Марина Серебренникова
Особенности воспитания толерантности в младшем школьном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему: «Особенности воспитания толерантности в младшем школьном возрасте».
Автор: Серебренникова Марина Дмитриевна
учитель начальных классов
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания толерантности с самых первых дней обучения. Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества [1].
Публикация «Особенности воспитания толерантности в младшем школьном возрасте» размещена в разделах
Воспитание толерантности в школе у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный процесс. Воспитание толерантности не может и не должно быть эпизодическим, оно даст хорошие всходы лишь в том случае, когда проблема воспитания толерантности будет решаться ежедневно. Толерантность включает в себя : внимание к другим, снисходительность или прощение, терпение, доверие, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, эмпатию, умение слушать других [2].
Можно выделить следующие направления воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста :
1. Знакомство детей младшего школьного возраста с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей;
2. Понимание детьми младшего школьного возраста того, что каждый человек – уникальная личность (необходимость воспитания у детей уважение к различиям между людьми);
3. Понимание детьми младшего школьного возраста принципа взаимодополняемости как основной черты различий (каждый должен понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом);
4. Понимание учащимися младшего школьного возраста принципа взаимозависимости как основы совместных действий (детей важно приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество).
Ребенок, поступая в школу, входит в мир человеческих отношений, и его позитивная социализация является необходимым основанием для развития в будущем демократического, правового общества.
Особенности процесса воспитания толерантности как качества личности младшего школьника в школе :
1. Целенаправленность.
раскрытие культурных, социальных, экономических и религиозных источников нетерпимости, лежащих в основе насилия и принуждения;
предупреждение интолерантности;
организация позитивного опыта толерантности, то есть опыта сосуществования разного;
формирование у младших школьников представления об их правах и свободах и правах и свободах окружающих;
развитие толерантности как качества личности, как принципа человеческих взаимоотношений;
развитие умений (уважать достоинство другого человека, его точку зрения, личное мнение;
вступать в позитивные взаимоотношения с другими людьми;
уважительно относиться к представителям другой нации, другого вероисповедания;
конструктивно выходить из конфликтных ситуаций;
ненасильственно выражать свои чувства и переживания;
строить свое поведение и деятельность на ненасильственной основе; доверять другому человеку;
выслушать и понять другого.
2. Многофакторность, так как в нем принимают участие различные объективные и субъективные факторы.
3. Сложность, которая определяется совокупным действием многочисленных факторов.
4. Длительность вследствие того, что формирование толерантности требует достаточно большого количества времени.
5. Непрерывность, которая предполагает систематическое регулярное взаимодействие воспитателей и воспитанников.
6. Двусторонний характер, так как в нем участвуют, с одной стороны, воспитатели, с другой – воспитанники. Происходит двойная связь: от воспитателя к воспитаннику – прямая связь, от воспитанника к воспитателю – обратная связь (субъект – субъектные отношения) [3].
Особое значение в воспитании младшего школьника имеет личность учителя, а также семейная среда.
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Согласно Л. С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка [4].
В сознании ребенка младшего школьного возраста закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок младшего школьного возраста начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка младшего школьного возраста шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка младшего школьного возраста определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни. Социальное пространство ребенка младшего школьного возраста расширилось – ребенок постоянно общается с учителем и одноклассникам. Именно в этом возрасте ребенок младшего школьного возраста переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети младшего школьного возраста находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети младшего школьного возраста учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок младшего школьного возраста участвует в новых деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми – с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества [2].
Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка. Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться по формуле: «родители + дети + учитель». Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию [3].
Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Здесь можно апеллировать к симпатическому пониманию, которое исповедовал Г. Г. Шпет, сочувственному (эмпатическому) – М. М. Бахтин, к пониманию через мышление – В. Ф. Гумбольдт, что ведет к содействию. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.
Таким образом, можно выделить следующие особенности процесса воспитания толерантности младшего школьника : целенаправленность, многофакторность, сложность, длительность, непрерывность, двусторонний характер. Воспитание толерантности в школе у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный процесс.
Литература
1. Пчелинцева, И. Толерантность и школьник. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2003.
2. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. - М. : Рус. яз., 1990. - 921 с.
3. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М. : Большая Рос. энцикл., 2002. – С. 528.
4. Вульфов, В. З. Воспитание толерантности : сущность и средства / В. З. Вульфов // Внешкольник. - 2002. - № 6. - С. 12-16.