Ольга Чистякова
Краеведение дошкольникам
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа
туристско – краеведческой направленности
«Мы - маленькие выборжане»
Содержание программы объединено блоками:
Блок Содержание Кол – во часов
Географическое краеведение Положение Выборга на географической карте. Выборгский район Ленинградской области. Выборг как часть России. Финский залив, Балтийское море. Гранитные скалы – основной природный ландшафт. Выборг – город у границы. 6
Публикация «Краеведение дошкольникам» размещена в разделах
Историческое краеведение. Моя родословная, история моей семьи, традиции моей семьи. Знакомство с историей родного города. Гимн, герб, флаг Выборга. Выборгская земля с древних лет до наших дней. Символ древности – Выборгская крепость. Проблема ее реставрации и сохранения сегодня. Культура и быт – исторический экскурс. 7
Архитектурное наследие Знакомство с архитектурными памятниками Выборга: Выборгская крепость, Башня Ратуши, Часовая башня, Круглая башня, Библиотека Аалто, здание Рынка, Спасо – Преображенский собор, костёл Гиацинта; скульптуры «Лось», «Лесной мальчик», памятник Петру I; Восточно - выборгские и Анненские укрепления; парк «Монрепо» краеведческие сведения о городе; археологические находки последних лет в Выборге. 8
Природа. Животный и растительный мир нашего края Природа, климатические особенности Выборгского района. Животные и растения нашего края. Полезные ископаемые. Лекарственные растения. Природоохранные зоны. Правила поведения в природе. Водные богатства Выборгской земли.
6
Все профессии нужны, все для города важны
Труженики земли Ленинградской. Профессии родителей. Выборгский судостроительный завод. Целлюлозно – бумажные комбинаты. Гранитные карьеры. Пограничная служба России (таможня) Профессии важные для нашего города и района (школы, поликлиники, больницы). Встречи с интересными людьми. Люди, занимающимися краеведением и старинными ремеслами. 4
Выборг – спортивный Развитие физкультуры и спорта в Выборге.
ДЮСШ «Фаворит».
Основы ЗОЖ. Старинные игры и забавы. 4
Культурные традиции Музей «Выборгская крепость». Дом – музей Ленина. Библиотека Аалто. Театр «Святая крепость». «Музейный центр «Эрмитаж - Выборг». Фольклорные праздники ансамбля «Вереск», «Майское дерево» Варяжский двор - усадьба «Сваргас». Городские традиции «День города». 4
Город Воинской Славы Выборг пограничный. Военная история города с древних лет до наших дней. Великие военачальники, Герои советского союза и России прославившие свои имена на выборгской земле (Кутузов, Петр I, Суворов, Попов, герои России и Советского союза, врачи, художники, писатели)
Наши герои: ветераны ВОВ. Музей «Выборгская крепость» Краеведческий туризм (в городской черте). Поисковая деятельность. 5
Всего: 44
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ
Период Форма проведения образовательной деятельности Включение семьи в образовательную деятельность
Август Оформление фотовыставки «Лето в городе!»
Творческая мастерская с последующей выставкой детского творчества: «Мастерилки из природного материала»
Обзорная экскурсия по городу: «Такие разные улицы нашего города»
Спортивный фестиваль «Мы растем смелые, на солнце загорелые!»
Краеведческий туризм : «Восточно - Выборгские и Анненские укрепления» (Батарейная гора, Выборгский поселок); Маршрут выходного дня: парк «Монрепо» (Капелла Людвигштайн, источник Нарцисс);
Помощь в организации и проведении экскурсий по городу;
Городские традиции: «День города»
Сентябрь Виртуальная экскурсия: «Выборг – наша малая родина» (обзорная, герб, флаг, гимн)
Поисковая деятельность: «Географическое краеведение» (знакомимся с картой Выборга, района, области; Выборг как часть России)
Экскурсия в музей «Выборгский замок» посещение экспозиций «Древний страж города», «Шведский Выборг»
Выставка детского творчества по результатам экскурсии «Мой старинный город»
Дидактическая игра «Путешествуем по карте»
Экскурсия на стройку «С каждым днем мой город краше!»
Экскурсия в библиотеку Аалто (ознакомительная экскурсия, посещение отдела краеведения)
Беседа о пожилых людях «Уважения достойны» Помощь в организации и проведении экскурсии в «Выборгский замок», на стройку и в библиотеку.
Совместный поиск информации о гербе, флаге и гимне города;
Октябрь Экскурсия в музей «Выборгский замок» экспозиция «Природа карельского перешейка»
Поисковая деятельность: «Сбор экспонатов для краеведческого музея детского сада и группы»
Создание гербария «Растения моего края»
Виртуальная экскурсия «Водные просторы моей родины» (озера и реки района, Финский залив, Балтийское море)
Экскурсия в музей «Выборгский замок» посещение экспозиции «Тайны морского дна»
Создание альбома «Природа моего края» (животные, птицы, растения, обитатели водных глубин)
Акция «Поможем бездомным животным» (сбор кормов и средств для приютов для животных)
Виртуальная экскурсия «Парк Монрепо. Памятник ландшафтной архитектуры»
Экскурсия по городу: «Скульптуры и памятники» (скульптуры Лось, Лесной мальчик)
Сюжетно – ролевая игра: «Путешествие по городу» Совместный с детьми поиск материалов для создания альбома «Природа моего края» и экспонатов для краеведческого музея;
Помощь в организации и проведении экскурсий в музей «Выборгский замок»;
Маршрут выходного дня: парк «Монрепо» осенью (Китайский мостик, обелиск братьям Броглио)
Сбор кормов и средств для приютов для животных
Ноябрь Поисковая деятельность: «Моя родословная, история моей семьи, традиции моей семьи»
Выставка «Генеалогическое древо моей семьи (с созданием герба семьи)
Экспериментальная деятельность в Доме – музее Ленина, цикл программ «Крошка-этнограф в Выборге» : «Быт карело-финской семьи на рубеже XIX-XX веков» (особенности семейного уклада бывших жителей нашего края, демонстрация старинных бытовых предметов из этнографической коллекции музея в действии)
Виртуальная экскурсия «Им нужна наша помощь» ( природоохранные заказники и заповедники Выборгского района: «Линдуловская роща», «Раковые озера», «Березовые острова», животные, растения, природные ландшафты)
Познавательная беседа «Знаменитые люди. О тех, кто прославил Отечество наше»
Пролонгированная акция «Покормите птиц зимой» (протяженностью до апреля) Совместный с детьми поиск и создание генеалогического древа семьи и герба.
Маршрут выходного дня: посещение историко – культурного центра «Варяжский двор – усадьба «Сваргас»
Помощь в организации и проведении экскурсии в Дом – музей Ленина;
Изготовление кормушек для птиц, распределение их по территории участков детского сада.
Декабрь Виртуальная экскурсия: «Архитектурное наследие моей родины» ( знакомство с архитектурными памятниками Выборга: Выборгская крепость, Башня Ратуши, Часовая башня, Круглая башня, Библиотека Аалто, здание Рынка, Спасо – Преображенский собор, костёл Гиацинта; скульптуры «Лось», «Лесной мальчик», памятник Петру I; краеведческие сведения о городе; археологические находки последних лет в Выборге)
Экспериментальная деятельность в Доме – музее Ленина, цикл программ «Крошка-этнограф в Выборге» : «Рождество в старинном городе» (традиция празднования нового года и Рождества в старину, изготовление подарков, выпечка рождественского печенья)
Выставка - презентация личных коллекций «Мое увлечение» (связанных с образом родного города символы, фотографии, изображения)
Игра – фантазирование «Город - мечта» Помощь в организации и проведении экскурсии в Дом – музей Ленина;
Совместная с детьми подготовка к презентации своей коллекции в выставке «Мое увлечение»
Январь Экспериментальная деятельность в Доме – музее Ленина цикл программ «Крошка-этнограф в Выборге» : «Национальный костюм в Выборгской губернии и народное творчество финнов и карел» (материалы, из которых шилась одежда обитателей губернии, наглядный процесс получения шерстяной и льняных ниток и тканей, предметы кустарного производства (прялка, швейка, ткацкий станок, «эволюция» обуви, костюма, практика «общения» с прялкой, швейкой и ткацким станком)
Дидактическая игра «Путешествуем по городу»
Виртуальная экскурсия «Животные нашего леса»
Экскурсия по городу «Архитектура древности» (Выборгская крепость, Башня Ратуши, Часовая башня, Круглая башня)
Поисковая деятельность с последующим оформлением стенда «Выборг теперь и прежде»
Плоскостное моделирование архитектурных сооружений «Замок, башни, площади»
Сюжетно – ролевая игра: «Экскурсионное агентство» (составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу)
Маршрут выходного дня: Музейный центр «Эрмитаж - Выборг» филиал государственного Эрмитажа.
Помощь в организации и проведении экскурсии по городу.
Совместный с детьми поиск материалов для стенда «Выборг теперь и прежде».
Вместе с детьми выбор моделей для плоскостного моделирования.
Февраль Экскурсия с посещением ДЮСШ «Фаворит»
Спортивный досуг «Папа, мама и я – спортивная семья!»
Выставка детского творчества из природных и подручных материалов: «Архитектурные памятники моего города. Мой Выборг»
КВН «Я знаю свой город»
Виртуальная экскурсия «Выборгский судостроительный завод», «Морской торговый порт Приморск»
Экскурсия в музей «Выборгский замок» посещение экспозиции «Выборг – пограничный город»
Виртуальная экскурсия «Пограничная служба России» (наши соседи – Финляндия)
Экспериментальная деятельность в Доме – музее Ленина, цикл программ «Крошка-этнограф в Выборге» : «Делу время – потехе час» (орудия труда, с помощью которых в старину косили, жали, строили; занятия, особенности жизнеобеспечения местного населения сто лет назад; народная игрушка - кукла-закрутка, старинных забавы - городки, ходули)
Виртуальный экскурс «Знаменитые люди на выборгской земле» (Кутузов, Петр I, Суворов, Попов, герои России и Советского союза, врачи, художники, писатели) Помощь в организации и проведении экскурсии в ДЮСШ «Фаворит» и Дом музей Ленина.
Маршрут выходного дня: парк «Монрепо» зимой
Участие в изготовлении поделок из природных и подручных материалов «Архитектурные памятники моего города»
Маршрут выходного дня: «Санкт – Петербург. Жемчужина архитектуры» (самостоятельный выбор маршрута)
Март
Поисковая деятельность: «В какие игры играли наши дедушки и бабушки»
Фестиваль «Старинные игры и забавы»
Традиции нашего края «Масленица» (знакомство с праздником Масленицей, с масленичными традициями на Руси)
Выставка детского творчества «Веселая Масленница»
Виртуальная экскурсия «Целлюлозно – бумажный комбинат»
Поисковая деятельность «Труженики земли Ленинградской» (о профессиях родителей)
Встречи с интересными людьми: судостроители, врачи, пекари, военные, работники полиции и таможни, строители, люди занимающимися краеведением и реконструкцией ремесел
Экскурсия в Дом – музей Ленина, цикл программ «Крошка-этнограф в Выборге» : «Старые легенды» (город хранит в себе множество тайн и сокровенной информации; представленная в камне «флора» и «фауна» нашего края; образцы архитектуры - наследие поликультурного пространства Выборга)
Макетирование «Мы - реставраторы» (Выборгский замок, Круглая башня, Рынок, Часовая башня) с последующей выставкой детского творчества
Сюжетно – ролевая игра: «Экскурсия в музей» Маршрут выходного дня: МАУК «Этно – культурный комплекс «Вереск» (масленица)
Совместный с детьми поиск старинных игр и забав для фестиваля.
Гость группы – рассказ родителей о своей профессии, ее пользе и важности для города.
Помощь в организации и проведении экскурсии в Дом -музей Ленина.
Совместное с детьми изготовление макета памятника архитектуры, подбор материалов, исторических сведений для рассказа о нем.
Апрель Посещение театра «Святая крепость»
Экскурсия в библиотеку Аалто, отдел краеведения
Виртуальная экскурсия «Природные богатства нашего края» (полезные ископаемые – гранит, глина, Санкт –Петербург его набережные и памятники из выборгского гранита, фарфор)
Создание мини – музея «Камни нашего края» (музей камней с фотографиями памятников архитектуры из природного камня в Выборге и Санкт - Петербурге)
Реконструкция ремесел «Гончарное дело»
Экспериментальная деятельность в Доме – музее Ленина, цикл программ «Крошка-этнограф в Выборге» : «Клады и кладоискатели» (можно ли в наши дни найти в Выборге клад? Рядом много удивительного, загадочного, нужно только присмотреться. Старые вещи хранят тайны, которые можно научиться разгадывать. Самые интересные археологические находки последних лет в Выборге. Интерактивная игра на музейной территории)
Дидактическая игра «Природа моего края»
Клуб Знатоков «Что? Где? Когда?» (Природа, животные, растения, полезные ископаемые; сборные команды) Маршрут выходного дня: музей «Выборгский замок» (самостоятельный выбор экспозиций)
Помощь в организации и проведении экскурсии в библиотеку.
Совместный с детьми поиск материалов, экспонатов и фотографий для мини - музея «Камни нашего края»
Маршрут выходного дня: весна в парке «Монрепо»
Организация посещение театра «Святая крепость».
Командное участие в заседании Клуба Знатоков
Май Виртуальный экскурс: «Военная история Выборга. Наши герои»
Экскурсия в музей «Выборгская крепость» экспозиция «Карельский перешеек в годы второй мировой войны».
Поисковая деятельность: «Хочу рассказать о своем земляке»
Посещение библиотеки Аалто, тематическая выставка «Книга памяти».
Создание экспозиции в группе «Мы помним! Мы гордимся!» (защитники Родины в моей семье»)
Конкурс чтецов «Стихи Победы»
Посещение мемориалов памяти и возложение цветов к памятникам Героям.
Военно – спортивная игра «Зарница»
Акция «Украсим город сами» (самая красивая клумба)
Традиция детского сада «Аллея выпускников» (посадка кустов и деревьев на территории детского сада)
Создание «Книги сказок и историй» (придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины) Помощь в организации и проведении экскурсии в Выборгскую крепость.
Совместно с детьми поисковая деятельность о знаменитых земляках, с последующим рассказом – презентацией о них.
Членство в жюри на конкурсе чтецов.
Участие в социальной акции: «Бессмертный полк».
Посадка кустов и деревьев в рамках участия в традициях детского сада «Аллея выпускников»
Июнь Десант чистоты и порядка в детском саду «Зеленые ладошки»
Вечер интересных рассказов – самопрезентаций «Я занимаюсь….» (футбол, танцы)
Конкурс семейных кроссвордов «Угадай - ка» (о Выборге, его истории и достопримечательностх)
Создание фотоальбома с детскими интервью «Мы любим и знаем свой город»
Викторина «Загадки Замовенка» (история города, памятники архитектуры, современность)
Сюжетно – ролевая игра: «Экскурсионное агентство» (составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу) Маршрут выходного дня: традиции нашего города «Майское дерево» (этно -фестиваль)
Маршрут выходного дня: посещение Зоопарка в Санкт - Петербурге
Совместная с детьми поисковая деятельность по подбору материалов для создания альбома «Мы любим и знаем свой город»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Итоги освоения содержания программы
Старшая группа
5 – 6 лет Достижения ребенка («Что нас радует»)
У ребенка преобладает эмоционально – положительное отношение к малой родине, он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому окружении, правилах поведения в городе. Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному городу, его интересует, почему город устроен именно так, обращает внимание на эстетическую среду города. С удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование. Ребенок проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремиться выразить позитивное отношение к пожилым жителям города. Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет).
Вызывает озабоченность и требует дополнительных совместных усилий педагогов и родителей
Для ребенка характерно незначительное проявление интереса и выраженного положительного эмоционального отношения к малой родине. Не задает вопросов. Без удовольствия отражает впечатления о городе в деятельности, не выделяет какую-либо деятельность как предпочитаемую. Представления о малой родине поверхностны, часто искажены
Подготовительная к школе группа
6 – 7 лет Достижения ребенка («Что нас радует»)
Ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу и его достопримечательностям.
Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому окружении, но и центральных улицах родного города. Знает, и стремиться выполнять правила поведения в городе. Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному городу, его истории, необычным памятникам, зданиям.
С удовольствием включается в проектную деятельность, в детское коллекционирование, создание мини – музеев, связанных с познанием малой родины. Ребенок проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально – значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремиться выразить позитивное отношение к пожилым жителям города. Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет).
Вызывает озабоченность и требует дополнительных совместных усилий педагогов и родителей
Для ребенка характерно незначительное проявление интереса и выраженного положительного эмоционального отношения к малой родине. Не задает вопросов. Без удовольствия отражает впечатления о городе в деятельности. Не стремится к проявлению инициативы в социально-значимых делах, связанных с жизнью родного города. Представления о малой родине поверхностны, часто искажены.