Ирина Миронова
Лэпбук как современное средство обучения детей
▼ Скачать + Заказать документы
Лэпбук как современное средство обучения детей
Миронова Ирина Владимировна
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад общеразвивающего вида №29 село Красный Октябрь»
Россия, село Красный Октябрь
ЛЭПБУК КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
Публикация «Лэпбук как современное средство обучения детей» размещена в разделах
В наше время современных технологий особое внимание уделяется проблеме формирования у детей познавательной активности. Согласно новым требованиям и целям обучения ФГОС ДО каждый педагог ищет и внедряет в практику своей работы новые интерактивные и более эффективные методические средства, приемы, которые способствуют повышению познавательной и речевой активности детей. Необходимо выбрать такие технологии, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи [3. С. 162].
Особый упор направлен на проявление сознательной поисковой активности. Согласно ФГОС ДО к дошкольному образованию, педагог должен стремиться к индивидуализации обучения. Индивидуализация обучения подразумевает под собой «организацию учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка».
Ребенок самостоятельно накапливает опыт, стремится реализовать собственные цели и достигнуть нужного ему результата. Следует помнить, что не может быть двух одинаковых детей, каждый ребенок приобретает и проявляет только собственные умения и навыки. Задача педагога направлена на поддержание у ребенка его потенциальных возможностей, на стимулирование желания ставить цель и стремление достигнуть её. Педагог помогает ребенку быть активным участником образовательного процесса.
Главной задачей обучения дошкольников становится развитие его индивидуальных особенностей. У ребенка вырабатывается умение сравнивать, группировать или выделять на основе сравнения, определять свойства и признаки предмета. Если ребенок научится сам действовать с предметами, он быстрее и лучше познает окружающий его мир. И приоритетом в этом направлении являются практические методы [2. С. 47].
На смену традиционным формам обучения приходят нестандартные, направленные на развитие новых творческих способностей, на формирование умений и навыков индивидуума. Одна из таких нестандартных форм основана на создании и активном использовании лэпбука.
Лэпбук – новое для нас понятие. Лэпбукинг пришел к нам из Америки. Это книга-раскладушка или папка формата А4 с различным методическим материалом для изучения и закрепления определённой темы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Новый способ обучения, придуманный американцами. В книжке-раскладушке есть различные кармашки, окошки, дверцы и выдвижные детали. В дословном переводе, «наколенная книга», простая и удобная в употреблении. Но, не смотря на кажущую простоту, в лэпбуке может содержаться весь необходимый материал по определенной теме.
Маленькие книжки, кармашки, гармошки позволяют разместить информацию в любом виде, совершенно на любую тему. Задача педагога – собрать, склеить отдельные части в единое целое. Это позволит организовать материал по изучаемой теме.
Не удивительно, что это средство обучения быстро завоевало популярность среди учителей начальных классов. Однако, лэпбук с не меньшей эффективностью можно использовать и в обучении более старших детей. В этом случае, у лэпбуков есть несколько явных преимуществ [1. С. 25] :
это «свежая» форма организации учебного материала, отличающаяся от ставших уже традиционными для старших школьников коллажей, интеллект-карт, кластеров и т. д. ;
это возможность задействовать в учении сразу несколько органов чувств – зрение, тактильные ощущения, и даже вкус;
это творческий результат индивидуальной или групповой работы обучающихся;
это одновременно и метод (или технология, и средство обучения, так как, с одной стороны, сам процесс создания лэпбука способствует обучению, с другой стороны, с помощью полученного продукта также можно осуществить повторение материала как самому автору лэпбука, так и другим ребятам;
это «пластичное» средство обучения, которое может быть абсолютно самодостаточным, и в то же время легко комбинироваться с другими средствами и формами работы (например, лэпбук может выступить продуктом проектной деятельности, стать прекрасным вариантом альтернативного домашнего задания).
Темой книжки может быть – существа, явления, предметы, процессы и так далее. Это может быть «Рыбы и обитатели рек, морей и океанов», «Дикие животные», «Машины и правила дорожного движения», «Весна» и другие. При выборе необходимо учитывать возраст ребёнка, и его способность интересоваться выбранной темой [5. С. 183].
Создание лэпбука начинается с выбора темы. Тема может быть любая. Можно взять тему недели, время года, увлечения детей, литературные произведения и т. д.
План. Определились с темой, берем бумагу и ручку и напишем план. Продумываем, что он должен включать в себя, чтобы раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать – это и будет содержание мини-книжечек, кармашков: от интересных игр и большого количества нужной, и познавательной информации.
Макет. Продумать, как будут представлены пункты плана. Нарисовать схематично макет на черновике, чтобы можно было внести поправки при необходимости. Формы могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, вращающихся кругах, мини-книжках, конвертиках разных форм и т. д.
Лэпбук можно сделать из картонной, пластиковой папки. Форма и формат может быть разный. В книжках-раскладушках помещается много разной информации: игры, разрезные картинки, лабиринты, стихи, сказки, пословицы, поговорки, загадки, раскраски. Дети периодически возвращаются к этим книжкам, чтобы полистать, поиграть в игры, вспомнить пройденный материал.
Как у любого метода обучения, у лэпбука есть недостатки, которые перечислены ниже вместе со способами их нивелирования: большие затраты времени на создание. Как ни удивительно, лэпбук можно создать даже в течении занятия, правда, для этого необходимо использовать заготовки: макет пособия, с наклеенными элементами (конвертами, кармашками и др.); распечатанные фотографии и рисунки по теме, элементы схемы и т. д. ; цветные маркеры. Урок следует выстроить таким образом, чтобы лэпбук заполнялся по мере изучения материала. Соответственно, пособие будет содержать как элементы, заполняемые под диктовку учителя, так и элементы, содержимое которых будет нарисовано или отобрано в результате групповой работы. Таким образом, полученное пособие будет визуальным отображением содержания урока [4. С. 21].
Следующие недостатки лэпбука связаны с его творческой «природой» – преобладание «внешнего» над «внутренним» или возможная потеря химического содержания в угоду форме, а также сложность оценивания. Проблемы можно решить, если обговорить круг вопросов, которые должны быть раскрыты в лэпбуке и, если заранее ознакомить учащихся с критериями оценивания.
Таким образом, лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученный материал в занимательно-игровой форме. Благодаря данной технологии наблюдается положительная динамика в развитии познавательных способностей и речи у дошкольников. Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии.
Несмотря на малозначительные минусы, которые имеет работа над лэпбуком, ее плюсы неоспоримы. Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая учащимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Блохина, Е. Лэпбук – «наколенная книга» [Текст] / Е. Блохига, Т. Лиханова // Обруч. - № 4. - 2015. – С. 24-27.
2. Букина, В. О. Пространство детского сада: познание, экология [Текст] / О. В. Букина, М. Ф. Головина, Л. И. Журавлева [и др. ] ; под ред. : А. Русакова, Т. Лапкиной. – М. : ТЦ Сфера, 2016. - 128 с.
3. Гатовская, Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: Материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015. - С. 162–164.
4. Ильязова, Л. М. Лэпбук как интерактивное средство обучения в средней школе [Текст] / Л. М. Ильязова, З. Б. Курлаева // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. X междунар. науч. -практ. конф. № 5(9). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 19-26.
5. Новикова, Е. В. Лэпбук как средство обучения детей дошкольного возраста в условиях ФГОС [Текст] / Е. В. Новикова // Молодой ученый. - 2018. - №11. - С. 182-185.