Анастасия Губарева
Игра как решение проблемы замкнутости у детей на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему: Игра как решение проблемы замкнутости у детей на музыкальных занятиях.
Работая музыкальным руководителем, очень часто приходится сталкиваться с проблемой замкнутости детей. Одно дело, когда это совсем маленькие дети с 2х лет, которые только пришли в детский сад и им здесь всё и все чужие, которые со временем привыкают и раскрепощаются, и спокойно идут на контакт. И совсем другое дело с детьми, которые уже ходили в детский сад, но до сих пор стесняются, замкнуты, у детей занижена самооценка, и, как следствие, невозможность раскрыть в полной мере музыкальные способности, а иногда и таланты дошколят.
Публикация «Игра как решение проблемы замкнутости у детей на музыкальных занятиях» размещена в разделах
В своей статье, хочется поговорить о методах, помогающих повысить результативность обучения и решить множество сопутствующих проблем.
Итак, музыка в детском саду- это первая ступень, с которой начинается формирование музыкального вкуса детей и музыкальной культуры. Очень важно именно на начальном этапе показать детям, что с музыкой наш мир и наша жизнь становится ярче, интересней, красивее, добрее. Но не все малыши, с первых занятий, готовы сразу довериться педагогу и воспринять информацию, поэтому необходимо разработать план, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка. Процесс музыкального воспитания и обучения нужно строить с учётом имеющихся условий, настроения детей, опираясь на те элементарные навыки, которые дети получили (или не получили) в семье.
Именно в детском саду «стартует» копилка элементарного опыта, позволяющего ему в дальнейшем правильно воспринимать окружающий мир. Благодаря этому опыту берет начало формирование у детей способности к сопереживанию, сочувствию, взаимопомощи и раскрытию творчества.
Мне кажется, что все дети имеют «творческую жилку», но как её развить? Такой метод, как игра, известен всем, но очень важно играть с пользой.
В первой младшей группе - это должна быть обязательно музыкальная игра с привлечением ярких красивых игрушек-зверюшек, дети с радостью и с удовольствием вступают в такие виды музыкальной деятельности, как музыкально-ритмические движения, пение, сами того не замечая, легко и непринуждённо, играя со зверюшками, малыши подпевают окончания сначала слов, затем фраз, подражают голосам животных и. тем самым, познают мир через музыку, начинают творчески развиваться, придумывая имена игрушкам, и изображая повадки животных…
В эти моменты, дети естественны, педагог обязательно должен поощрять такие начинания, хвалить, поднимать самооценку детей.
Начиная со второй младшей группы, очень хорошо включать в занятия элементы театральной деятельности. Это даёт потрясающие результаты.
В средней группе дети уже «артисты» - они способны разыгрывать целые мюзиклы, их возможности в этом возрасте огромны.
У детей старшего дошкольного возраста, как показывает практика, уже хорошо развита музыкальная память, они овладевают элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах, в силу бурной фантазии и воображения, они сами выступают в роли «авторов» игр, несложных песен, и даже «постановщиков танцев».
Так, продолжая играть, дети, раскрепощаются, возрастает творческая активность, они охотно импровизируют.
В 6-7 лет (подготовительный к школе возраст) дети имеют определённые навыки, умения и опыт и применяют его не только на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях, но и в обычной жизни (они танцуют, поют, разыгрывают сказки, инсценировки самостоятельно также, без помощи взрослых распределяют роли, выбирают ведущего).
Таким образом, постепенно, играя, дети раскрепощаются, раскрываются, и к подготовительной группе количество таких детей становится всё больше.
Игра помогает детям легко и эффективно усваивать музыкальный материал, вызывает интерес к музыке. Решает многие проблемы в воспитательном процессе.
Дети, которые замкнуты, стесняются проявлять себя в танцах, композициях и даже пении, в игре, как правило забывают об этом, и, тем самым, самовыражаются.
Очень интересна и занимательна для детей игра на детских музыкальных инструментах. Это разнообразие новых не знакомых музыкальных инструментов и всевозможных звуков.
Игра на музыкальном инструменте всегда вызывает у ребёнка интерес, массу положительных эмоций. Развивает слуховое и зрительное восприятие, быстроту реакций. Развивая чувство ритма через игру у детей, мы помогаем ребёнку избавиться от физических и психологических комплексов.
Игра побуждает детей вслушиваться в окружающий нас мир звуков, помогает совершать различные открытия, вызывает желание самим придумывать музыку, побуждает эмоционально высказываться о своих музыкальных впечатлениях.
Огромное внимание следует уделять на музыкальных занятиях речевым играм, так как в настоящее время остро стоит проблема речи у детей дошкольного возраста. Речевые игры- одна из форм творческой работы в музыкальном воспитании. Ведь музыкальный слух развивается совместно с речевым.
Речевые игры, сопровождающиеся движениями, звучащими жестами (хлопками, шлепками, щелчками и т. п., звуками детских музыкальных инструментов, прекрасно развивает чувство ритма.
Жестикуляция, пластика, мимика в речевых играх побуждают детей импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал.
Казалось бы – что такое игра? Обычная игра! Ничего особенного. А на самом деле – игра важнейший вид музыкальной деятельности.
Полезны любые игры –дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые, игры с пением, хороводные…Об этом не должен забывать музыкальный руководитель. Ведь через игру мы раскрываем в ребенке множество способностей и возможностей для распознания таланта.
Литература:
1. «Элементарное музицирование» Тютюнникова
2. «Музыкальное воспитание младших дошкольников» Дзержинская И. Л.
3. «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой