МААМ-картинки

Интерактивные игры как средство формирования универсальных познавательных учебных действий младших школьников

Изгагина
Интерактивные игры как средство формирования универсальных познавательных учебных действий младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников. Выявлена актуальность использования игр на уроках окружающего мира, способствующих развитию детей младшего школьного возраста. Представлен перечень интерактивных игр, способствующих развитию познавательных универсальных учебных действий.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, младшие школьники, интерактивные игры.

Публикация «Интерактивные игры как средство формирования универсальных познавательных учебных действий младших школьников» размещена в разделах

На современном этапе образования формирование универсальных учебных действия (УУД) является определяющим направлением в развитии начального общего образования. Данная проблема рассматривается в работах А. Г. Асмолова, Г. В. Бурминской, И. А. Володарской, А. А. Карабановой.

Универсальные учебные действия являются умением учиться, то есть способностью субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного освоения нового социального опыта. Также УУД можно определить как совокупность способов действия учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

А. Г. Асмоловым и Г. В. Бурминской отмечается, что в составе основных видов универсальных учебных действий выделяют четыре основных блока: личностный, познавательный регулятивный (включающий действия саморегуляции и коммуникативный. Развитие познавательных универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

Учебный предмет «Окружающий мир» обеспечивает у младших школьников :

формирование целостной картины окружающего мира в его многообразии и взаимосвязях;

развитие экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками, а также с окружающей природой;

воспитание гармонично развитой, духовно нравственной и патриотичной личность.

Изучая предмет «Окружающий мир», учащиеся знакомятся с наблюдением экспериментом, измерением, моделированием, классификацией и другими методами познания окружающего мира; усваивают новые компетенции, предметные знания и умения, а также комплекс личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий для дальнейшего шого успешного освоения программного материала на новой ступени образования.

В изучении окружающего мира раскрывается потенциал учащихся, который во многом зависит от познавательной активности и познавательных интересов младших школьников. познавательной активности Условия развития познавательной и познавательного интереса представлено в трудах И. В. Метельского, Н. И. Ворновской, М. А. Данилова. Проблеме развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников посвящены труды многих ученых, в том числе А. Г. Асмолова, Г. В. Бурменской, Г. И. Щукиной, И. А. Володарской, Е. В. Губанова.

Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблемы Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации. перерабатывать и усваивать её, осуществлять поиск недостающей информации, осмысливать учебные задания, тесты и другой изучаемый материал; выбирать наиболее актуальные и эффективные способы для реализации полученных данных.

Развитие познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщённые способы действий. Важную роль играет использование познавательных задач, под которыми понимают осмысление явлений и формулировку целей.

Познавательные задачи проходят через весь учебный процесс, выполняя в нем самые различные функции: активизируют и мотивируют учащихся, побуждают их к учебной деятельности, удерживая ход процесса учения на высоком уровне, являясь инструментом для выявления результатов учения. От качества познавательных задач зависит качество знаний, умений и навыков и уровень развития способностей ребенка.

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечению успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Развитие познавательной деятельности младших школьников возможно при создании условий для актуализации познавательных интересов как в образовательном процессе, так и вне его. В. В. Давыдов определяет: «В младшем школьном возрасте закладывается основа осознанной познавательной деятельности : развивается произвольность, внутренний план действий, анализ, рефлексия».

Познавательная деятельность (учебная и внеучебная) расширяет кругозор школьника, приобщает его к чтению как одному из важнейших средств познания мира, развивает любознательность и формирует потребность в самообразовании, способствует интеллектуальному развитию и систематическому овладению научными знаниями.

Познавательная активность - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к получению новых, более Емких и глубоких знаний. Систематически укрепляясь и развиваясь. Познавательная активность становится основой положительного отношения к учению. Познавательная активность носит поисковый характер. Под её влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника увлечением, он испытывает эмоциональный подъём, радость от успешного выполнения заданий. Познавательная активность положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов мышления, воображения, памяти. внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Каждый период жизни и развития ребёнка характеризуется определённым видом деятельности. Одним из основных путей проникновения ребенка в окружающий мир является игра. «Игра, писал В. А. Сухомлинский. это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире «Игра искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В младшем школьном возрасте происходит смена ведущей деятельности, однако игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и се направленность меняется. В это время большое место начинают занимать игры с правилами и интерактивные игры. В них ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формируются его движения. Внимание, умение сосредотачиваться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения школе.

Уроки с применением познавательных игр становятся радостными, увлекают учеников, подталкивают к поисковой деятельности, ставят перед задачей решить проблемную ситуацию, найти самостоятельное решение. Систематическое включение занимательного материала в уроки, помогает не только обогатить, разнообразить учебно-воспитательный процесс, но и заставляет детей по-другому взглянуть на окружающий мир. Это взгляд любознательной, ищущей, пытливой личности - любителя, охранника природы. Решающую роль в этом играют интерактивные игры.

А. И. Сорокина выделяет следующие виды интерактивных игр : игры путешествия, игры поручения, игры предположения, игры загадки, игры беседы.

На уроках окружающего мира в игре школьники учатся осваивать новые темы, учатся исследовать новое, выявлять закономерности, ставить учебные задачи, также игра способствует постановке и решению проблем.

А. А. Смоленцева подчеркивает, что во многом ценность использования интерактивных игр в учебном процессе определяется тем, насколько игра способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывает интерес к изучаемому учебному материалу и обеспечивает прочное и сознательное его усвоение. Наибольший интерес у детей в интерактивной игре вызывает само игровое действие, именно оно помогает стимулировать активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Интерактивная дидактическая задача, представленная игровой форме, решается ребёнком более успешно, потому что внимание направлено на развитие игрового действия и выполнение правил игры, что позволяет, не напрягаясь, без особых усилий выполнить интерактивную дидактическую задачу. Благодаря наличию игровых действий интерактивные игры делают учение более занимательным, способствуют развитию произвольного внимания детей, формируют предпосылки для более глубокого овладения определенными знаниями, умениями и навыками и развития познавательных универсальных учебных действий.

В работах А. 3. Зака, В. В. Лайло указывается, что интерактивные игры способствуют формированию у детей таких психических процессов, как внимание, память, a также способствуют развитию наблюдательности сообразительности, учат детей применять имеющиеся знания и доставляют радость. Важным аспектом использования интерактивной игры в начальных классах является руководство игрой. Оно заключается в том, что учитель не только осуществляет подбор игр и определяет, какие программные задачи он будет с их помощью решать, но также и выделяет, соответствуют ли эти задачи программному содержанию. Педагог планирует игру, рассматривает её с точки зрения структуры, выделяет в ней интерактивную дидактическую задачу, содержание, правила игры, игровые действия. Затем педагог организует игру таким образом, чтобы игра позволяла достичь поставленных в ней задач, чтобы дети в игре уточняли н расширяли свои знания и умения, и обеспечивает участие всех детей в игре.

Игра - это естественная для ребёнка форма обучения. Она - часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но удовлетворяет сегодняшние. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность (побуждает его к учению) исходя из естественных потребностей ребёнка, а не исключительно из своих (взрослых) соображений удобства, порядка и целесообразности.

Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребёнка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребёнка. В игре дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам; проявлять сообразительность, находчивость, а главное - обретают интерес к учебной деятельности.

Нами были изучены универсальные учебные действия и роль интерактивных игр на уроках окружающего мира в развитии познавательных УУД младших школьников.

Развитие познавательных универсальных учебных действий проходило в три этапа. На первом этапе обучающиеся были продиагностированы с помощью методики Г. Ю. Ксезовой «Шкала выраженности учебно- познавательного интереса», методика выявления существенных признаков С. Л. Рубинштейна и методика Логические закономерности» Липпмана. По результатам диагностики было выявлено: познавательный интерес находится на низком уровне развития у 46,9% младших школьников, средний уровень у 43,1 % обучаемых и высокий у 12%; при выявлении развития существенных признаков также отмечено, что у большинства учащихся он находится на низком уровне - 47,1%, средний уровень отмечен у 17,5%, а высокий у 35,4% обучающихся. Таким образом, существует необходимость в использовании дополнительных форм работы на уроках для повышения уровня развития познавательного интереса младших школьников, а также для развития других психических процессов.

Интерактивные игры для детей младшего школьного возраста являются одной из форм, используемых на уроках окружающего мира на втором этапе исследования для развития познавательных универсальных учебных действий.

В процессе экспериментальной работы для развития познавательных универсальных учебных действий, а именно общеучебных, был использован ряд интерактивных игр : «Типография», «Найди пару», «Зарядка для ума», «Отгадай животное», «Природа - не природа», «Приметы зимы», «Предмет вещество», «Живое неживое», «Правила друзей леса», загадки о птицах, растениях. животных, транспорте и др.

В ходе контрольного эксперимента выявлено, что учебно-познавательный интерес и познавательная активность возросли на 29,3%. Средний уровень остался неизменным, а низкий уровень снизился на 11,8%. Выделение существенных признаков повысилось на 9,7%. Средний уровень увеличился на 17,6%, а низкий снизился на 29,3%

Таким образом, нами установлено, что использование интерактивных игр уроках окружающего мира способствует развитию познавательных универсальных учебных действий, а именно умению учиться, способности к самообразованию И является актуальным направлением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Анализируя уровень развития познавательной деятельности, можно сделать вывод о том, что использование интерактивных игр на уроках окружающего мира способствует развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников, a именно повышению интереса, благоприятствует эффективному усвоению новых знаний, постановки проблемы и ее решения.

Публикации по теме:

Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возрастаПрименение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста "Применение макетов, как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста"Современными научными.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Игры и игровые упражнения для развития смыслового чтения младших школьников ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Развитие восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Малоподвижные игры для младших школьников (дошкольников) на переменеМалоподвижные игры для младших школьников (дошкольников) на перемене Игры в младшем школьном (дошкольном) возрасте имеют огромное значение. В работе с детьми игры можно использовать при проведении различных.

Мягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольниковМягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольников Мягкая книга Цели:1. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Объединение «Мастерская театра для школьников» как средство социализации школьниковОбъединение «Мастерская театра для школьников» как средство социализации школьников Проект:Объединение «Мастерская театра для школьников», как средство социализации школьников. Объединение «Мастерская театра для школьников».

Роль игры в организации индивидуального подхода в обучении младших школьников РОЛЬ ИГРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит.

Сценарий конкурсной литературной игры для старших дошкольников и младших школьников «По страницам любимых книг»Сценарий конкурсной литературной игры для старших дошкольников и младших школьников «По страницам любимых книг» Предварительная подготовка: игра построена по принципу телевизионной игры «Своя игра». Группа детей делится на 2 команды. Каждая команда.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интерактивные игры как средство формирования универсальных познавательных учебных действий младших школьников
Опубликовано: 19 апреля 2022 в 22:34
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интерактивные игры как средство формирования универсальных познавательных учебных действий младших школьников» (включая файлы) размещена пользователем Изгагина (УИ 2421146) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД