Гнилова Дарья Владимировна
Художественная литература как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей 4 года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей 4 года жизни
Аннотация: данная статья посвящена тому, что художественная литература является средством формирования культурно-гигиенических навыков у детей 4 года жизни.
Ключевые слова: художественная литература, культурно-гигиенические навыки.
Публикация «Художественная литература как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей 4 года жизни» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Литературная деятельность
- Младшая группа
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Средняя группа
- Темочки
Овладение этими культурно – гигиеническими навыками и умениями должно непрерывно происходить посредством различных форм и средств работы. Здесь можно выделить потенциал художественной литературы. Она – одно из главных средств развития детей.
Для привития культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте используются художественная литература, сопровождающаяся игровыми приемами работы: потешки, стихотворения. Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми, прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в игровых ситуациях.
Выдающийся психолог А. В. Запорожец отмечал, что игра в активной, наглядно-действенной форме позволяет воссоздать более широкие сферы действительности, которые далеко выходят за пределы личной практики ребенка. С помощью своих движений и действий с игрушками дошкольник активно воссоздает труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними. Это способствует тому, что складываются необходимые условия для понимания ребенком новых спектров действительности, а также развитию соответствующих способностей [1].
Игровые ситуации, созданные педагогом, сопровождающиеся художественной литературой, являются одним из наиболее эффективных средств формирования культурно – гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте. Например, навыки одевания, раздевания закрепляются в играх с героями из сказок, которых дошкольники неоднократно раздевают, одевают, укладывают спать. В таких играх дети довольно легко овладевают сложными действиями, которые необходимы для формирования навыков самообслуживания.
Большое значение по формированию культурно – гигиенических навыков занимают потешки, стихи, загадывание загадок, они вызывают желание самостоятельно выполнять действия, делают процесс легким и приятным. Для повышения активности детей педагог применяет такие игровые приемы, как внезапное появление объекта или игрушки, выполнение с ними различных игровых действий.
Так при формировании у младших дошкольников приемов раздевания педагог использует куклу Машу из сказки про трех медведей, которая была вместе с детьми на прогулке. Он сопровождает свои действия словами: «Сейчас кукла Маша снимет шапку и положит ее в шкафчик на верхнюю полку. А сейчас она посмотрит, как, вы ребята, тоже снимите свои шапки и положите их в свои шкафчики на верхние полки». И так далее. В процессе обучения педагог использует поощрение детей, своевременную помощь и поддержку, что стимулирует их активность, вызывает радость, удовлетворение от собственных усилий [2].
Формирование культурно – гигиенических навыков у детей 4 лет начинается с прямого показа действий и их последовательности, сопровождаемого объяснением. Затем взрослый выполняет действия вместе с детьми. Например, обучая дошкольников мыть руки, педагог заворачивает рукава своей одежды, потом смачивает руки водой, намыливает, трет их, смывает мыло, вытирает руки и только после этого побуждает детей повторить все действия в той же последовательности. С целью создания у детей хорошего настроения педагоги могут использовать стихотворения, потешки, песенки, например:
«Чистая водичка моет Вове личико, Танечке – ладоши, а пальчики Антоше».
«Буль буль-буль журчит водица, все ребята любят мыться».
«Льется чистая водица, мы умеем сами мыться».
Процесс формирования культурно – гигиенических навыков у дошкольников будет более эффективным, если вызвать у них интерес к тому или иному предмету. Например, во время умывания педагог дает детям новое мыло в красивой обертке, предлагает развернуть его, рассмотреть и понюхать: «Какое красивое мыло, какое душистое! А как, наверное, это мыло хорошо пенится! Прямо как в сказке про Мойдодыра! Давайте проверим!» [3].
Показ небольших сценок из сказок с помощью игрушек настольного театра, театра теней также является действенным приемом формирования у младших дошкольников культурно – гигиенических навыков. Сюжеты воспитатель берет из сказок: «Как Маша кушала из большой чашки», «Мишка учится умываться» и прочее.
Педагог обращает внимание на качество выполнения дошкольниками уже освоенных навыков: как завернуты рукава у одежды; сухо ли вытерты руки, не забыл ли ребенок отнести в сушиться мокрые вещи. Для этого он использует самые разные методические приемы, в частности, рассказы о трудных для некоторых детей житейских ситуациях