ИРИНА НИКАНОРЕНКОВА
Организация подвижных игр во время прогулки с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Никаноренкова И. С., воспитатель
ГБДОУ детский сад №18 Невского района
Санкт-Петербурга
Статья с педагогическим материалом на тему:
«Организация подвижных игр во время прогулки с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы)».
Публикация «Организация подвижных игр во время прогулки с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольное детство - самый благоприятный период для развития маленького ребенка, его физических, умственных возможностей и способностей. Это время закладки не только его представлений о мире, но и его будущих реакций на его раздражители. И от того, как мы научим реагировать малыша, как расскажем о различных вариантах взаимодействия, будет зависеть способ выстраивания его отношений с окружающим миром. Конечно, в первую очередь, это делают родители на генетическом уровне, однако, в последнее время, мы, педагоги, сталкиваемся с ситуацией, когда, большую часть жизни ребенок дошкольного времени проводит в детском саду. Его приводят к 7 утра и забирают бабушки или дедушки. Я не упрекаю родителей, но тем более ответственным становится труд ВОСПИТАТЕЛЯ, который подчас заменяет ребенку родных родителей.
Для ребенка достаточно важно то, что происходит с ним в саду. Отношения с детьми, со взрослыми и т. д. В современных условиях детских групп, где количество детей достигает 30 человек, решить все эти вопросы достойно очень сложно: современные дети эмоциональны, хорошо физически развиты и раскрепощены в речевом общении. Многие направлены только на свое эго, его потребности и желания. Педагог оказывается в ситуации, когда дети не хотят слышать и слушать взрослого, его правила, указания. Такое «активное» поведение детей зачастую приводит к невозможности реализации тех задач, которые ставит перед собой педагог и педагогическая система. Возникает проблема между целями взрослого и желанием ребенка откликаться на эти установки, детям не хватает мотиваций в совместной деятельности со взрослым. Это обусловлено еще и тем, что уже к 4-5 годам дети достаточно состоятельны и самостоятельны в своей личной деятельности, многие уже не нуждаются в «других» : смартфоны, телефоны, планшеты для них представляют больший интерес, чем общение со сверстниками. Все эти парадоксы воспитания и образования должен учитывать современный воспитатель.
Игра – всегда была ведущим видом деятельности дошкольника. Ф. Лесгафт (основатель русской системы физического воспитания) называл игру упражнением, с помощью которого ребенок готовится к жизни. Современная игра должна стать для чада настолько интересной, чтобы он предпочел ее другим видам деятельности. В своей работе я больше всего предпочитаю игру, которая может заинтересовать и обхватить сразу всех ребят, это подвижная игра. К сожалению, современные условия в детском саду не позволяют нам часто проводить подвижные игры в групповом помещении: отсутствие сводного места, большое количество активных детей, загруженность мебелью – все это достаточно травмоопасно. Поэтому, как правило, я стараюсь разучивать правила игры в помещении, а провожу ее уже на улице (площадке).
Подвижная игра определяется как сознательная, активная, интересная деятельность ребенка, которая характеризуется точным и своевременным выполнением заданий, связанных для всех играющих обязательными правилами.
В педагогической практике используются два основных вида подвижных игр :
1. Игры свободные, творческие или вольные, в которых участники сами намечают план игры, и сами играют.
2. Организованные подвижные игры с установленными правилами.
а) простые некомандные, где каждый участник, соблюдая правила, борется за одного себя, т. е. самое главное это - личная инициатива и умение целесообразно использовать свои личные качества, двигательные возможности;
б) более сложные, переходные к командным игры, в которых играющие отстаивают свой интерес в первую очередь, но иногда, по личному желанию помогают товарищам, выручая их.
в) командные, в которых играющие составляют отдельные коллективы-команды. От действия каждого игрока зависит удача всей команды.
Физиологическое значение: подвижные игры активируют развитие всех психических процессов: память, представления, мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры часто сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры естественным образом пополняют словарный запас, обогащают речь детей. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью. Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. Все двигательные действия могут выполняться в самых различных комбинациях и сочетаниях.
Методика проведения подвижных игр с детьми дошкольного возраста
Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение. Методика проведения подвижной игры включает в себя: сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил игры, распределение ролей, руководство ходом игры, подведение итога. При проведении подвижной игры следует помнить, что собирать детей необходимо в том месте на площадке, откуда будут начаты игровые действия, сбор должен проходить быстро и интересно. Объяснение игры – это инструкция, оно должно быть кратким, понятным, интересным и эмоциональным. Роли определяют поведение детей в игре, выбор на главную роль должен восприниматься как поощрение, как доверие. В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, сноровку, смекалку. Подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей, роли распределяются между всеми детьми; используются игры-эстафеты.
Сбор детей на игру. Для сбора детей на игру и создания интереса можно договориться о месте и о сигнале сбора задолго до начала игры, собрать при помощи считалок («Раз, два, три, четыре, пять – всех зову я поиграть); поручить отдельным детям собрать остальных в установленный ограниченный срок (например, пока звучит мелодия); использовать звуковые и зрительные ориентиры; использовать сюрпризы-задания: например, играть будет тот, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой.
Объяснение правил. Предварительное объяснение правил игры происходит с учетом возрастных психологических возможностей детей. Это учит их планировать свои действия. Принципиально важной является последовательность объяснений: назвать игру и ее замысел, кратко изложить ее содержание, подчеркнуть правила, напомнить движения (если нужно, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить вместе с детьми правила. Если игра сложная, то лучше сначала объяснить главное, а затем по ходу игры все детали.
Распределение ролей. Роли определяют поведение детей в игре. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение. Существует несколько способов выбора водящего: назначает воспитатель, обязательно аргументируя свой выбор; с помощью считалки (предупреждают конфликты); при помощи «волшебной палочки»; с помощью жеребьевки; водящий может выбрать себе замену. Все названные приемы используются, как правило, в начале игры. Для назначения нового водящего основным критерием является качество выполнения движений и правил.
Руководство игрой. Воспитатель руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется соответствующее число играющих. Делает замечания нарушившему правила, подсказывает действия растерявшемуся, подает сигналы, помогает сменить водящих, поощряет детей, следит за действиями детей и не допускает статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно.
Подведение итога. При подведении итога игры воспитатель отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Называет тех, кто нарушал правила. Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей, это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры.
УСЛОЖНЕНИЯ: можно усложнить двигательное содержание; изменить расстановку играющих по площадке; сменить сигнал (вместо словесного – звуковой или зрительный); усложнить правила (в старшей группе пойманных можно выручать). К составлению вариантов игр можно привлекать самих детей, особенно в старших группах.
Я в своей работе с детьми стараюсь сделать их жизнь приятной и праздничной, и мне кажется, что подвижная игра – это масса положительных эмоций и ощущений. В этой деятельности прекрасно раскрываются и таланты детей, и профессионализм педагога. Считаю, что необходимо как можно больше внимания уделять этому вопросу в сфере образования и воспитания детей.