Лучший педагог года

Художественная литература как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей 4 года жизни

Гнилова Дарья Владимировна
Художественная литература как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей 4 года жизни

Художественная литература как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей 4 года жизни

Аннотация: данная статья посвящена тому, что художественная литература является средством формирования культурно-гигиенических навыков у детей 4 года жизни.

Ключевые слова: художественная литература, культурно-гигиенические навыки.

Публикация «Художественная литература как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей 4 года жизни» размещена в разделах

Овладение этими культурно – гигиеническими навыками и умениями должно непрерывно происходить посредством различных форм и средств работы. Здесь можно выделить потенциал художественной литературы. Она – одно из главных средств развития детей.

Для привития культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте используются художественная литература, сопровождающаяся игровыми приемами работы: потешки, стихотворения. Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми, прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в игровых ситуациях.

Выдающийся психолог А. В. Запорожец отмечал, что игра в активной, наглядно-действенной форме позволяет воссоздать более широкие сферы действительности, которые далеко выходят за пределы личной практики ребенка. С помощью своих движений и действий с игрушками дошкольник активно воссоздает труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними. Это способствует тому, что складываются необходимые условия для понимания ребенком новых спектров действительности, а также развитию соответствующих способностей [1].

Игровые ситуации, созданные педагогом, сопровождающиеся художественной литературой, являются одним из наиболее эффективных средств формирования культурно – гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте. Например, навыки одевания, раздевания закрепляются в играх с героями из сказок, которых дошкольники неоднократно раздевают, одевают, укладывают спать. В таких играх дети довольно легко овладевают сложными действиями, которые необходимы для формирования навыков самообслуживания.

Большое значение по формированию культурно – гигиенических навыков занимают потешки, стихи, загадывание загадок, они вызывают желание самостоятельно выполнять действия, делают процесс легким и приятным. Для повышения активности детей педагог применяет такие игровые приемы, как внезапное появление объекта или игрушки, выполнение с ними различных игровых действий.

Так при формировании у младших дошкольников приемов раздевания педагог использует куклу Машу из сказки про трех медведей, которая была вместе с детьми на прогулке. Он сопровождает свои действия словами: «Сейчас кукла Маша снимет шапку и положит ее в шкафчик на верхнюю полку. А сейчас она посмотрит, как, вы ребята, тоже снимите свои шапки и положите их в свои шкафчики на верхние полки». И так далее. В процессе обучения педагог использует поощрение детей, своевременную помощь и поддержку, что стимулирует их активность, вызывает радость, удовлетворение от собственных усилий [2].

Формирование культурно – гигиенических навыков у детей 4 лет начинается с прямого показа действий и их последовательности, сопровождаемого объяснением. Затем взрослый выполняет действия вместе с детьми. Например, обучая дошкольников мыть руки, педагог заворачивает рукава своей одежды, потом смачивает руки водой, намыливает, трет их, смывает мыло, вытирает руки и только после этого побуждает детей повторить все действия в той же последовательности. С целью создания у детей хорошего настроения педагоги могут использовать стихотворения, потешки, песенки, например:

«Чистая водичка моет Вове личико, Танечке – ладоши, а пальчики Антоше».

«Буль буль-буль журчит водица, все ребята любят мыться».

«Льется чистая водица, мы умеем сами мыться».

Процесс формирования культурно – гигиенических навыков у дошкольников будет более эффективным, если вызвать у них интерес к тому или иному предмету. Например, во время умывания педагог дает детям новое мыло в красивой обертке, предлагает развернуть его, рассмотреть и понюхать: «Какое красивое мыло, какое душистое! А как, наверное, это мыло хорошо пенится! Прямо как в сказке про Мойдодыра! Давайте проверим!» [3].

Показ небольших сценок из сказок с помощью игрушек настольного театра, театра теней также является действенным приемом формирования у младших дошкольников культурно – гигиенических навыков. Сюжеты воспитатель берет из сказок: «Как Маша кушала из большой чашки», «Мишка учится умываться» и прочее.

Педагог обращает внимание на качество выполнения дошкольниками уже освоенных навыков: как завернуты рукава у одежды; сухо ли вытерты руки, не забыл ли ребенок отнести в сушиться мокрые вещи. Для этого он использует самые разные методические приемы, в частности, рассказы о трудных для некоторых детей житейских ситуациях

© Д. В. Ветчичинникова, 2022

Публикации по теме:

«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действияФормирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действия Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи,.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.

Фотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыковФотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков «Ну, что за неряха!» - в сердцах восклицает иной родитель, будто и не причастен к тому, что ребёнок таков. А ведь опрятность и аккуратность.

Консультация для педагогов «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста» Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста одна из важных задач, которую можно решить с помощью игровой деятельность.

Лэпбук «Наш друг — Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков для детей 3–4 летЛэпбук «Наш друг — Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков для детей 3–4 лет Лепбук «Наш друг - Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков, для реализации во второй младшей группе детского сада. Лепбук.

План по самообразованию по теме «Формирование культурно — гигиенических навыков у детей младшего возраста» Дата начала работы над темой: сентябрь 2020 г. Дата окончания работы: май 2021 г. Цель: формирование простейших культурно - гигиенических.

Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»Семейный клуб «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» С раннего детства нужно прививать ребенку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребенка постоянно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественная литература как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей 4 года жизни
Опубликовано: 23 ноября 2022 в 18:16
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественная литература как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей 4 года жизни» (включая файлы) размещена пользователем Гнилова Дарья Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД