Ирина Соловьева
Статья «Национальная культура-дошкольникам»
▼ Скачать + Заказать документы
"Национальная культура – дошкольникам".
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Ключевым моментом в этом случае является воспитание, сориентированное на межнациональное общение, причём с раннего возраста.
Публикация «Статья „Национальная культура-дошкольникам“» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Ребёнок с раннего детства должен впитывать культуру своего народа и проникнуться уважением к самобытной культуре других народов, с которыми он общается в непосредственном окружении в быту, в детском саду, школе и т. д.
У каждого народа издавна сложилась самобытная культура, являющаяся, по выражению Ф. Искандера, неповторимым узором на ковре человечества. В своеобразии языка, одежды, обычаях, традиционном искусстве и творчестве обобщены исторически сложившиеся представления того или иного народа о мире, его нравственные и художественные идеалы о красоте, истине, справедливости, воплощённые в образах национальных героев, орнаментике, фольклоре, праздничной обрядности. И нельзя мириться с тем, что эти традиции уходят из нашей жизни, теряют свои корни, разрывается связь времён и поколений, что наносит большой нравственный урон и обедняет наши будни и праздники.
Усвоение социального опыта своих предков всегда оказывало особое влияние на человека, на становление его личности с раннего детства. Именно в дошкольном возрасте в процессе социализации личности происходит интенсивное формирование эмоционально-ценностного, положительного отношения к культуре, к своему родному языку, людям, различным вещам и явлениям. Это определяет его готовность к присвоению общественно-исторического опыта национальной культуры, овладению способами, орудиями и продуктами творчества в доступных пределах в активной созидательной деятельности.
Основы воспитания детей на традициях национальной культуры заложены в работах К. Д. Ушинского, Е. И. Водовозовой, А. П. Усовой и др., провозгласивших принцип народности воспитания, использования методов народной педагогики.
Утверждение национально-культурной идеологии, приобщение подрастающего поколения к культуре своего народа и других национальностей обретает сегодня большую значимость и остроту. Это актуально для многих национальных семей нашей страны, где выросло несколько поколений детей, не овладевших родным языком, а значит и равнодушных к своей национальной культуре, что унизительно для человека и вызывает падение нравов. Н. Г Волков впервые в науке применивший термин «Этнопедагогика», отмечал: «…без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа».
Процесс приобщения детей к национальной культуре требует овладения определённым кругом знаний, умений и навыков, правил поведения, выделения и присвоения ценностных ориентаций, так как культура становится предметом изучения, основным фактором культурно-исторического становления личности, её творческой активности, приобщённости к нравственным и эстетическим ценностям. Однако, культура только тогда может стать источником и детерминантой развития ребёнка, когда в процессе воспитания и обучения соблюдаются принципы, основанные на систематизации и отборе культурных ценностей, последовательном их использовании при постепенном усложнении содержания на основе правильного выбора методов педагогического воздействия с учётом возрастных, половых, национальных, индивидуальных особенностей ребёнка, его интереса, активности, устремлённости к определённым видам деятельности, искусства и творчества. Исходя их них и надо строить образовательный процесс.
Итак, что же определяет успешность воспитания дошкольников на традициях национальной культуры?
1. Приобщение ребёнка к традициям национальной культуры должно начинаться в раннем детстве с освоения родного языка, эмоционального отклика на народные игрушки, иллюстрации, потешки, песенки, постепенно расширяя круг общения с людьми, предметами национального искусства, ремесла, усвоения норм и правил поведения в семье и обществе по мере роста и развития ребёнка.
2. Создание развивающей среды, направленной на формирование положительного отношения к национальной культуре своего народа и других национальностей на основе подбора фольклорного материала, предметов одежды, национального орнаментального, декоративно-прикладного искусства и ремесла.
3. Организация системы образовательной работы на основе составления плана-прогноза, дифференцированных программ с учётом возрастных, индивидуальных, национальных особенностей детей, их интересов, наклонностей, умений и навыков по разным видам деятельности. Проведение циклов художественно-познавательных занятий по ознакомлению с разными видами национального искусства, особенностями художественного образа, выраженного в слове, музыке, танце, орнаменте разными средствами выразительности (ритм, мелодия, цвет, пластика, и т. д.).
4. Предоставление ребёнку возможности освоения и творческого использования разных видов национального искусства по своему выбору и желанию, исходя из интересов, склонностей к тем или иным видам и своим творческим возможностям.
5. Проведение образовательной работы с детьми в тесной связи с семьёй. Организация совместных спектаклей, концертов, экскурсий, национальных праздников, ярмарок, встреч с мастерами национального искусства, дней национальной культуры того или иного народа с активным участием детей в их подготовке и проведении вместе с родителями: изготовление костюмов, атрибутов для проведения национальных игр, подарков для победителей и участников конкурсов, приготовлений национальных кушаний, оформление места проведения плакатами, стягами с национальной символикой. Организация массовых игр, хороводов, розыгрышей.
Национальные праздники обычно носят сезонный характер. Таковы Осенины (праздник урожая, Масленница (проводы зимы, Веснянка (кликание весны, Сабантуй (у татар, Акатуй (у чуваш, как праздник плуга, а так же праздник новых ростков (2 мая, Ивана Купалы (в период колошения хлебов). Эти праздники известны с языческих времён и приобщение к ним ребёнка, его активное участие в них совместно со взрослыми вызывает яркие положительные эмоции, даёт заряд проявлению творчества и оставляет глубокий след на всю жизнь.
Так национальная культура и искусство разных народов с их потребностью целесообразно организовывать быт, труд и праздники по законам гармонии прекрасного и полезного в единой природной среде являются той незаменимой почвой и основой в образовательном процессе, в воспитании у детей любви и уважения к «родному пепелищу», ощущения истории, того, что мы находимся в непрерывном потоке истории и событий и даёт возможность нам жить в согласии с самим собой и окружающим миром. И ребёнок в результате приходит к пониманию того, что сокровища национальной культуры, принадлежа одному народу, сохраняя национальные особенности его быта, нравов, образа жизни, в то же время являются общим достоянием и служат делу сближения и объединения разных народов. Дети должны осознать необходимость сохранения, бережного отношения к памятникам отечественной истории и культуры, непосредственного природного окружения и духовных и материальных ценностей, созданных многими поколениями людей разных национальностей на протяжении многих веков, как результат системной и целенаправленной образовательной работы, начиная с дошкольного возраста. Только на такой основе возможно возродить былое значение и величие национальных культур, их взаимодействие и взаимное обогащение.
Использованная литература
1. Агеев А. Г. Функция языка, как этнического признака. / Язык и общество. М., 1968
2. Богатеева З. А. Влияние знания родного языка на освоение ребёнком культуры своего народа. Ребёнок и культура : Сборник научных статей и тезисов выступлений. Ульяновск: УлГПУ им И. Н. Ульянова, 2001.
3. Богатеева З. А. Приобщение детей к традиционной культуре Среднего Поволжья : книга для воспитателя детского сада. - Чебоксары: Изд-во ЧРИО, 2003.
4. Волков Г. Н. Чувашская Этнопедагогика. Чебоксары, 2004.
5. Соловей Л. Б. Традиции Чувашского края. Программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учётом регионального компонента. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2015.
6. Султанова С. Н. Формирование положительной ориентации детей 5-го года жизни на людей ближайшего национального окружения. Автореф. дис…канд. пед. наук. М., 1999.
7. Тихонова А. Ю. Воспитание интереса к региональной культуре у детей старшего дошкольного возраста (на материале художественных ремёсел). Автореф. дис…канд. пед. наук. М., 1999.