Нина Митрофанова
Консультация «Насколько важно развивать эмоциональную сферу у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В каждом обществе существуют нормы выражения эмоций, отвечающие представлениям о приличии, скромности, воспитанности. Но даже люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражение человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.
Публикация «Консультация „Насколько важно развивать эмоциональную сферу у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Без эмоций ни одни человек не мог бы осознать своих потребностей, предметов, на которые эти потребности направлены, и мотивов, которые непосредственно побуждают к деятельности. Эту же мысль неоднократно подчеркивали практически все без исключения исследователи эмоций, эмоциональных процессов, независимо от того, каких теорий они придерживались.
По характеристике эмоциональных процессов, считали они, можно определенно судить о том, что в данный момент времени волнует человека, то есть о том, какие потребности и интересы являются для него актуальными.
Изучение человеческих эмоций имеет весьма важное психолого-педагогическое значение, ибо воспитание подрастающего поколения предполагает не только обучение детей определенной системе знаний, умений и навыков, но и формирование у них определенного эмоционального отношения к окружающей действительности и к окружающим людям, отношения, соответствующего задачам, нравственным нормам и идеалам нашего общества.
Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть. Человек чувствует, значит переживает. Эмоции являются толчком к достижению целей. Они способствуют лучшему усвоению познавательных процессов. При них человек открыт для общения с другими. Способность к пониманию эмоциональных состояний другого человека формируется в раннем и дошкольном возрасте в процессе взаимодействия ребенка с близкими взрослыми, затем со сверстниками. Умение ребенка распознавать эмоциональное состояние партнера очень важно в общении.
Проблемы понимания эмоций детьми старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием поднимались в трудах немногих отечественных авторов: Былкина Н. Д., Бреслав Г. М., Люсин Д. В., Манеров В. Х., Прусакова О. А. ,Сергиенко Е. А., Щетинина А. М. и др.
Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показал, что проблемой эмоций начал заниматься еще Ч. Дарвин. Существует множество исследований в области проявления эмоций, их возникновения. Так же существуют исследования о развитии эмоций, но именно о понимании эмоций старшими дошкольниками описано очень немного.
Эмоциональное развитие дошкольников – психологически обусловленный процесс, существенно связанный с личностным развитием детей, процессом их социализации, творческой самореализации, введения в мир культуры взаимоотношений, мировосприятия, самовыражения.
Установлено что способам выражения собственных эмоциональных состояний и пониманию эмоций другого необходимо обучать. Успешность понимания эмоций других людей во многом зависит от таких факторов как; личностные характеристики, наличие «эмоционального слуха», уровень эмпатии, понимание лицевых паттернов различных эмоций.
Дошкольный период - возраст, когда эмоции, чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания.
На протяжении всего дошкольного возраста у ребенка идет развитие эмоциональной сферы : обобщение опыта эмоциональных переживаний, формирование понимания собственных эмоциональных состояний, складываются эталоны восприятия эмоционального состояния других людей, формируются умения их выражать.