Ольга Филиппова
Консультация «Развитие мышления у детей с особыми нуждами»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мышления у детей с «особыми нуждами».
Подготовила:
учитель-дефектолог ГБУ СО "ЦППМС" г. Саратов Филиппова О. Ю.
Ранняя диагностика и исправление недостатков развития ребенка становятся все более актуальной проблемой педагогики и специальной психологии. Статистические исследования показывают постоянное увеличение числа детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, развития и поведения. Их количество в мире и в России сейчас вдвое превышает цифру, предсказанную десять лет назад Всемирной организацией здравоохранения. Эти дети нуждаются в коррекционно-компенсаторной и реабилитационной работе. Условно их принято объединять в группу детей «с особыми нуждами». Среди них есть дети с задержкой психического и речевого развития, сенсорными и двигательными дефектами, «разлаженным поведением». Особую группу составляют дети со сложными, комплексными нарушениями развития, у которых имеются несколько отклонений или заболеваний, например, сочетание отставания в умственном развитии с тяжелыми нарушениями речи, слуха, зрения и т. п.
Публикация «Консультация „Развитие мышления у детей с особыми нуждами“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Современная дефектология уделяет повышенное внимание проблемам комплексной помощи. Одним из примеров такой помощи являются коррекционные занятия по развитию познавательной деятельности детей, важнейшим звеном которой является мышление.
Мышление – высшая ступень человеческого познания, процесс отражения объективной действительности в понятиях, «умозаключениях». Мышление неразрывно связано с практической деятельностью человека. Оно позволяет получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.
Выделяют следующие виды мышления : наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Обычно дети от природы «запрограммированы» на обучение и развитие. Во время игры, общения с родителями и детьми они постоянно исследуют и изучают мир, перерабатывая поступающую к ним информацию и получая таким образом новые знания о мире. Ребенок живо откликается на все новое. Ему интересно учиться, пробовать, рисковать, применять полученные знания и навыки в различных ситуациях.
Для детей с «особыми нуждами» все обстоит не так гладко. Чтобы учиться и развиваться, всем им в той или иной степени необходима дополнительная стимуляция, помощь и поддержка взрослых. Их требуется «подталкивать», чтобы помочь им применить уже освоенный навык в новых условиях или подняться на новый уровень развития. Таким образом, родители «проблемного» ребенка должны хорошо понимать, на какой стадии развития находится их ребенок и каковы его ближайшие задачи, чтобы иметь возможность шаг за шагом вести его к полноценному осуществлению его потенциала. Следует понимать необходимость (желательность) постоянного присутствия рядом с ребенком его родителей или наставников, учителей. От возможности осуществления этого обстоятельства зависит успех всего педагогического процесса.
Родители по отношению к ребенку занимают уникальное положение. Они больше, чем другие, находятся с ним рядом и знают его лучше, чем кто-либо иной. Занимайтесь с ребенком, когда он бодр и энергичен, не устал, не голоден, когда у вас есть время, энергия и энтузиазм для занятия. Выберите время, когда вас не отвлекают посторонние дела и маловероятно, что вам помешают.
Мышление – это процесс, развитие которого происходит с первых месяцев жизни ребенка. Следует всегда помнить, что действия, которые нам кажутся простейшими, для ребенка с особенностями в развитии крайне сложны и непонятны.
Не пытайтесь обучить ребенка новому виду деятельности за один прием. Например, если вы хотите научить его есть ложкой, начните с того, чтобы набирать на ложку еду. Потом учите его подносить ложку ко рту (можете использовать метод «рука в руке», т. е. водить рукой ребенка). Когда ребенок уже справляется с этим, учите его опускать ложку в тарелку за новой порцией еды. Когда вы осваиваете с ребенком использование ложки, начинайте с блюд вроде йогурта, которые сами удерживаются на ложке, а «сложные» кушанья, например суп, оставьте на потом.
Такие знакомые действия, как ежедневный прием пищи, умывание, одевание и есть практическая сторона мышления.
Если вы хотите научить ребенка умываться, можно использовать метод «прямой последовательности». Пусть ребенок сам подставит ладошки под струю воды, а родитель, взяв его за руки, сделает все остальное. Постепенно ребенок научиться подносить мокрые руки к лицу, умываться и вытираться полотенцем.
Если ребенок строит башню из кубиков, пусть положит первый кубик, а взрослый продолжит строительство. В следующий раз ребенок может сам положить на нижний кубик еще один, а остальное достроит взрослый. Поощряйте его класть все больше кубиков, пока он не сумеет выстроить башню целиком.
При оценке познавательной деятельности детей существуют четкие возрастные нормы, но когда речь идет об «особенных детях», чрезвычайно важен индивидуальный анализ возможностей малыша. Каждый «особенный ребенок» развивается по- своему. Следите за тем, на каком уровне развития находиться именно ваш ребенок и предлагайте ему только такие задания, которые он в силах выполнить. Если ему предложить задания, в которых у него мало шансов на успех, он испытает досаду, начнет скучать и, следовательно, потеряет интерес к самому процессу.
Дети с «особыми нуждами» чаще всего не испытывают особой тяги к экспериментированию с игрушками и изучению окружающего мира, их сложно заинтересовать. Успех зависит от того, найден ли удачный способ обучения. Например, класть предметы в коробку – важное умение, но не слишком увлекательное. А можно бросать прыгающие мячики в коробку или класть в нее предметы, издающие при ударе интересные звуки. Если ребенок любит смотреть на разноцветные движущиеся предметы, лучше использовать разноцветные шарики небольшого размера. Их можно использовать следующими способами :
- класть в коробку
- выкладывать различные фигуры
- соблюдать очередность цветов
- тренироваться в различении цветов
Предоставьте ребенку возможность исследовать окружающий мир со всех его сторон. Если ваш ребенок не может передвигаться самостоятельно, носите его по комнате, подносите к окну, усаживайте в угол, загляните под стол. Разнообразьте позы ребенка во время сна и еды.
Практически все наши действия – это отражение причинно-следственных отношений, например:
-«говорящие книги», которые начинают светиться или издавать звуки при нажатии на кнопку,
-книги с «встающими» картинками,
- детские клавишные инструменты
Чрезвычайно важно усвоение понятий с соотношениями предметов. Покажите малышу, как можно поставить меньший предмет на больший и как весело потом обрушить получившуюся башню. Большой интерес у детей вызывает игра «стаканчики».
Первоначальный вид развития мышления – это наглядно – действенный вид. Сначала дети учатся осознавать сходство и различие реальных предметов, затем распространяют свой навык на изображения (наглядно-образный вид) и лишь затем овладевают абстрактными понятиями (словесно-логический вид).
Очень важны занятия по подбору реальных сложных предметов. Перед ребенком кладется набор хорошо знакомых ему предметов (яблоко, мяч, ложка, затем поочередно дается один из аналогичных предметов второго набора – «Найди пару».
После усвоения описанного вида деятельности можно переходить к поиску сложных предметных изображений, затем по сходству очертаний.
Следующим видом учебы может быть выбор предметов по признакам и называние предметов. Попросите ребенка выбрать из группы предметов определенный объект (машина, книга, чашка – «дай машину»). Тренируйтесь сначала с реальными предметами, затем с картинками. Далее, вместо названия предмета называйте его цвет, форму или размер (игра «Магазин»).
Следующий этап – сортировка и группировка предметов. Вначале предметами сортировки могу служить игрушки, книги, одежда и посуда. Как и ранее, целесообразно начинать с реальных предметов, затем перейти к изображениям предметов. В дальнейшем рассматриваются игры «дарите картинки», «что к чему».
Необходимо соблюдение последовательности учебных методик. Работу следует начинать с простого чередования цветов, форм, размеров. Значительно позже можно говорить о последовательности событий: «Что за чем?», «что в начале, что потом». После усвоения основных лексических понятий, выработке умения их классифицировать, можно переходить к заданиям «четвертый лишний».
Подводя итог занятию и обобщая все вышесказанное следует еще раз подчеркнуть, что успех в улучшении мышления, как основы познавательной деятельности, приобретении навыков и умений, столь необходимых в жизни детей с «особыми нуждами» может быть достигнут только постоянными, упорными совместными усилиями родителей и направляющих их специалистов.