Анна Сукоркина
Дидактическая игра как средство формирования основ безопасного поведения в социуме старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему «Дидактическая игра как средство формирования основ безопасного поведения в социуме старших дошкольников».
Аннотация: В статье раскрывается процесс формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста старшего возраста с помощью дидактических игр. Рассмотрены основные функции дидактических игр. Автор отмечает эффективность использования дидактических игр для формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста.
Темочки:
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для педагогов
- Дидактические игры. Консультации для педагогов
- Дидактические игры. Проекты
- Игры для детей. ВСЕ дидактические игры
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОБЖ, безопасность. Игры, дидактические пособия
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова: безопасное поведение, дидактические игры, дошкольники, игровые ситуации.
Хорошо известно, что именно в детстве возникают основные качества для формирования развитой личности, и именно в это время формируется здоровье. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Сегодня реальность такова, что никто не застрахован полностью от социальных потрясений, стихийных бедствий, экологических катастроф, роста преступности и экономической нестабильности.
Актуальность данной темы определяется реальными потребностями ребенка в раннем ознакомлении с правилами и навыками безопасного поведения в окружающей среде, овладении соответствующими навыками. Безопасное поведение - это способность предвидеть опасности, уметь их избегать и знать, как вести себя в опасной ситуации.
Мы согласны с утверждением л. Григоровича о том, что "важно не только уберечь ребенка от опасности, но и подготовить его к возможным трудностям, дать ему представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдать меры предосторожности, прививать ему навыки и навыки, необходимые для его развития". навыки безопасного поведения дома с родителями, которые служат образцом для подражания для ребенка" [3, с. 25].
Формирование основ безопасного поведения дошкольников возможно с помощью различных видов детской деятельности: бесед, игр, наблюдений, чтения и инсценировки, прослушивания аудиокассет и компакт-дисков со стихами, рассказами, сказками и песнями и т. д. [2, с. 154].
В этой статье мы раскрываем роль использования дидактических игр как средства заложения основ безопасного поведения детей дошкольного возраста.
Поскольку в этом возрасте основным занятием является игра. Ребенок стремится к независимости, у него большое желание быть "как взрослые", но возможности ограничены. Игра - единственный способ разрешить это противоречие. Понятие "игра" включает в себя широкий спектр идей, и разные авторы подходят к толкованию этого определения по-своему.
Например, согласно Д. Г. МИДу, игра-это процесс, в котором ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценности и установки и учится играть определенные роли. Н. Д. Ушинский отмечает, что "игра-это развитие души".
Невозможно не согласиться с мнением Дж. в статье говорится, что: "точное определение игры невозможно, любые поиски таких определений должны квалифицироваться самими авторами как "научные игры" [1, стр. 14-15].
Важно понимать, что игра - это не просто развлечение, она придает отдыху смысл, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях и быстрой реакции.
Благодаря играм это возможно :
1. знакомить детей с источниками опасности в повседневной жизни, формировать и систематизировать эти представления.
2. проясните представления о мерах предосторожности и возможных последствиях в случае нарушения, о безопасном поведении.
3. предпринять необходимые действия в случае возникновения опасности.
Особое место занимают дидактические игры, основная характеристика которых определяется их названием: это развивающие игры. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Но играющие дети даже не подозревают, что овладевают определенными знаниями, овладевают навыками работы с определенными предметами.
Перейдем к рассмотрению понятия "дидактическая игра". По определению В. Н. Кругликова, дидактические игры - это вид образовательной деятельности, организованный в форме обучающих игр, реализующий ряд принципов игры, активного обучения и отличающийся наличием правил, фиксированной структурой игровой деятельности и оценочной системой. один из методов активного обучения [4, С. 263] А. П. Усова и В. Н. Аванесов выделяют две функции в процессе обучения.
Первая функция - совершенствовать и закреплять знания. В то же время ребенок трансформирует и трансформирует их, учится применять их в соответствии с игровой ситуацией, а не просто воспроизводит знания в том виде, в котором они были усвоены.
Вторая функция дидактической игры - дать детям возможность овладеть новыми знаниями и навыками различного содержания [5, С. 207].
Он включает в себя следующие области:
"Безопасность на улице и на дороге" (основная задача : ознакомиться с проезжей частью,тротуаром, пешеходным переходом и местом их назначения, ознакомиться с опасностью, которую представляет транспорт на улицах города).
"Безопасность дома" (основная задача : ознакомление с потенциально опасными для жизни и здоровья человека предметами домашнего обихода, пользоваться которыми детям категорически запрещено).
"Безопасность в общении с незнакомыми людьми" (основная задача : познакомить детей с опасностью контакта с незнакомыми людьми, привести к осознанию того, что не всегда приятная внешность, мягкий голос совпадают с добрыми намерениями).
Эти игры можно использовать в разных разделах.
В учебной практике мы проводили такие игры, как " вызовите скорую помощь
помощь", что позволило закрепить возможность правильно вызвать скорую помощь, то есть знать номер телефона медицинской службы, четко произносить свой домашний адрес, имя и фамилию.
В ходе игры "электроприборы" ребенок получил знания о мерах пожарной безопасности.
Также состоялась игровая ситуация "источники опасности", после
того как у детей возникли представления об объектах, которые могут быть источником опасности. В целом, это помогло нам получить ежедневный опыт обеспечения безопасности.
В игре "Что говорит светофор" были закреплены знания о значении
цветов светофоров и правилах поведения на улице.
Закрепляя знания детей о том, как открывать дверь, когда они дома одни,
только для людей, живущих с ними в одной квартире, была проведена игра "незнакомые люди" "если незнакомец постучит в дверь".
Так:
- дети познакомились с источниками опасности в повседневной жизни, уточнили и систематизировали эти представления;
- мы научились различать потенциально опасные объекты;
Мы познакомились с необходимыми действиями в случае опасности.
Суммируя все вышесказанное, мы можем сделать вывод, что после работы по формированию основ безопасного поведения с помощью дидактических игр у
детей дошкольного возраста старшего возраста сформировалось чувство безопасности,
осознание ценностей человеческого здоровья и жизни. Расширялись и систематизировались знания о правильном поведении при контакте с незнакомыми людьми, а также закреплялись знания о правилах поведения на улице, на дороге и в транспорте.
Список литературы
1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: книга для учителя. – М. : Просвещение, 1987. – С. 14–15.
2. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников методическое пособие / К. Ю. Белая. – М. : Мозаика-Синтез, 2012. – 154 с.
3. Григорович Л. Санитарно-просветительная работа среди родителей по предупреждению травм у детей младшего дошкольного возраста / Л. Григорович // Медицинская сестра. – 2008. – №8. – С. 25.
4. Кругликов В. Н. Активное обучение в техническом вузе: Теоретикометодологический аспект тема: дис. и Автореф. д-р пед. наук. – СПб: Изд-во Санкт-Петербургский государственный университет, 2000. – 263 с.
5. Козлова С. Н. Дошкольная педагогика / С. Н. Козлова, С. Н. Куликова. –М., 2005. – С. 207