Елена Траленко
Статья «Музыка, будь всегда»
▼ Скачать + Заказать документы
Траленко Елена Викторовна
СТАТЬЯ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ
Музыка, будь всегда!
«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему, делает человека счастливым… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного». – Платон.
Публикация «Статья „Музыка, будь всегда“» размещена в разделах
Начиная с древних времен, наука накопила много сведений о влиянии музыки на человека : еще в древности замечали влияние музыки на физическое тело, влияние на духовную сущность человека и влияние на интеллект. В древние времена люди уделяли большое внимание музыкальному искусству. История сохранила сведения о том, что многие исторические личности пользовались приемами музыкотерапии. Как гласит предание, царь Давид своей игрой на арфе вылечил от депрессии царя Саула. Эскулап лечил радикулит игрой на трубе, а в 3веке до н. э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально – медицинский центр.
Более того, в Древней Греции музыкальному искусству отводилась главенствующая роль в воспитании. Вклад в историю музыкальной педагогики внес Платон. Он заложил основы философии музыкального воспитания и образования. Великий Аристотель подчеркивал не только педагогическое, но и терапевтическое значение музыки, считая, что музыка через катарсис снимает тяжелые психические переживания.
Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели способствует правильная организация музыкально – эстетической деятельности детей, приобщение дошкольников к музыкальному искусству.
Музыкальное искусство является универсальным средством эстетического воспитания ребенка. Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей детей воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.
Музыкальное искусство – средство формирования морального облика ребенка. Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас долее сильным, чем уговоры и указания. Дети, знакомятся с произведениями различного эмоционально – образного содержания, учатся сопереживать. Жанровое богатство музыки помогает воспринимать героические образы и лирическое настроение, веселый юмор и задорные плясовые мелодии. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.
Музыка – средство активации умственных способностей ребенка. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т. е. требует внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности, креативности.
Так же музыкальное искусство является средством физического воспитания. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В. М. Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение. П. Н. Анохин, изучавший вопросы влияния мажорного и минорного лада на состояние организма, делает вывод, что умелое использование мелодического, ритмического и других компонентов музыки помогает человеку во время работы и отдыха. Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают обоснование роли музыки в формировании личности ребенка.
Все это доказывает невероятно важную роль музыкального искусства в жизни человечества!
А что же в наше время? Достаточно ли родители и педагоги уделяют музыкальному искусству в воспитании личности ребенка? Большинство современных педагогов и родителей, стремящихся «напичкать» детей как можно большим количеством знаний, понятий, умений; забывают о духовном развитии личности ребенка, о его чувствах. Ведь первые шаги в удивительный мир мелодий и звуков влияют на всю дальнейшую жизнь ребенка…
Великолепный, чудесный и загадочный мир, завораживающий своей красотой, веселыми переливами и неторопливыми напевами, грустными нотками, - такой предстает перед ребенком музыка. Это волшебная сказка звуков, слушать которую можно вечно, постигая все звуки мира. Так давайте отправимся вместе с детьми в волшебный мир музыки.
Если мы взрослые хотим вырастить здоровых, чутких к окружающему миру детей, детей, способных видеть прекрасное, способных сопереживать, нам необходимо научить детей слушать музыку. Ведь умение человека слушать и слышать – одно из главных умений в жизни. Не стоит им пренебрегать…
И напоследок, никто не заставляет делать из детей маленьких Моцартов, Бахов и Бетховенов, неважно станет ребенок великим музыкантом или нет, важно, что он вырастет всесторонне – гармонично развитой личностью, а занятия музыкой доставят ему немало приятных минут!