. 72 с.
6. Пространственные представления как средство познания объективной действительности / Под ред. М. Н. Макаровой. М., 2016. 220 с.
7. Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М., 2020. 65 с.
8. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления у детей. М., 2017. 240 с.