ольга косаринцева
Общество — образование — семья. Лучшие практики взаимодействия
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь семьи очень тесно связана с жизнью общества, государства и образовательной организацией. Эта связь обусловлена тем, семья всегда нуждалась в поддержке и защите со стороны общества, государства и конечно же образовательной организацией.
В тоже время, семья, общество и государство объективно связаны взаимными обстоятельствами, взаимными интересами и влияниями.
Публикация «Общество — образование — семья, Лучшие практики взаимодействия» размещена в разделах
Система образования играет главную роль в формировании мировоззрения подрастающего поколения. Она охватывает в настоящее время детскую популяцию нашей страны и связана с детьми и родителями, с семьей в целом, благодаря общности их интересов.
Таким образом, отношения между родителями (законными представителями) воспитанников и ДОУ регулируются договором, согласно Устава дошкольного образовательного учреждения.
1 января 2014 года был введен в действие ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) дошкольного образования, который разработан на основе законодательства и Конституции Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.
В условиях реализации новых нормативно – содержательных подходах перед дошкольной образовательной организацией поставлены целевые ориентиры, предполагающие тесное сотрудничество открытость и взаимодействие с родителями. Сегодня, перед системой образования, стоят задачи, которые повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом дошкольном образовательном учреждении, так как именно родительская общественность должна быть заинтересована в повышении качества развития и образования своих детей.
В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами для своих детей. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте».
Но, как видно из практики, родители, к сожалению, считают, что развитием и воспитанием должен заниматься детский сад. Именно поэтому одной из сложных, главных и актуальных задач в работе дошкольной образовательной организации и педагогов остаётся взаимодействие с семьей.
Взаимодействие семьи воспитанников и педагога должно осуществляться с учетом их различий: традиций, особенностей семейного воспитания, возможностей и условий жизни.
Создание условий для развития у ребёнка индивидуальных способностей, для его комфортной и счастливой жизни – является целью эффективного взаимодействия семьи и образовательной организации.
Отсюда перед каждым педагогом определяются задачи по повышению педагогической культуры родителей по вопросам развития и воспитания детей, по вовлечению родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Именно поэтом, проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
1. Совместная работа по обмену опыта;
2. Повышение педагогической культуры родителей;
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ.
Сейчас существует большое количество путей решения эффективного сотрудничества семьи и образовательной организации. Самым главным аспектом в данном вопросе считается именно заинтересованность педагога в установлении плодотворных и доброжелательных отношений в вопросах воспитания и развития детей.
Можно выделить несколько способов взаимодействия семей воспитанников, общества с жизнью ДОУ.
1. На самом начальном этапе взаимодействия семьи воспитанников и образовательной организации можно использовать такой метод, как метод анкетирования родителей. Анкета – это удобный и быстрый способ получить понятные ответы на важные вопросы. Такие как: особенности семейного воспитания, состав семьи и т. д. Именно анкеты помогают пролить свет на важные аспекты пребывания ребенка в детском саду, начиная с адаптации и заканчивая готовности к школе.
2. Следующей формой эффективного взаимодействия семьи воспитанников и образовательной организации является так называемая «Книга отзывов и пожеланий». Это такой альбом, в который родители могут записать любой интересующий их вопрос, получить обратную связь от педагогов и специалистов ДОУ. Также внести свои предложения и пожелания по благоустройству группы, сада и т. д.
3. Наглядно – информационный метод. Это оформление уголков и стендов для родителей в приёмной, папки – передвижки, буклеты, где размещается информация о возрастных особенностях детей, о режиме дня, расписании занятий, информация о мероприятиях, проводимых в дошкольной организации. Также в приёмной оформляется уголок для творчества, в котором организуется выставка творческих поделок, что демонстрирует родителям интересную, плодотворную и разнообразную жизнь детей в детском саду.
4. Нетрадиционные методы взаимодействия – мастер – классы, совместное посещение выставок, музеев, театров, экскурсии выходного дня.
5. Участие родителей в развлечениях, досуговых мероприятиях, в совместных праздниках – также является еще одним эффективным методом взаимодействия семьи воспитанников и ДОУ.
Тематика таких мероприятий может быть разнообразной, основана интересам и потребностям родителей и детей, отвечала задачам ДОУ. Каждая семья может взаимодействовать с дошкольной организацией по – разному, а именно, оставляя за собой право выбора степени участия и характера в совместной с педагогом деятельности.
Установление доверительных отношений между детьми, педагогами и родителями, потребность делиться своими проблемами и совместно их решать, объединение в одну команду, как единое целое – это основная цель такого взаимодействия.