Надежда Дятел
Консультация «Особенности работы с детьми ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольном учреждении»
Особенности работы с детьми ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольном учреждении.
Введение
«Великая цель образования-
Не только знания, но и прежде всего действия»
Н. Г. Мирон
Актуальность:
Здоровья детей –актуальная тема для разговора на все времена. С каждым годом увеличивается количество детей в детском саду с различными нарушениями развития: речи, психики (дети -инвалиды, дети с ЗПР, ОНР и др.) , которые нуждаются в специальной помощи. Но не всегда есть возможность оказать такую помощь ребенку т. е. привлечь к работе психолога-педагога, дефектолога. Вся нагрузка ложится на педагогов дошкольного учреждения : прежде всего на воспитателей, муз/руководителя, инструктора по физической культуре, логопеда.
Публикация «Консультация „Особенности работы с детьми ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольном учреждении“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Вторая проблема-речевые нарушения, которые негативно влияют на развитие умственных способностей, поведение и социализацию ребенка в целом.
Поэтому вопрос об инклюзивном образовании в ДОУ является актуальным т. к. оно дает ребенку шанс стать частью общества, развить таланты и социализироваться.
Главная задача по ФГОС ДО- сделать так, чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно, вне зависимости от возможности здоровья.
Цель: Помочь детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) социально адаптироваться и самореализоваться в обществе.
Задачи:
1. Повысить уровень психического развития ребенка в социальной, интеллектуальной и эмоциональных сферах.
2. Успешная интеграция ребенка в общеобразовательную школу и обществе сверстников.
Поэтому, я считаю, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является коррекционно-развивающая работа и введение в практику здоровьесберегающей и игровой технологии-кинезиология.
Применение систем упражнений с нейрокоррекционным воздействием о которых сегодня поделюсь своим личным опытом, может оказать положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей.
Выбор данной технологии обоснован тем, что:
1) Под влиянием кинезиологических тренировок в организме ребенка происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения;
2) Новый подход поспособствует достижению возрастных нормативов в общении и в речевом развитии;
3) Предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, память, мышление, речь и др.) и эмоционально-волевую сферу ребенка через движения.
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказано наукой и практикой. Многие исследователи (Лурия А. Р., А. В. Семенович) указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка.
Свое знакомство с теоретическим и практическим опытом в области нейропсихологии начала с 2017 г., работая в средней логопедической группе с детьми ОВЗ. Изучала новую информацию путем самообразования: книги, просматривала обучающее видео, тесное сотрудничество с преподавателем психологии СВФУ-Макаровой А. П, со старшим воспитателем ДОУ-Дмитриевой Н. А. с целью повышение своих профессиональных навыков в работе с детьми.
Работая воспитателем в старшей логопедической группе, а также с детьми-инвалидами решила применять полученные знания в профессиональной деятельности.
Но перед этим провела мониторинг по всем направлениям развития на начало учебного года, опираясь на целевые ориентиры данного возраста:
1. Проявляет ли инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности/игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др;
2. Активно ли взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует ли в совместных играх;
3. Достаточно ли владеет речью, может выражать свои мысли и желания;
4. Развита ли крупная и мелкая моторика, подвижен, вынослив;
5. Проявляет ли любознательность, познавательную мотивацию, развитие воображаемой и творческой активности;
Исходя из результатов данного мониторинга подобрала систему игр и упражнений с нейрокоррекционным воздействием.
Кинезиологические упражнения-это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Польза которые приносят эти упражнения, колоссальная. Ребенок не только становиться сообразительным, активным, энергичным и контролирующим себя, улучшается его речь и координация пальцев.
1. Глазодвигательные -позволяют расширить поле зрения, улучшить зрительное восприятия и улучшить глазные мыщцы;
2. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
Хотелось бы привести слова известного педагога В. А. Сухомлинского: «Истоки способностей и дарование детей-на кончиках их пальцев»- и цитату философа И. Канта: «Рука-это вышедший наружу мозг человека». Неврологами и психологами давно доказана взаимосвязь развития речи и развития тонкой моторики рук. Эти упражнения развивают мозолистое тело головного мозга (отвечает за координацию работы мозга, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания.
«Кулак-ребро-ладонь», «Зеркальное рисование»-упражнение «дождик»/наклонные линии/, «заборчик»/вертикальные линиии/, ребенок одновременно рисует правой/левой рукой. Также сюда входит : подготовка ребенка к письму/штриховка, закрашивание, обведение контуров, рисование орнаментов, выполнение графических диктантов/
3. Телесные/ «Перекрестные шаги, приседания, марширование, «Колено-локоть», «Мельница», «Паровозик», «параллельные»-способствуют развитию координации и ориентировки в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации; «Ухо-нос»- улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю, произвольности в деятельности.
4. Дыхательные: «Дышим носом», «Свеча», «Ныряльщик»-улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
5. Растяжки: «Снеговик», «Сорви яблоко»-нормализуют гипертонус/мышечное напряжение/и гипотонус/мышечная вялость/.
6. Упражнения на релаксацию: «Дирижер», «Тряпичная кукла и солдат», «Путешествие на облаке»-способствуют расслаблению и снятие напряжения.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
1. Ежедневно утром, перед занятием отводить время на выполнение упражнений с последующим усложнением, без пропусков;
2 От детей требуется точное выполнение движений и приемов, упражнения проводятся стоя или сидя. Все упражнения проводятся по специально разработанному комплексу;
3. Поддерживать взаимосвязь с учителем-логопедом, тьютором, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, муз/руководителем, которые также применяют с детьми эти упражнения.
4. Вовлечение родителей (выполнение упражнений с ребенком дома, а также для родителей, провела мастер-класс по теме : Использование в практике с детьми ОВЗ нейропсихологических приемов с приглашением преподавателя психолога СФВУ Макарова А. П.
После проведения в течение года цикла упражнений по кинезиологии, провели контрольный срез. Были те же ориентиры, задания, что и вначале проведения мониторинга. В результате среза выявили следующий уровень знаний детей:
Знания, умения и навыки по сравнению с результатами в начале года стали более полными-70%;
Дети стали более активно включаться в разные виды деятельности-90%;
Лучше воспринимать и удерживать информацию/словесную инструкцию/-60%;
Качество двигательных навыков значительно возросло/умение прыгать на скакалке, подбрасывать и ловить мяч/-70%;
На занятиях по ФЭМП начали соблюдать алгоритм последовательных действий, понимать словесную инструкцию, свободно ориентироваться в графическом диктанте, появилась познавательная мотивация-60%;
Уровень коммуникативных навыков и речевая деятельность, работоспособность повысилась-70%;
Улучшилась память (стихи, пересказ, также для лучшего запоминания материала использую мнемотаблицы-60%;
По художественно-эстетическому развитию детям удается доводить начатое дело, работу до конца-70%;
Снизилась утомляемость и повысилась работоспособность, дети успешнее стали находить свое место в окружающем социуме.
С помощью всей команды ДОУ/воспитатели, учитель-логопед, преподаватель музыки, инструктор по физ/культуре, психолог-педагог- наши воспитанники участвовали наравне с другими детьми в различных конкурсах и добились высоких результатов.
Городской конкурс «Лучший чтец»-Грамота 3 место-Архипова Кира; Диплом 1 место-Ван Тин Софья в номинации «Мое любимое стихотворение», «Муза поэта»-Диплом 1 место; в окружном конкурсе исследовательских проектов «Я исследователь»-Диплом 2 место-Волков Федя, Семенова Альмира; и др. А также 2-е детей были сняты с инвалидности по решению комиссии.
Вывод:
Таким образом, анализируя результаты проведенной работы с детьми ОВЗ видим, что регулярное выполнение кинезиологических игр и упражнений способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации полушарий, оказывает влияние на коррекцию обучения, на развитие памяти, речи, интеллекта, внимания, пространственных представлений, мелкой и крупной моторики, улучшает состояния физического здоровья и социальной адаптации.
Рекомендации:
1. Внедрять и использовать кинезиологические упражнения как оздоровительную форму, в умственном, физическом, эмоциональном оздоровлении дошкольников.
2. Использовать разработанный цикл упражнений с детьми ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольном учреждении.
3. Родителям: с младшего возраста регулярно выполнять цикл кинезиологических игр и упражнений дома.
Список литературы
1) Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М. :, 2004.
2) Деннисон П., Г. Деннисон. Программа «Гимнастика ума», Пер. С. М. Мастутовой, Москва, 1997.
3) В. Любимова «Кинезиология» Второй уровень познания тела» Невский проспект, Санкт-Петербург, 2005.
4) Сиротюк А. Л. Коррекционное развитие интеллекта дошкольников.
-М. : ТЦ «Сфера», 2001.
5) Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое психоофизиологическое сопровождение обучения. «Сфера», М. : 2003.