Родина Оксана
Особенности пальчикового рисования
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №131 «Ветерок»
Статья на тему:
«Рисуем пальчиками»
Подготовила воспитатель:
Родина Оксана Сергеевна
Курган 2021г.
Одним из эффективных способов развития ребенка является рисование. Несмотря не то, что специальные исследования подтверждают это, родители не особенно обращают внимание на такие занятия. А новейшие эксперименты, которые проводились и за рубежом, и в нашей стране уже доказали, что дети развиваются гораздо быстрее, если занимаются рисованием. Причем такие занятия можно проводить с малышами, возраст которых 8-9 месяцев. Но рисуют крохи не кисточками или фломастерами. Маленькие художники вместе со старшими играют в игру – рисуем пальчиками.
Публикация «Особенности пальчикового рисования» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковая живопись. Рисование пальцами и ладошками
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Книга или журнальные статьи, в которых описываются такие игры, есть и магазинах, и в интернете. Способ рисования пальчиками развивает не только мелкую моторику рук, но и помогает развитию речи. Как показали исследования ученых, в коре головного мозга центры, отвечающие за движение и за развитие речи, расположены рядом. И активная работа одного центра заставляет работать расположенный рядом.
Техника рисования пальчиками предполагает, что ребенок будет рисовать и ладошкой, и кулачком. При рисовании ладошками идет своеобразный рефлекторный массаж, который улучшает общее состояние организма. Специалисты подробно рассматривают влияние на организм занятий рисуем пальчиками, книга с детальным анализом и описанием приемов рисования даст ответ на многие вопросы.
Занимаясь рисованием, ребенок сталкивается с причинно-следственными связями, учится логическому мышлению. Даже, если просто провести пальчиком с краской по бумаге, то на листе появится интересная линия, а из кляксы, размазанной ладошкой по листу, можно получить презабавное пятно. Используя краски разного цвета, малыш не только учит их названия, но и обнаруживает, что краски можно смешать и получить совершенно новый цвет.
Как показывает опыт, даже восьми — девятимесячные крохи, при продуманной организации занятий, охотно рисуют пальчиками. И как отмечают педиатры, рисование ускоряет развитие детей. Конечно, ребенок сразу же постарается попробовать краски на вкус, поэтому лучше всего приобрести специальные краски для рисования пальчиками, они достаточно безвредны.
Когда взрослый проведет на белом листе цветную линию просто пальцем, малыш постарается сделать тоже самое. Как и любое новое, рисование полностью овладеет вниманием ребенка. И не беда, что он и сам вымажется краской, и вокруг все будет в цветных пятнах. Этот процесс очень полезен, поскольку развивает моторику рук, концентрацию внимания, координацию движений, укрепляет связь «ребенок-взрослый».
После 2 лет: Обогащаем палитру
В этом возрасте ребенку уже не так интересно продолжать эксперименты с продуктами. Все-таки палитра красок слишком бедна, рисунки получаются блеклые и невыразительные. В этом возрасте для рисования дети начинают активно пользоваться яркими фломастерами, карандашами и кисточками. Но это вовсе не означает, что о пальчиковом рисовании нужно забыть, как о пройденном этапе. Наоборот, с возрастом у детей появляются новые возможности для освоения этой интересной техники.
После двух лет ребенок умеет фантазировать, угадывать в нарисованных абстракциях конкретные образы и развивать их.
Теперь линия для него — это не просто палочка, а дорога, по которой ездят машины или след от самолета в ясном небе. Клякса — кошечка, которая свернулась клубком или веселый медвежонок с бочонком меда. Малыш не просто творит — он проживает свое. Все его работы эмоционально окрашены. Рисуя мышкины следы, он пищит, как мышонок, а, проводя пальчиком дорогу, рычит, как машины, которые будут по ней ездить.
Кроха еще не всегда может создать узнаваемое изображение сам, но он охотно развивает и дополняет предложенные образы.
Малыш уже достаточно подрос для того, чтобы пользоваться настоящими художественными материалами — гуашью, акварелью или специальными красками для рисования пальцами.
В отличие от кисти, гладкая поверхность пальца не удерживает количество краски, достаточное для проведения длинной линии, поэтому для создания картин лучше «примакивать», «растирать» или «печатать» красками по бумаге. Для печатания руками краску нужно развести до консистенции жидкой сметаны и налить тонким слоем на плоскую тарелку.
Ребенку будет полезно и интересно изучить возможности собственной руки, ведь с помощью одной — единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, а дополнив их собственной фантазией, превратить в настоящие шедевры.
Можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом и живописным колоритом. Или — создавать интересные сюжетные картины. Например, отпечаток раскрытой ладошки пальчиками вниз может стать веселым осьминожкой, нужно только нарисовать ему глазки и ротик. С помощью ладошек мамы и папы, можно нарисовать целую семью осминожков разного размера. И посадить их на морское дно, с отпечатанными пальчиками-камушками и волнами или водорослями, которые получаются, если обмакнуть в краску четыре пальца, и провести волнистые линии в нужном направлении.
А сомкнутая ладонь даст отпечаток силуэта рыбки. Останется только дорисовать ей пальчиками плавнички и хвостик. Те же самые ладошки могут превратиться и в волшебные цветы с лепестками-пальчиками — из них можно напечатать целый луг! А можно «ограничиться» крыльями красивой птицы. Отпечатанные ладошки с прижатыми пальцами могут стать удивительными бабочками, достаточно просто нарисовать им длинные усики.
Рука, сжатая в кулак, дает круглый отпечаток, похожий на ракушку, или домик для улитки. Кроме того, из получающихся кружков можно напечатать и снеговика, и солнышко, и забавного человечка.
Полураскрытый кулак печатает дугу. При печатании подушечек и фаланг пальцев получаются оттиски — прямоугольнички или небольшие отрезки разной длины. У каждого пальца свой неповторимый отпечаток.
По-разному поворачивая руки, и дорисовывая к напечатанным элементам узнаваемые детали, можно воплотить любые задумки.
Таким образом, соединяя и комбинируя простые элементы, малыш развивает фантазию, пространственное и образное мышление, находит первые конструкторские решения. При таком способе рисования можно использовать поочередно обе руки, или пользоваться ими одновременно, что отлично развивает координацию. Такие нехитрые творческие упражнения особенно важны для леворуких детей, так как они ненавязчиво стимулируют полноценное правой руки.
Эта, на первый взгляд, не слишком аккуратная и откровенно грязная работа на больших листах служит прекрасным средством для расслабления и релаксации, раскрепощает ребенка, избавляет его от страха что-то испортить или запачкаться, дает малышу необходимую творческую смелость, от отсутствия которой часто страдают маленькие художники.
Дети старшего возраста обращаются к более сложным рисункам. Например, чередования зеленых и оранжево-красных цветов – эта лето-осень, времена года, тетрадь в клеточку и цифры – урок математики. Ребенок со временем может нарисовать и такие рисунки, а это свидетельствует о развитии творческих способностей. Времена года, тетрадь, цветы, забавные зверьки – свидетельство развития воображения маленького художника.
Как рисовать пальчиками :
1. Ребенок дотрагивается кончиком пальца до краски. Что бы юный художник не опускал палец глубоко можно капнуть краску на подготовленную заранее губку.
2. Нужно показать ребенку как рисовать на листе точки и линии.
3. Что бы сменить цвет, ребенку потребуется вымыть пальчик в воде и вытереть его.