Папки-передвижки

Подготовка ребенка к школе: советы психолога родителям

Сидорова Елена
Подготовка ребенка к школе: советы психолога родителям
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовка ребенка к школе : советы психолога родителям.

Первое сентября для каждого ребенка это особенный день, каждый ребенок представляет его по-своему. У него еще нет опыта, и ребенок еще не понимает, что когда пройдет 1 сентября, наступит ежедневный, монотонный труд, с которым он будет сталкиваться. И задача родителей - поддерживать своего любимого ребенка в этом. Впереди лето и вы можете подготовить малыша к школе. Раньше при поступлении в школу детей тестировал психолог и давал рекомендации, на что обратить внимание, сейчас в школу приходят детки только на 1 сентября и тогда психолог проводит тесты.

Темочки:

Поэтому вы, как родитель, можете самостоятельно подготовить к школе ребенка или отвезти к частному психологу. Психологическая готовность ребенка к школе не имеет ничего общего с тем, что вы, как родитель, научили ребенка писать, читать, считать.

Психологическая готовность к школе ( синоним: школьная зрелость) – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития :

1) мотивационная готовность;

2) интелектуальная готовность;

3) личностно-социальная готовность;

4) эмоционально-волевая готовность.

Мотивационная готовность

Говоря о мотивации, мы говорим в данном случае о побуждении к учебе. А это значит, что у ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое. Но, поскольку учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий, то у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные задания.

В каком случае это возможно? В том, когда ребенок понимает, что он ученик, знает обязанности ученика, а также старается хорошо их выполнять. Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться.

• Познавательная потребность есть у ребенка с самого рождения, она напоминает снежный ком: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится.

• Важно родителям отвечать на вопросы, которые задает ребенок, играть в игры, читать книги ребенку.

• Когда вы играете с ребенком, обратите внимание, как он справляется с трудностями в игре, когда проигрывает, или как он относится к своим или вашим границам, нарушает ли он их.

• Важно прийти на помощь и поддержать, если у ребенка не получается, объяснить «Сейчас у тебя не получилось но получится в следующий раз»

• Приводите свои примеры из жизни, когда вам было сложно, а потом вышло.

• Хвалите ребенка за то, что он сделал.

• Если ребенок не справился с заданием, упростите его и только после выполнения усложните его, не давайте сразу трудные задания, это отобьет желание у ребенка и сформируется негативный опыт. Рассказывайте про школу из своего опыта, делитесь хорошими воспоминаниями. Обсуждайте кружки, в которые бы хотел ходить ребенок, отталкивайтесь от того, что хочет ваш ребенок, а не вы.

Интелектуальная готовность

От процесса обобщения зависит обучаемость ребенка. Обобщение позволяет человеку сравнивать различные предметы, выделять в них нечто общее, одновременно учитывая их различия. На основе обобщения проводится классификация, то есть выделение какого-то класса объектов, которым присущи общие свойства, для которых применимы общие правила работы с ними (например, решение задач того или другого типа).

Примеры:

• Хлеб, молоко, торт, яблоко - это продукты питания.

«Как ты понимаешь что настало лето, зима, осень, весна?»

• Картина 4 предмета, из которого 1 лишний, объясни почему.

• Составление ребенком рассказа по последовательным сюжетным картинкам.

• Пересказ прочитанного ему художественного произведения.

• На отдыхе - море, песок, камушки, ракушки выкладывает как ему хочется и рассказывает сказку или рассказ.

• Идете по дороге - пусть рассказывает про цветочки, деревья, птички, что поменялось с того момента, когда была весна.

• Где ты живешь, твой адрес, как зовут родителей, телефон объясняйте ребенку. Большое внимание уделяйте мелкой моторике.

• Мелкие детали конструктора, пазлы

• Насыпьте гречку и рис, пусть разделит по тарелочкам

• Нанизывание бусин • Шнуровка

• Лепка пластелином, глиной, соленым тестом

• Разрывать на мелкие кусочки листки бумаги

• Рисование краской пальчиками

• Игры с прищепками, игры на внимание, память

• Положите 4 и больше игрушек, попросите, чтобы ребенок отвернулся, и уберите 1 игрушку, когда ребенок повернется, спросите все ли игрушки на месте? Это можно делать с любыми предметами.

«Что перепутал художник»

• Лабиринты

• Назовите 10 предметов, чтобы ребенок повторил.

Предлагайте игры, которые нравятся и интересны ребенку. Не забывайте: у ребенка наглядно-образное мышление - это красочные картинки. Ребенок понимает то, что видит.

Развитие речи очень важно. Фонематический слух.

Фонематический слух — это способность человека различать, анализировать и дифференцировать слоги и звуки человеческой речи. При дефектах фонематического слуха физиологический обычно развит хорошо. Ребенок даже может обладать музыкальным слухом. Проблема заключается в том, что он плохо распознает фонемы — отдельные звуки.

Например, вместо слова «кашка» говорит «кафка». При подобном отклонении у детей в школьном возрасте появляется акустическая дисграфия. Не умея различать отдельные звуки и слоги, школьник не научится анализировать слово, делить его на слоги и морфемы (части, видеть орфограмму – то есть опасное место, в написании которого можно ошибиться.

Если вы замечаете, что у вашего ребенка нарушение уже появилось или только начало формироваться, то регулярные занятия помогут быстрее справиться с проблемой или необходимо обратиться к логопеду.

Упражнения на развитие фонематического слуха.

• Угадай что звучит? (шум воды, мяуканье кошки, звон посуды)

«Жмурки», «Карандаш». Дать ребенку постучать карандашом по разным предметам (стакан, книга, пол)

«Похлопай» в ладоши. Взрослый хлопает с ритмом и паузой, задача ребенка – повторить.

«Мешочки, Коробочки». Наполните их разным содержимым, задача ребенка - подобрать пару по звуку.

«Кто говорит?». На диктофон записать звуки животных.

«Громко-тихо». Придумайте действия, которые ребенок будет выполнять, когда громко и когда тихо.

«Выбирайка». Наклейте на картон картинки со словами, которые похожи по звучанию (кошка-мишка-мышка; лук-жук-сук; коза-коса-роса). Мама говорит слово, а ребенок выбирает верную картинку.

«Выйди вон». Задача ребенка – услышать, какой слог лишний в ряду. Например, взрослый говорит: ши-ши-ши-жи-ши. Услышав звонкий «жи», нужно хлопнуть.

«Я тебя узнал!» Договоритесь с ребенком, какой звук он должен узнать. Затем взрослый произносит подряд несколько звуков, а ребенок, услышав «свой» звук, хлопает в ладоши.

«Кто звучит?» Нужно воспроизвести звуки природы: жужжание комарика (ж-ж-ж, рычание тигра (р-р-р, пение сквозняка или ветра (с-с-с).

«Буква-потеряшка». Взрослый называет слово, пропуская один звук. Ребенку нужно найти пропущенную букву и назвать звук (пти. ка, с. ол, мы. о).

«Что внутри?» Взрослый называет букву, которую ребенок должен услышать к середине слова, и произносит слова. Как только звучит нужный звук, нужно хлопнуть (л – палка, ф – вафля).

Личностно-социальная готовность

Социально-личностная готовность к школе складывается, если у ребенка появляется ориентация на социальные особенности школьной жизни и готовность к принятию роли школьника. Социально-личностную готовность ребенка к школе можно определить, понаблюдав за ним и расспросив, как он представляет школьную жизнь.

Говорящие критерии следующие:

• Заинтересованное положительное отношение к тому, что скоро предстоит идти в школу.

• Понимание того, что школьная деятельность будет отличаться от привычных для дошкольника занятий, с преобладанием чтения, счета, письма.

• Желание принять школьные строгие правила с уроками и коротенькими переменками.

• Стремление заниматься в коллективе сверстников и в школе, а не индивидуально или дома.

• Признание авторитета учителя, готовность выполнять его инструкции и воспринимать оценку.

• Личностная готовность к обучению в школе предполагает, что дошкольником движут и познавательные, и социальные мотивы.

В большинстве случаев у дошкольника доминирует один из мотивов. В том случае, когда у ребенка тесно переплетены две потребности – познавательная и потребность в общении со взрослым как с наставником, — он способен легко и эффективно включиться в учебный процесс. О таких детях говорят, что у них уже сформировалась внутренняя позиция школьника. Складывается такая внутренняя позиция постепенно. Сначала дошкольник в своих разговорах отзывается о школе в положительном ключе. Затем возникает интерес к социальным характеристикам школьника («буду писать в тетрадке, и мне поставят «солнышко», «Нужно позвонить – так начинается урок» и пр.).

И наконец, завершающий этап – появление интереса непосредственно к учебной деятельности в условиях школы, то есть, становление учебной мотивации. Ценность внутренней позиции школьника состоит в том, что ребенок осознанно намерен подчинять свое поведение и действия школьным требованиям. Он готов прикладывать усилия, чтобы слушать учителя, получать знания, выполнять задания. Это не что иное, как произвольность.

Процесс школьного обучения с первых дней опирается на определенный уровень произвольного поведения.

Слабый уровень произвольности первоклассника, как правило, приводит к трудностям в обучении.

• ребёнок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми;

• в общении не должно проявляться агрессии,

• а при ссоре с другим ребёнком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации;

• ребёнок должен понимать и признавать авторитет взрослых; толерантность; это означает, что ребёнок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

• нравственное развитие, ребёнок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

• ребёнок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Эмоционально-волевая готовность

Под этим понимается сознательно контролируемое целенаправленное поведение, то есть осуществляемое в соответствии с определенной целью, или образованным самим человеком намерением. В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в следующем:

- не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;

- не умеет работать по правилу;

- не умеет работать по образцу;

- нарушает дисциплину.

Работа по образцу.

С одной стороны, здесь проявляются все те же мотивационные причины: нежелание выполнять трудные малопривлекательные задания, безразличие к оценке своего труда.

С другой стороны, с работой по образцу плохо справляются те дети, которые в дошкольном детстве практически не занимались этим видом деятельности. Работа по правилам.

Впервые в игре ребенок учится подчиняться правилу, когда, играя с другими детьми в сюжетно-ролевые игры, он должен выполнять свою роль согласно установленным детьми правилам или согласно образцу, увиденному в жизни взрослых людей.

Игравший в сюжетно-ролевые игры ребенок без особого труда принимает на себя роль ученика, если ему нравится в школе, и выполняет правила, предписанные данной ролью.

• играть с детьми в игры с правилами.

• дать возможность самому налаживать контакт (в магазине, в поликлинике, на площадке)

• уважать свои и чужие границы

• Для снятия напряжения играть в игру «битва подушками»

• Игра в «обзывалки», обзывать друг друга, говоря овощи или фрукты и т. д.

• Игра «Морская фигура».

Игра "Я кубик несу и не уроню". Для игры вам понадобится 1 кубик. Вы объясняете ребёнку, что ему нужно донести кубик, не уронив, от одной стены до другой, маршируя при этом, на открытой ладони вытянутой руки. После того, как ребёнок справится с заданием, вы усложняете его. Необходимо нести кубик на тыльной стороне вытянутой руки, при этом ребёнок уже не марширует, а двигается плавно. Последнее задание— самое сложное— нести кубик на голове. В этой игре развиваются произвольность и самоконтроль движений.

Игра "Нос-пол-потолок". Это игра на развитие произвольности и внимательности. Играть в неё— одно удовольствие. Если ведущий говорит потолок, показывает наверх, пол — вниз, нос — показывает на нос. Ребёнок повторяет за ведущим. Затем ведущий начинает путать ребёнка, например, сам произносит нос, а показывает на потолок. Задача ребёнка— не ошибиться.

Игра «Молчу-шепчу-говорю". Игра на развитие волевой регуляции громкости речи и поведения. Ребёнку предлагается действовать в соответствии с определёнными знаками. Заранее договоритесь об этих знаках. Например, когда вы прикладываете палец к губам, то ребёнок должен говорить шёпотом и ходить медленно. Если вы положили руки на голову — то ребёнок молчит и не двигается. Если вы поднимаете руки вверх — то ребёнок громко говорит и ходит в быстром темпе. Важно вовремя перестроиться при каждом знаке. Используйте методы арт-терапии пластилин, глина, соленое тесто, карандаши, краски, сказкотерапия, кукольный театр или театр теней.

Играя с детьми в такие игры, вы закладываете фундамент успешности и самостоятельности.

Публикации по теме:

Консультация «Советы родителям гиперактивного ребенка» Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Гиперактивность представляет собой.

Новогодние советы родителям «Как подготовить ребенка к визиту Деда Мороза» Новогодние советы родителям "Как подготовить ребенка к визиту Деда Мороза" Совсем немного осталось времени до встрече Нового года. И дети.

Рекомендации родителям «Подготовка ребенка к школе» Рекомендации родителям «Подготовка ребенка к школе» Добрый день, дорогие коллеги. сейчас многие родители озабочены подготовкой к школе своих.

Советы родителям «Чего не надо делать за ребенка» Родители очень часто своему ребенку дают готовые алгоритмы или указания, чтобы ребенок научился самостоятельно принимать какие-нибудь решения.

Советы родителям «Как обезопасить своего ребенка от опасности на прогулке летом» Лето - самое благоприятное время,когда необходимо использовать все имеющиеся возможности для оздоровления ребенка. Дети все больше времени.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подготовка ребенка к школе: советы психолога родителям
Опубликовано: 25 октября 2024 в 13:47
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Подготовка ребенка к школе: советы психолога родителям» (включая файлы) размещена пользователем Сидорова Елена (УИ 1421280) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД