Любовь Коваленко
Формирование любви и уважения к людям других национальностей у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Коваленко Л. М.
Воспитатель
МБДОУ детский сад №50 «Ромашка»
г. Пятигорск, Ставропольского края,
Российская Федерация
Формирование любви и уважения к людям других национальностей
у детей старшего дошкольного возраста
«На земле существует одна нация хороший человек»
Р. Пляд
Публикация «Формирование любви и уважения к людям других национальностей у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Ныне перед различными социальными институтами, в том числе перед образовательными учреждениями, стоит задача разработки новых стратегий и подходов к социализации подрастающего поколения с учётом полиэтнического характера среды.
Успешная социализация такого рода среды включает знание
основ культуры других народов, иначе говоря - этнокультурную осведомлённость, и уважение к различным её проявлениям.
Дошкольный возраст, как известно, характеризуется вхождением в социальный мир активностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод об актуальности и благоприятных перспективах формирования у дошкольника любви и уважения к людям другой национальности.
Успех формирования этнокультурной осведомленности зависит от форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение в выборе форм организации данного процесса следует отдавать тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют у детей познавательной активности и их самореализации, интересный самим детям, органически вписываются следующие:
1. Циклы занятий: включающие различные виды деятельности: познавательную, художественно – изобретательную, музыкальную, игровую и другие на основе единого содержания.
В соответствии с темой занятия мы определяем доминирующий вид деятельности, в одном случае это может быть конструктивная деятельность, в другом – музыкальная, в третьем – познавательная. Так при освоении темы «Танцевальная культура народа Кавказа» доминирующим видом деятельности является музыкально – хореографическая (дети разучивают элементы народных танцев, слушают народную музыку и т. д., другие виды деятельности выполняют дополнительную функцию (познавательная, художественная - изобретательная)
Например, на познавательном занятии по теме «Праздники народов Кавказа» дети узнают, какие праздники есть у разных народов и как они их отмечают. На занятии по рисованию, по той же теме учатся изготавливать и украшать праздничные атрибуты, на музыкальном – разучивают праздничные песни и музыкально – хороводные игры, на физкультурном – участвуют в спортивно – развлекательных соревнованиях, которые обычно устраиваются во время народных праздников.
Содержание таких занятий – и это весьма важно – вызывает у них ярко выраженную эмоциональную реакцию и позволяет в практической деятельности актуализировать творческие способности и «прожить» особенности культуры того или иного народа.
2. Беседы. Нам представляется важным использовать беседы в качестве не только словесного метода на занятии, но и самостоятельной работы с детьми.
Различные беседы (познавательные, этические, эвристические) могут проводиться не только на занятиях, но и в свободной деятельности, например: во время утреннего приёма детей или прогулок.
3. Видеопросмотры: которые используются на занятиях, и в свободное время (чаще во вторую половину дня) мы использовали любительские съёмки, сделанные во время путешествий и экскурсий, например «Цейское ущелье»; «Чегемские водопады»; «Калмыкия» т. д.). Видеопросмотры позволяют во- первых, создать у детей динамические наглядные образы жизни и деятельности народов Кавказа; во-вторых, расширить кругозор – дошкольники получают представление о тех событиях, явлениях, предметах, которые не могут непосредственно воспринимать; об исторических фактах, о быте и архитектуре народа Северного Кавказа, о труде взрослых родного края и т. д.
4. Развлечение и праздники с этнокультурной и государственной тематикой.
Даная форма работы построена на «мономатериале» (например, участие детей в празднике «Масленица», «Богатыри земли русской», сценарий, которого отражает традиции его отмечание русским и др. славянскими народами) так и на основе материала, отражающего специфику какого- либо праздника. Эти действа, непосредственными участниками которых являются дети, дают им колоссальный эмоциональный заряд. Это, в свою очередь, обостряет наблюдательность, восприятие обогащает чувственный опыт, аследовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.
5. Фольклорные концерты и театрализованные представления.
Данные формы работы организовываются как с участием педагогов, детей и их родителей, так и путем привлечения любительских и профессиональных художественных коллективов города. Сценарии театрализованных представлений строятся по мотивам сказок народов Северного Кавказа или авторских рассказов, отражающих этнокультурную специфику. Они могут воспроизводить календарные и семейные праздники с сопровождающей их фольклорной обрядностью, отражают те или иные этнографические реалии, например, инсценировки посиделок, приёма гостей, трудовых действий и т. п. Можно смело утверждать, что именно в концертно-театральной деятельности находят свое отражение быт, искусство и культура народов, их специфика.
6. Целевые прогулки, экскурсии.
Организация познавательной деятельности детей не ограничивается занятиями и мероприятиями проводимыми в дошкольном учреждении, среди города, как и любой другой местности (достопримечательности, культурные объекты, как библиотеки, театры, музеи, природы и др., а также повседневное общение со взрослыми и сверстниками в ходе прогулок, экскурсий, наблюдений, посещений общественных, производственных и культурных заведений обеспечивают знакомство детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края.
На прогулке воспитатель может продолжить детям проверить народные приметы, отгадать загадку, найти подтверждение поговорке, заострить внимание на особенностях ландшафта, климата, природных явлений, присущих данному региону и географической широте. Это способствует не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о реалиях других этнических миров и природных сред, об особенностях уклада жизни, культуры иных народов.
В привитии любви и уважение к народам Северного Кавказа огромная роль принадлежит родителям. Именно в семье дети получают первые представления о культуре своего народа, именно в семье формируется уважение к представителям других культур и к самим этим культурам. Использование потенциала
Семьи осуществляется путем:
-привлечения родителей к провидению занятий (знакомство детей с обычаями народов, представителями которых является cами);
-участие родителей в выставках семейного общества;
-устройство презентации национальных раритетов, семейных традиций.
Предоставление родителям фотографий, альбомов, брошюр, видеоматериалов, предметов быта и искусства, хранящихся в семье или привезенных из путешествий для демонстрации на тематических выставках в детском саду:
-создания мини – музея семейных коллекций в групповой комнате;
-проведение родителями прогулок и экскурсий по маршрутам, предложенным воспитателем;
-совместно с детьми участие в фольклорном концерте, спектакле или развлечении с этнокультурной тематикой;
-выступление взрослых членов семьи в качестве информаторов с целью знакомства детей с традициями и обычаями народа, представителями которого они являются;
-введение вместе с детьми исследовательской деятельности (метод проектов) с дальнейшим представлением её результатов в образовательном процессе.
В своей истории многие народы осуществляют духовно- творческие свершения, переживающие века. Каждый народ привносит в культуру своё, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.
Россия- родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего рода и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны, как свои собственные.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…» /Лихачев Д. С. /
Существует бесспорная истина; чтобы понять чужой народ, надо знать свою национальную культуру, изучать и признавать культуры чужие, бережно относится к ним. Каталикос армянской церкви Варген II справедливо и мудро говорил: «Человек, ушедший от своего народа, никогда не придёт к другому».
Вот почему чрезвычайно важно воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину.
Оттого, что мы забываем о солнце, оно не перестаёт светить, прощая нас, забывчивых. Так и народ прекрасно помнит и бережно хранит свои обычаи, обряды и предания, легенды, поверья и молитвы.
В нашей земной, телесной жизни, нет нечего случайного - ни встреч, ни действий, ни явлений. Но жизнь коротка и обрядовый, нравственный свод для того и создавался веками, отшлифовывался поколениями предков, чтобы помочь нам, нынешним, жить правильно в этом мире.
Красоту, чистоту мы у старших берем,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому, что добро остаётся добром
В прошлом, будущем и настоящем….
В. Высоцкий