Получи документы

Дидактическая игра как средство формирования основ безопасного поведения в социуме старших дошкольников

Анна Сукоркина
Дидактическая игра как средство формирования основ безопасного поведения в социуме старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Статья на тему «Дидактическая игра как средство формирования основ безопасного поведения в социуме старших дошкольников».

Аннотация: В статье раскрывается процесс формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста старшего возраста с помощью дидактических игр. Рассмотрены основные функции дидактических игр. Автор отмечает эффективность использования дидактических игр для формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста.

Темочки:

Ключевые слова: безопасное поведение, дидактические игры, дошкольники, игровые ситуации.

Хорошо известно, что именно в детстве возникают основные качества для формирования развитой личности, и именно в это время формируется здоровье. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Сегодня реальность такова, что никто не застрахован полностью от социальных потрясений, стихийных бедствий, экологических катастроф, роста преступности и экономической нестабильности.

Актуальность данной темы определяется реальными потребностями ребенка в раннем ознакомлении с правилами и навыками безопасного поведения в окружающей среде, овладении соответствующими навыками. Безопасное поведение - это способность предвидеть опасности, уметь их избегать и знать, как вести себя в опасной ситуации.

Мы согласны с утверждением л. Григоровича о том, что "важно не только уберечь ребенка от опасности, но и подготовить его к возможным трудностям, дать ему представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдать меры предосторожности, прививать ему навыки и навыки, необходимые для его развития". навыки безопасного поведения дома с родителями, которые служат образцом для подражания для ребенка" [3, с. 25].

Формирование основ безопасного поведения дошкольников возможно с помощью различных видов детской деятельности: бесед, игр, наблюдений, чтения и инсценировки, прослушивания аудиокассет и компакт-дисков со стихами, рассказами, сказками и песнями и т. д. [2, с. 154].

В этой статье мы раскрываем роль использования дидактических игр как средства заложения основ безопасного поведения детей дошкольного возраста.

Поскольку в этом возрасте основным занятием является игра. Ребенок стремится к независимости, у него большое желание быть "как взрослые", но возможности ограничены. Игра - единственный способ разрешить это противоречие. Понятие "игра" включает в себя широкий спектр идей, и разные авторы подходят к толкованию этого определения по-своему.

Например, согласно Д. Г. МИДу, игра-это процесс, в котором ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценности и установки и учится играть определенные роли. Н. Д. Ушинский отмечает, что "игра-это развитие души".

Невозможно не согласиться с мнением Дж. в статье говорится, что: "точное определение игры невозможно, любые поиски таких определений должны квалифицироваться самими авторами как "научные игры" [1, стр. 14-15].

Важно понимать, что игра - это не просто развлечение, она придает отдыху смысл, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях и быстрой реакции.

Благодаря играм это возможно :

1. знакомить детей с источниками опасности в повседневной жизни, формировать и систематизировать эти представления.

2. проясните представления о мерах предосторожности и возможных последствиях в случае нарушения, о безопасном поведении.

3. предпринять необходимые действия в случае возникновения опасности.

Особое место занимают дидактические игры, основная характеристика которых определяется их названием: это развивающие игры. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Но играющие дети даже не подозревают, что овладевают определенными знаниями, овладевают навыками работы с определенными предметами.

Перейдем к рассмотрению понятия "дидактическая игра". По определению В. Н. Кругликова, дидактические игры - это вид образовательной деятельности, организованный в форме обучающих игр, реализующий ряд принципов игры, активного обучения и отличающийся наличием правил, фиксированной структурой игровой деятельности и оценочной системой. один из методов активного обучения [4, С. 263] А. П. Усова и В. Н. Аванесов выделяют две функции в процессе обучения.

Первая функция - совершенствовать и закреплять знания. В то же время ребенок трансформирует и трансформирует их, учится применять их в соответствии с игровой ситуацией, а не просто воспроизводит знания в том виде, в котором они были усвоены.

Вторая функция дидактической игры - дать детям возможность овладеть новыми знаниями и навыками различного содержания [5, С. 207].

Он включает в себя следующие области:

"Безопасность на улице и на дороге" (основная задача : ознакомиться с проезжей частью,тротуаром, пешеходным переходом и местом их назначения, ознакомиться с опасностью, которую представляет транспорт на улицах города).

"Безопасность дома" (основная задача : ознакомление с потенциально опасными для жизни и здоровья человека предметами домашнего обихода, пользоваться которыми детям категорически запрещено).

"Безопасность в общении с незнакомыми людьми" (основная задача : познакомить детей с опасностью контакта с незнакомыми людьми, привести к осознанию того, что не всегда приятная внешность, мягкий голос совпадают с добрыми намерениями).

Эти игры можно использовать в разных разделах.

В учебной практике мы проводили такие игры, как " вызовите скорую помощь

помощь", что позволило закрепить возможность правильно вызвать скорую помощь, то есть знать номер телефона медицинской службы, четко произносить свой домашний адрес, имя и фамилию.

В ходе игры "электроприборы" ребенок получил знания о мерах пожарной безопасности.

Также состоялась игровая ситуация "источники опасности", после

того как у детей возникли представления об объектах, которые могут быть источником опасности. В целом, это помогло нам получить ежедневный опыт обеспечения безопасности.

В игре "Что говорит светофор" были закреплены знания о значении

цветов светофоров и правилах поведения на улице.

Закрепляя знания детей о том, как открывать дверь, когда они дома одни,

только для людей, живущих с ними в одной квартире, была проведена игра "незнакомые люди" "если незнакомец постучит в дверь".

Так:

- дети познакомились с источниками опасности в повседневной жизни, уточнили и систематизировали эти представления;

- мы научились различать потенциально опасные объекты;

Мы познакомились с необходимыми действиями в случае опасности.

Суммируя все вышесказанное, мы можем сделать вывод, что после работы по формированию основ безопасного поведения с помощью дидактических игр у

детей дошкольного возраста старшего возраста сформировалось чувство безопасности,

осознание ценностей человеческого здоровья и жизни. Расширялись и систематизировались знания о правильном поведении при контакте с незнакомыми людьми, а также закреплялись знания о правилах поведения на улице, на дороге и в транспорте.

Список литературы

1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: книга для учителя. – М. : Просвещение, 1987. – С. 14–15.

2. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников методическое пособие / К. Ю. Белая. – М. : Мозаика-Синтез, 2012. – 154 с.

3. Григорович Л. Санитарно-просветительная работа среди родителей по предупреждению травм у детей младшего дошкольного возраста / Л. Григорович // Медицинская сестра. – 2008. – №8. – С. 25.

4. Кругликов В. Н. Активное обучение в техническом вузе: Теоретикометодологический аспект тема: дис. и Автореф. д-р пед. наук. – СПб: Изд-во Санкт-Петербургский государственный университет, 2000. – 263 с.

5. Козлова С. Н. Дошкольная педагогика / С. Н. Козлова, С. Н. Куликова. –М., 2005. – С. 207

Публикации по теме:

Дидактическая игра по правилам безопасного поведения на дороге «Сломанный светофор» (вторая младшая группа)Дидактическая игра по правилам безопасного поведения на дороге «Сломанный светофор» (вторая младшая группа) Цель игры: развивать устойчивую мотивацию у дошкольников по соблюдению правил дорожного движения. Задачи: 1. закреплять представления.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Конспект урока безопасного поведения для старших дошкольников «Осторожно — волна»Конспект урока безопасного поведения для старших дошкольников «Осторожно — волна» Конспект урока безопасного поведения «Осторожно - волна!» Программное содержание: закреплять знания о лете, играх детей летом, познакомить.

Конспект занятия по формированию основ безопасного поведения у дошкольников в группе раннего возраста «Поможем Зайке»Конспект занятия по формированию основ безопасного поведения у дошкольников в группе раннего возраста «Поможем Зайке» Задачи: 1. Побудить детей отзываться на игровые действия с персонажами игрушками. 2. Учить детей правилам безопасного передвижения; объяснить.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге» Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге у детей дошкольного.

Дидактическая игра для формирования основ правильного питания «Покорми малыша»Дидактическая игра для формирования основ правильного питания «Покорми малыша» Цель игры - формирование основ правильного питания. Все мы прекрасно знаем о том, что такое правильное питание и о том, как важно для.

Влияние игры и ПРС на формирование основ безопасного поведения на дороге дошкольниковВлияние игры и ПРС на формирование основ безопасного поведения на дороге дошкольников Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее.

Перспективное планирование работы по формированию основ безопасного поведения у детей старшей группы Перспективное планирование работы по формированию основ безопасного поведения у детей старшей группы Сентябрь Дорожная безопасность Чтение.

Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами безопасного поведения «Береги себя!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Проект по ознакомлению старших.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство формирования основ безопасного поведения в социуме старших дошкольников
Опубликовано: 17 апреля 2024 в 15:33
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра как средство формирования основ безопасного поведения в социуме старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анна Сукоркина (УИ 2470724) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 января 2025 вторник
Празднуем Старый Новый год по сценарию
Праздник логических игр и головоломок
15 января 2025 среда
Изучаем и кормим зимующих птиц
Клеем, лепим и рисуем зимние шапочки
Катаемся на лыжах, коньках и санках!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД