Екатерина Подковенко
Открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе Тема: «Национальная одежда донских казаков»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
- Продолжать углублять знания детей об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частей.
- Развивать интерес у детей к национальным костюмам, донским казачьим традициям.
- Воспитывать желание следовать старинным народным традициям.
Публикация «Открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе Тема: „Национальная одежда донских казаков“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Казачий костюм
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
- Побуждать детей отражать накопленные представления о казачестве в художественно-прикладном искусстве.
Методические приемы:
• наглядный
• словесный
• практический
Материалы: иллюстрации с нарядами донских казаков и казачек; фонограмма песни «Как донские казаки»; ватман; детали для аппликации.
Ход занятия:
Воспитатель : Дети давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети: Здравствуйте.
Реб. Я родом из Донского края (Артемий К.)
На свете нет прекрасней рая
Простор степей, простор песков
Великий и могучий Дон,
Он с Волгой нежной обручён
Прекрасный здесь живёт народ.
Казаки – мир его зовёт
Казак –опора всей России
Он воевал всегда красиво.
Гордится им святая Русь
Гордятся все, и я горжусь.
Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами отправимся в прошлое и посмотрим кто же раньше жил на нашей земле.
Реб. «Кто такие казаки?» (Даня И.)
Кто такие казаки?
Не простые мужики.
В голове у казака
Бог, Отечество, семья.
Поле, поле-воля, воля.
Не легка казачья доля.
Но лучше нет на свете боле
Доли казака.
Воспитатель : Ребята, кто скажет о ком стихотворение?
Дети: О казаках.
Воспитатель : Правильно. Как вы думаете какие они, казаки?
Дети: Они очень смелые, сильные.
Воспитатель : А где они живут?
Дети: На Дону.
Воспитатель : А знаете, как называется казачьи поселения? Станица (повторить с детьми)
А как назывался дом казака?
Курень (повторить с детьми)
Звучит фонограмма песни «Как донские казаки».
(Иллюстрация казака)
Воспитатель : Ребята, давайте посмотрим на одежду донских казаков, во что одет казак?
Дети: На казаке широкие штаны.
Воспитатель : Верно. У казака была форменная одежда, состоящая из куртки, штанов, заправленных в сапоги, пояса с портупеей, чекменя, шинели и кивера. Куртку, чекмень и штаны шили из синего сукна.
Чекмень - это верхняя мужская одежда у казаков. Повседневный чекмень был до колена и носился с поясом, на который крепилась шашка. Праздничный чекмень украшался и носился нараспашку. На стоячем воротнике и отвороте рукавов мундира вшивалась красная окантовка, которая называется лампасы. У казаков лампас означал свободу донцов, принадлежности их к казачьему сословию. Головной убор занимал особое место в комплекте мужской одежды донских казаков. Что у казаков надето на голову?
Дети: Фуражка …
Воспитатель : Правильно, в тёплое время года казаки носили фуражку. А в другой, зимний период носили головной убор, который назывался папаха. (повторить названия вместе с детьми)
Воспитатель : Шили одежду казаки из атласа и бархата, и других материалов, привозимых из походов.
(иллюстрация казачки)
Воспитатель : А теперь давайте посмотрим на казачку. Видите, какой красивый костюм, какая вышивка, какие яркие, сочные краски. Во что одета казачка?
Дети: Юбку и кофту.
Воспитатель : Женская казачья одежда шилась своими руками и украшалась с любовью. Особенно красивой, нарядной одежда казачки была в праздники. Для настоящей казачки важно было одеваться так, как требовала ситуация. На все случаи жизни казачки имели одежду. Самый любимый и самый красивый наряд она надевала на свадьбу, один раз в жизни.
Ребята, кто скажет, из чего состоял женский костюм?
(Просмотр иллюстраций)
Дети: Костюм состоял из юбки и кофты.
Воспитатель : Верно. Чем украшали одежду?
Дети: Лентами.
Воспитатель : Кофты украшались тесьмой, вышивкой, бисером, кружевом. Такие кофточки называли – кираса. (повторить названия вместе с детьми)
Юбки любили шить пышными. Для придания пышности костюму носили нижние юбки, иногда их насчитывалось до пять юбок.
Женским головным убором в то время считался колпак-шлычка – маленькая шапочка, которая закрывала косу, оставляя непокрытой голову.
Колпак начинали носить женщины после обряда бракосочетания. Молодые девушки носили косу и вплетали в неё разноцветные ленты.
Воспитатель : Казаки на праздниках играли в разные игры. Давайте и мы поиграем.
Игра «Коршун»
С помощью считалок выбирают водящих-«коршуна» и «наседку», остальные дети-«цыплята»
За «наседкой» выстраиваются «цыплятки» друг за другом в затылок, взявшись за талию впереди стоящего.
«Коршун» роет ямку, а дети ходят вокруг него.
Дети: Коршун, коршун, что ты делаешь?
Коршун: Ямку рою, червячков ищу.
Дети: На что тебе червячки?
Коршун: Цыпляткам буду червячков кидать, к себе приманывать, чтобы после их поймать.
Дети: А ты улетай от нас, а нет—так лови.
«Коршун» старается поймать «цыплят», а «наседка»--преграждает ему путь. «Цыплята» вслед за «наседкой» движутся цепочкой, уклоняясь от «коршуна». «Наседка» старается быть всё время лицом к «коршуну» и отогнать его: «Кыш, кыш». Машет руками, но хватать «коршуна» нельзя. Считается пойманным тот, до кого «коршун» сумел дотронуться. Игра идёт до тех пор, пока «коршун» не переловит всех «цыплят». При разрыве цепочки «цыплята» тут же стараются её восстановить.
Работа над коллажем.
Воспитатель : Ребята, а сейчас давайте мы с вами попробуем создать свою казачью станицу? Помните, что такое станица?
Для начала нам нужно договорится, как мы с вами будем работать.
Давайте посоветуемся….
Воспитатель : Посмотрите на это изображение, вспомните что это?
Дети: Степь, дикое поле.
Воспитатель : Почему степь называлась «Диким полем»?
Дети: Здесь было много диких лошадей (наклеивают лошадей).
Воспитатель : Как назвали себя люди пришедшие жить в дикое поле?
Дети: Казаки и казачки (наклеивают)
Воспитатель : Какое жилье они себе строили?
Дети: Курень (наклеивают)
Воспитатель : Смотрите, у нас получилась настоящая казачья станица. А как выдумаете кто защищал станицу?
Дети: Казаки. (наклеивают)
Реб. Вспоминает казак о крае родном (Мира Н.)
Сидя на резвом коне вороном,
О белой хате, о черной земле
Мечтает он, сидя в твердом седле.
О стройных березках и тополях,
О златых колосьях в широких полях,
О речке родной, что Доном зовется,
О синей воде, что блестит серебром.
Воспитатель : На этом наше занятие подошло к концу. Что мы узнали из нашего путешествия?
Молодцы ребята! Спасибо, наше путешествие подошло к концу.