Богданова Яна
Формирование краеведческих знаний у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Богданова Яна Дмитриевна группа 02021751
Статья
Формирование краеведческих знаний у
младших школьников в процессе изучения предмета "Окружающий мир"
Глобальные современные проблемы, угрожающие жизни и человеческой цивилизации, стали необходимостью экологического образования, Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей социо-природной среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.
Публикация «Формирование краеведческих знаний у младших школьников в процессе изучения предмета „Окружающий мир“» размещена в разделах
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Начальная школа. 1-4 классы
- Окружающий мир
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Важнейшим принципом экологического образования считается непрерывность. Под непрерывностью понимается взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей жизни. Значительную роль в этом процессе занимают детские годы - дошкольный и особенно младший школьный возраст. Понимание роли и места начальной школы в системе экологического образования школьников послужит основанием для совершенствования всей методической системы образования младших школьников в области окружающей среды.
Детство- это период бурного развития ребенка, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирование многогранных отношений к природе и людям.
Целью экологического образования является формирование личности с экоцентрическим типом экологического сознания. Такая личность может быть названа экологической личностью.
Экологическое образование должно решать три задачи:
1. Формирование адекватных экологических представлений, т. е. представлений о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе.
2. Формирования отношения к природе.
Само по себе наличие экологических знаний не гарантирует экологически целесообразного поведения личности, для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе.
3. Формирование системы умений и навыков (технологий) и стратегии взаимодействия с природой.
Основой изучения природы в начальных классах является краеведческий принцип, осуществление которого в преподавании предполагает систематическое изучение своего края. Для этого необходимо постоянное накопление фактов и сведений о родных местах и дальнейшая обработка этих материалов.
Учитель знакомит учащихся с простейшими методами исследования при изучении своей местности, чтобы дальше, изучая другие районы, ученики знали бы, откуда и как наука получает о них данные. Главное в школьном краеведении заключается в том, чтобы ученики, изучив свою местность, хорошо им ранее известную по обыденной жизни, почувствовали ее своеобразие по сравнению с другими изучаемыми районами. Учитель должен помочь ученикам открыть новый своеобразный чудесный мир в окружающей местности. Краеведческий принцип или краеведческий подход должен применяться повседневно, систематически на всех уроках.
С самых первых дней пребывания в школе учащиеся познают окружающий мир и его закономерности. Краеведение - одно из самых мощных средств воспитания, формирует основные природоведческие понятия на основе живого восприятия окружающей среды. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, насколько прочным окажется фундамент первоначальных знаний о ней, насколько будет воспитано чувство к окружающей природе, желание понять и глубже узнать ее. Без краеведческой работы и экскурсий нельзя по-настоящему интересно поставить преподавание предмета.
Краеведение является сильным средством повышения уровня учебно-воспитательной работы в школе. Оно расширяет кругозор учащихся, повышает интерес к изучению предмета «Ознакомление с окружающим миром». Краеведение способствует привитию практических навыков и умений. Поэтому в процессе работы над определенной темой необходимо эти знания расширять, конкретизировать, углублять. Они должны приобретать экологическую направленность, т. е. в каждом изучаемом вопросе раскрывается экологический аспект.
Развитие исследований и совершенствование практики работы в школе в области экологического образования учащихся и школьного краеведения привело к зарождению экологического краеведения. Экологическое краеведение в школе связано с организацией совокупности видов деятельности, направленных на познание учениками природы своего края в прошлом и настоящем, выявлением местных экологических проблем, поиск и практическую реализацию доступных для учащихся путей их решения. Учет этих особенностей краеведения повышает эффективность эколого-краеведческой работы с младшими школьниками.
Результатом краеведческого подхода в экологическом образовании младших школьников является осознание детьми разнообразных сведений, связей между живой неживой природой, потребность общения с родной природой, бережного отношения.
«Краеведение в школе- писал известный советский методист В. А. Кондаков, - имеет большое значение, так как оно толкает учащихся на самостоятельную, исследовательскую работу, заставляет сильнее любить свою Родину, создает разумный отдых, повышает авторитет школы». Необходимо, чтобы краеведение буквально пронизывало весь курс «Ознакомления с окружающим миром».