Сидорова Елена
Подготовка ребенка к школе: советы психолога родителям
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка ребенка к школе : советы психолога родителям.
Первое сентября для каждого ребенка это особенный день, каждый ребенок представляет его по-своему. У него еще нет опыта, и ребенок еще не понимает, что когда пройдет 1 сентября, наступит ежедневный, монотонный труд, с которым он будет сталкиваться. И задача родителей - поддерживать своего любимого ребенка в этом. Впереди лето и вы можете подготовить малыша к школе. Раньше при поступлении в школу детей тестировал психолог и давал рекомендации, на что обратить внимание, сейчас в школу приходят детки только на 1 сентября и тогда психолог проводит тесты.
Темочки:
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Поэтому вы, как родитель, можете самостоятельно подготовить к школе ребенка или отвезти к частному психологу. Психологическая готовность ребенка к школе не имеет ничего общего с тем, что вы, как родитель, научили ребенка писать, читать, считать.
Психологическая готовность к школе ( синоним: школьная зрелость) – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития :
1) мотивационная готовность;
2) интелектуальная готовность;
3) личностно-социальная готовность;
4) эмоционально-волевая готовность.
Мотивационная готовность
Говоря о мотивации, мы говорим в данном случае о побуждении к учебе. А это значит, что у ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое. Но, поскольку учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий, то у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные задания.
В каком случае это возможно? В том, когда ребенок понимает, что он ученик, знает обязанности ученика, а также старается хорошо их выполнять. Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться.
• Познавательная потребность есть у ребенка с самого рождения, она напоминает снежный ком: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится.
• Важно родителям отвечать на вопросы, которые задает ребенок, играть в игры, читать книги ребенку.
• Когда вы играете с ребенком, обратите внимание, как он справляется с трудностями в игре, когда проигрывает, или как он относится к своим или вашим границам, нарушает ли он их.
• Важно прийти на помощь и поддержать, если у ребенка не получается, объяснить «Сейчас у тебя не получилось но получится в следующий раз»
• Приводите свои примеры из жизни, когда вам было сложно, а потом вышло.
• Хвалите ребенка за то, что он сделал.
• Если ребенок не справился с заданием, упростите его и только после выполнения усложните его, не давайте сразу трудные задания, это отобьет желание у ребенка и сформируется негативный опыт. Рассказывайте про школу из своего опыта, делитесь хорошими воспоминаниями. Обсуждайте кружки, в которые бы хотел ходить ребенок, отталкивайтесь от того, что хочет ваш ребенок, а не вы.
Интелектуальная готовность
От процесса обобщения зависит обучаемость ребенка. Обобщение позволяет человеку сравнивать различные предметы, выделять в них нечто общее, одновременно учитывая их различия. На основе обобщения проводится классификация, то есть выделение какого-то класса объектов, которым присущи общие свойства, для которых применимы общие правила работы с ними (например, решение задач того или другого типа).
Примеры:
• Хлеб, молоко, торт, яблоко - это продукты питания.
• «Как ты понимаешь что настало лето, зима, осень, весна?»
• Картина 4 предмета, из которого 1 лишний, объясни почему.
• Составление ребенком рассказа по последовательным сюжетным картинкам.
• Пересказ прочитанного ему художественного произведения.
• На отдыхе - море, песок, камушки, ракушки выкладывает как ему хочется и рассказывает сказку или рассказ.
• Идете по дороге - пусть рассказывает про цветочки, деревья, птички, что поменялось с того момента, когда была весна.
• Где ты живешь, твой адрес, как зовут родителей, телефон объясняйте ребенку. Большое внимание уделяйте мелкой моторике.
• Мелкие детали конструктора, пазлы
• Насыпьте гречку и рис, пусть разделит по тарелочкам
• Нанизывание бусин • Шнуровка
• Лепка пластелином, глиной, соленым тестом
• Разрывать на мелкие кусочки листки бумаги
• Рисование краской пальчиками
• Игры с прищепками, игры на внимание, память
• Положите 4 и больше игрушек, попросите, чтобы ребенок отвернулся, и уберите 1 игрушку, когда ребенок повернется, спросите все ли игрушки на месте? Это можно делать с любыми предметами.
• «Что перепутал художник»
• Лабиринты
• Назовите 10 предметов, чтобы ребенок повторил.
Предлагайте игры, которые нравятся и интересны ребенку. Не забывайте: у ребенка наглядно-образное мышление - это красочные картинки. Ребенок понимает то, что видит.
Развитие речи очень важно. Фонематический слух.
Фонематический слух — это способность человека различать, анализировать и дифференцировать слоги и звуки человеческой речи. При дефектах фонематического слуха физиологический обычно развит хорошо. Ребенок даже может обладать музыкальным слухом. Проблема заключается в том, что он плохо распознает фонемы — отдельные звуки.
Например, вместо слова «кашка» говорит «кафка». При подобном отклонении у детей в школьном возрасте появляется акустическая дисграфия. Не умея различать отдельные звуки и слоги, школьник не научится анализировать слово, делить его на слоги и морфемы (части, видеть орфограмму – то есть опасное место, в написании которого можно ошибиться.
Если вы замечаете, что у вашего ребенка нарушение уже появилось или только начало формироваться, то регулярные занятия помогут быстрее справиться с проблемой или необходимо обратиться к логопеду.
Упражнения на развитие фонематического слуха.
• Угадай что звучит? (шум воды, мяуканье кошки, звон посуды)
• «Жмурки», «Карандаш». Дать ребенку постучать карандашом по разным предметам (стакан, книга, пол)
• «Похлопай» в ладоши. Взрослый хлопает с ритмом и паузой, задача ребенка – повторить.
• «Мешочки, Коробочки». Наполните их разным содержимым, задача ребенка - подобрать пару по звуку.
• «Кто говорит?». На диктофон записать звуки животных.
• «Громко-тихо». Придумайте действия, которые ребенок будет выполнять, когда громко и когда тихо.
• «Выбирайка». Наклейте на картон картинки со словами, которые похожи по звучанию (кошка-мишка-мышка; лук-жук-сук; коза-коса-роса). Мама говорит слово, а ребенок выбирает верную картинку.
• «Выйди вон». Задача ребенка – услышать, какой слог лишний в ряду. Например, взрослый говорит: ши-ши-ши-жи-ши. Услышав звонкий «жи», нужно хлопнуть.
• «Я тебя узнал!» Договоритесь с ребенком, какой звук он должен узнать. Затем взрослый произносит подряд несколько звуков, а ребенок, услышав «свой» звук, хлопает в ладоши.
• «Кто звучит?» Нужно воспроизвести звуки природы: жужжание комарика (ж-ж-ж, рычание тигра (р-р-р, пение сквозняка или ветра (с-с-с).
• «Буква-потеряшка». Взрослый называет слово, пропуская один звук. Ребенку нужно найти пропущенную букву и назвать звук (пти. ка, с. ол, мы. о).
• «Что внутри?» Взрослый называет букву, которую ребенок должен услышать к середине слова, и произносит слова. Как только звучит нужный звук, нужно хлопнуть (л – палка, ф – вафля).
Личностно-социальная готовность
Социально-личностная готовность к школе складывается, если у ребенка появляется ориентация на социальные особенности школьной жизни и готовность к принятию роли школьника. Социально-личностную готовность ребенка к школе можно определить, понаблюдав за ним и расспросив, как он представляет школьную жизнь.
Говорящие критерии следующие:
• Заинтересованное положительное отношение к тому, что скоро предстоит идти в школу.
• Понимание того, что школьная деятельность будет отличаться от привычных для дошкольника занятий, с преобладанием чтения, счета, письма.
• Желание принять школьные строгие правила с уроками и коротенькими переменками.
• Стремление заниматься в коллективе сверстников и в школе, а не индивидуально или дома.
• Признание авторитета учителя, готовность выполнять его инструкции и воспринимать оценку.
• Личностная готовность к обучению в школе предполагает, что дошкольником движут и познавательные, и социальные мотивы.
В большинстве случаев у дошкольника доминирует один из мотивов. В том случае, когда у ребенка тесно переплетены две потребности – познавательная и потребность в общении со взрослым как с наставником, — он способен легко и эффективно включиться в учебный процесс. О таких детях говорят, что у них уже сформировалась внутренняя позиция школьника. Складывается такая внутренняя позиция постепенно. Сначала дошкольник в своих разговорах отзывается о школе в положительном ключе. Затем возникает интерес к социальным характеристикам школьника («буду писать в тетрадке, и мне поставят «солнышко», «Нужно позвонить – так начинается урок» и пр.).
И наконец, завершающий этап – появление интереса непосредственно к учебной деятельности в условиях школы, то есть, становление учебной мотивации. Ценность внутренней позиции школьника состоит в том, что ребенок осознанно намерен подчинять свое поведение и действия школьным требованиям. Он готов прикладывать усилия, чтобы слушать учителя, получать знания, выполнять задания. Это не что иное, как произвольность.
Процесс школьного обучения с первых дней опирается на определенный уровень произвольного поведения.
Слабый уровень произвольности первоклассника, как правило, приводит к трудностям в обучении.
• ребёнок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми;
• в общении не должно проявляться агрессии,
• а при ссоре с другим ребёнком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации;
• ребёнок должен понимать и признавать авторитет взрослых; толерантность; это означает, что ребёнок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
• нравственное развитие, ребёнок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
• ребёнок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
Эмоционально-волевая готовность
Под этим понимается сознательно контролируемое целенаправленное поведение, то есть осуществляемое в соответствии с определенной целью, или образованным самим человеком намерением. В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в следующем:
- не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;
- не умеет работать по правилу;
- не умеет работать по образцу;
- нарушает дисциплину.
Работа по образцу.
С одной стороны, здесь проявляются все те же мотивационные причины: нежелание выполнять трудные малопривлекательные задания, безразличие к оценке своего труда.
С другой стороны, с работой по образцу плохо справляются те дети, которые в дошкольном детстве практически не занимались этим видом деятельности. Работа по правилам.
Впервые в игре ребенок учится подчиняться правилу, когда, играя с другими детьми в сюжетно-ролевые игры, он должен выполнять свою роль согласно установленным детьми правилам или согласно образцу, увиденному в жизни взрослых людей.
Игравший в сюжетно-ролевые игры ребенок без особого труда принимает на себя роль ученика, если ему нравится в школе, и выполняет правила, предписанные данной ролью.
• играть с детьми в игры с правилами.
• дать возможность самому налаживать контакт (в магазине, в поликлинике, на площадке)
• уважать свои и чужие границы
• Для снятия напряжения играть в игру «битва подушками»
• Игра в «обзывалки», обзывать друг друга, говоря овощи или фрукты и т. д.
• Игра «Морская фигура».
Игра "Я кубик несу и не уроню". Для игры вам понадобится 1 кубик. Вы объясняете ребёнку, что ему нужно донести кубик, не уронив, от одной стены до другой, маршируя при этом, на открытой ладони вытянутой руки. После того, как ребёнок справится с заданием, вы усложняете его. Необходимо нести кубик на тыльной стороне вытянутой руки, при этом ребёнок уже не марширует, а двигается плавно. Последнее задание— самое сложное— нести кубик на голове. В этой игре развиваются произвольность и самоконтроль движений.
Игра "Нос-пол-потолок". Это игра на развитие произвольности и внимательности. Играть в неё— одно удовольствие. Если ведущий говорит потолок, показывает наверх, пол — вниз, нос — показывает на нос. Ребёнок повторяет за ведущим. Затем ведущий начинает путать ребёнка, например, сам произносит нос, а показывает на потолок. Задача ребёнка— не ошибиться.
Игра «Молчу-шепчу-говорю". Игра на развитие волевой регуляции громкости речи и поведения. Ребёнку предлагается действовать в соответствии с определёнными знаками. Заранее договоритесь об этих знаках. Например, когда вы прикладываете палец к губам, то ребёнок должен говорить шёпотом и ходить медленно. Если вы положили руки на голову — то ребёнок молчит и не двигается. Если вы поднимаете руки вверх — то ребёнок громко говорит и ходит в быстром темпе. Важно вовремя перестроиться при каждом знаке. Используйте методы арт-терапии пластилин, глина, соленое тесто, карандаши, краски, сказкотерапия, кукольный театр или театр теней.
Играя с детьми в такие игры, вы закладываете фундамент успешности и самостоятельности.