Евгения Завьялова
Опыт работы «Организация работы в ДОУ по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация работы в ДОУ по предупреждению
детского дорожно-транспортного травматизма
По результатам статистики ежегодно на дорогах нашей страны совершаются десятки тысяч дорожно – транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно – транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.
Публикация «Опыт работы „Организация работы в ДОУ по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма“» размещена в разделах
Одна из основных причин дорожных происшествий с детьми состоит в том, что дети в своем поведении на улице руководствуются наблюдениями за действиями взрослых в сходных ситуациях. К сожалению, эти действия не всегда бывают правильными.
Как научить детей безопасному поведению на улице? Одними предостережениями типа «будь осторожен» делу существенно не поможешь. Необходима повседневная тренировка движений, внимания ребенка в сочетании с постоянным личным примером родителей. Лишь в этом случае у детей могут выработаться твердые навыки безопасного поведения на улице.
Работа в направлении обучения детей безопасному поведению на дорогах ведётся в ГБДОУ №16 Пушкинского района Санкт-Петербурга в соответствии с планом мероприятий по предупреждению ДДТТ, который составляется ежегодно на учебный год.
В детском саду приказом заведующего назначен ответственный по ПДДТТ, который организует работу по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма среди воспитанников и педагогов учреждения.
Работа по формированию навыков безопасного поведения на дороге проводится с дошкольниками всех возрастных групп при активном участии родителей и специалистов ДОУ. Воспитатели проводят с детьми тематические занятия в группах, закрепляя полученные знания в разных видах деятельности: в игре, в непрерывной образовательной деятельности, во время прогулок и т. д.
В помощь воспитателям по организации обучения детей правилам дорожного движения в методическом кабинете детского сада создан учебно - методический комплекс: дидактический и демонстрационный материалы, конспекты занятий, обучающие видеофильмы, картотеки бесед и прогулок, игр, стихотворений, загадок.
Во всех групповых помещениях оформлены уголки безопасности дорожного движения с учетом возрастных особенностей детей группы, которые оснащены:
- дидактическими играми по правилам уличного движения;
- учебными макетами, перекрестками;
- книгами разных авторов на соответствующую тематику;
- справочной литературой: энциклопедии, справочники;
- транспортом: специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина и т. д.); строительная техника (бульдозер, экскаватор и т. д.); сельскохозяйственная техника (тракторы, комбайн);
- настольно-печатными играми;
- моделями машин: легковых и грузовых;
- макетом нашего микрорайона с разметкой, дорожными знаками, транспортом, светофорами, мелкими игрушками-куклами;
- «маршрутными листами», где изображен путь от дома до детского сада;
- аудиокассетами, видеокассетами, художественными произведениями по правилам дорожного движения;
- альбомами со стихами и загадками, книжками-раскрасками;
- иллюстрациями об опасных ситуациях в жизни детей и др.
Помимо этого, в ДОУ проводятся такие мероприятия как: акция «Внимание – дети!» (дети с плакатами, на которых надписи: «Внимание! На дороге дети!», «Ребенок - главный пассажир», «Пристегни меня!» выходят на улицу. Цель - напомнить водителям и пешеходам родного города о необходимости соблюдать правила дорожного движения); районный конкурс социальной рекламы по БДД; районная акция «Засветись!».
В ноябре этого учебного года старший инспектор по пропаганде БДД ОГИБДД России по Пушкинскому району г. СПб провел занятие в ГБДОУ №16 Пушкинского района Санкт-Петербурга на тему «Соблюдение правил дорожного движения пешеходами на проезжих частях, во дворах, при передвижении в транспорте». В ходе мероприятия инспектор ГИБДД напомнил детям правила дорожного движения и учил применять их в повседневной жизни.
Кроме того, дети совместно с сотрудником полиции разобрали значение сигналов светофора и дорожных знаков. Дошкольникам рассказали и об опасности игр вблизи проезжей части. Инспектор по пропаганде БДД напомнил ребятам о применении световозвращающих элементов при движении в темное время суток, объяснил, что эти приспособления делают человека на проезжей части более заметным для автомобилистов, снижая риск наезда транспортного средства.
Далее всем присутствующим была предложена игра. Дети побывали в роли пешеходов и водителей, а также закрепили на практике правила дорожного движения. Тематические игры были направлены не только на закрепление основ дорожной безопасности, но и на развитие таких важных для участника дорожного движения качеств, как внимание и ловкость.
Также начальник отдела по делам несовершеннолетних ОУУП и ПДН ОМВД России по Пушкинскому району г. СПб провел беседу на тему «Основы безопасного поведения несовершеннолетних в общественных местах».
Педагоги детского сада активно разрабатывают методические пособия по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах.
Методическая разработка «Педагогическая мастерская как интерактивная (инновационная) форма работы с семьей при обучении дошкольников правилам дорожной безопасности». Педагогическая мастерская - это оригинальный способ организации деятельности родителей в составе малой группы (7-15 человек) при участии учителя-мастера. Педагогическая мастерская — это форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.
Были проведены такие педагогические мастерские: «О самом важном: безопасность жизнедеятельности наших детей»; «Каким должен быть пешеход?», «Полезные книги», «Законы улиц и дорог», «Чтобы не было поздно», «Ребенок и дорога».
Семейные гостиные - это модель взаимодействия «родитель – ребенок – педагог». На этих встречах дети и родители вместе играют, поют, танцуют, а итогом становится творческая деятельность – создание индивидуальных или коллективных работ из разных материалов.
«Дорожные правила знать прекрасно должны и взрослые, и малыши» - так звучала тема одной из наиболее интересных (по мнению родителей) семейных гостиных, проводимых в нашем детском саду.
Методическая разработка «Фестиваль как способ актуализации творческого потенциала детей и взрослых по теме дорожной безопасности : СЛЫШУ, ВИЖУ, ДЕЙСТВУЮ» направлена на формирование устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. С чего начинается подготовка фестиваля? Прежде всего с идеи, основной мысли. Основная мысль фестиваля всегда проходит красной нитью через название, девиз и содержание. В фестивале могут принимать участие команды, подавшие заявку организаторам. На фестивале принимают участие команда взрослых (родители, партнеры, муниципальный совет и т. д.) В команде 5 человек. Команда придумывает название, девиз, эмблему. Организаторами разрабатываются маршрутные листы с заданиями, согласно которому каждая команда проходит 5-7 станций.
В пособии описаны цели и задачи, практические советы по организации данного мероприятия, а также полноценно описаны сами станции, что позволяет легко воспроизвести данное мероприятие в любой дошкольной организации. Это такие станции как «Весёлые полоски», «Дорожная азбука», «Мастерская светофора», «Дорожный патруль», «Студия сказочного транспортного дизайна», «Дорожная математика» и другие.
Таким образом, работа в ДОУ в направлении предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма основывается на комплексном подходе и объединяет всех участников образовательного процесса, что способствует более эффективному результату при обучении детей безопасному поведению на дорогах.
Воспитатель Завьялова Евгения Михайловна
(ответственный за организацию работы по ПДДТТ в ДОУ)