Анна Сукоркина
Дидактическая игра как средство формирования основ безопасного поведения в социуме старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему «Дидактическая игра как средство формирования основ безопасного поведения в социуме старших дошкольников».
Аннотация: В статье раскрывается процесс формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста старшего возраста с помощью дидактических игр. Рассмотрены основные функции дидактических игр. Автор отмечает эффективность использования дидактических игр для формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста.
Публикация «Дидактическая игра как средство формирования основ безопасного поведения в социуме старших дошкольников» размещена в разделах
Ключевые слова: безопасное поведение, дидактические игры, дошкольники, игровые ситуации.
Хорошо известно, что именно в детстве возникают основные качества для формирования развитой личности, и именно в это время формируется здоровье. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Сегодня реальность такова, что никто не застрахован полностью от социальных потрясений, стихийных бедствий, экологических катастроф, роста преступности и экономической нестабильности.
Актуальность данной темы определяется реальными потребностями ребенка в раннем ознакомлении с правилами и навыками безопасного поведения в окружающей среде, овладении соответствующими навыками. Безопасное поведение - это способность предвидеть опасности, уметь их избегать и знать, как вести себя в опасной ситуации.
Мы согласны с утверждением л. Григоровича о том, что "важно не только уберечь ребенка от опасности, но и подготовить его к возможным трудностям, дать ему представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдать меры предосторожности, прививать ему навыки и навыки, необходимые для его развития". навыки безопасного поведения дома с родителями, которые служат образцом для подражания для ребенка" [3, с. 25].
Формирование основ безопасного поведения дошкольников возможно с помощью различных видов детской деятельности: бесед, игр, наблюдений, чтения и инсценировки, прослушивания аудиокассет и компакт-дисков со стихами, рассказами, сказками и песнями и т. д. [2, с. 154].
В этой статье мы раскрываем роль использования дидактических игр как средства заложения основ безопасного поведения детей дошкольного возраста.
Поскольку в этом возрасте основным занятием является игра. Ребенок стремится к независимости, у него большое желание быть "как взрослые", но возможности ограничены. Игра - единственный способ разрешить это противоречие. Понятие "игра" включает в себя широкий спектр идей, и разные авторы подходят к толкованию этого определения по-своему.
Например, согласно Д. Г. МИДу, игра-это процесс, в котором ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценности и установки и учится играть определенные роли. Н. Д. Ушинский отмечает, что "игра-это развитие души".
Невозможно не согласиться с мнением Дж. в статье говорится, что: "точное определение игры невозможно, любые поиски таких определений должны квалифицироваться самими авторами как "научные игры" [1, стр. 14-15].
Важно понимать, что игра - это не просто развлечение, она придает отдыху смысл, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях и быстрой реакции.
Благодаря играм это возможно :
1. знакомить детей с источниками опасности в повседневной жизни, формировать и систематизировать эти представления.
2. проясните представления о мерах предосторожности и возможных последствиях в случае нарушения, о безопасном поведении.
3. предпринять необходимые действия в случае возникновения опасности.
Особое место занимают дидактические игры, основная характеристика которых определяется их названием: это развивающие игры. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Но играющие дети даже не подозревают, что овладевают определенными знаниями, овладевают навыками работы с определенными предметами.
Перейдем к рассмотрению понятия "дидактическая игра". По определению В. Н. Кругликова, дидактические игры - это вид образовательной деятельности, организованный в форме обучающих игр, реализующий ряд принципов игры, активного обучения и отличающийся наличием правил, фиксированной структурой игровой деятельности и оценочной системой. один из методов активного обучения [4, С. 263] А. П. Усова и В. Н. Аванесов выделяют две функции в процессе обучения.
Первая функция - совершенствовать и закреплять знания. В то же время ребенок трансформирует и трансформирует их, учится применять их в соответствии с игровой ситуацией, а не просто воспроизводит знания в том виде, в котором они были усвоены.
Вторая функция дидактической игры - дать детям возможность овладеть новыми знаниями и навыками различного содержания [5, С. 207].
Он включает в себя следующие области:
"Безопасность на улице и на дороге" (основная задача : ознакомиться с проезжей частью,тротуаром, пешеходным переходом и местом их назначения, ознакомиться с опасностью, которую представляет транспорт на улицах города).
"Безопасность дома" (основная задача : ознакомление с потенциально опасными для жизни и здоровья человека предметами домашнего обихода, пользоваться которыми детям категорически запрещено).
"Безопасность в общении с незнакомыми людьми" (основная задача : познакомить детей с опасностью контакта с незнакомыми людьми, привести к осознанию того, что не всегда приятная внешность, мягкий голос совпадают с добрыми намерениями).
Эти игры можно использовать в разных разделах.
В учебной практике мы проводили такие игры, как " вызовите скорую помощь
помощь", что позволило закрепить возможность правильно вызвать скорую помощь, то есть знать номер телефона медицинской службы, четко произносить свой домашний адрес, имя и фамилию.
В ходе игры "электроприборы" ребенок получил знания о мерах пожарной безопасности.
Также состоялась игровая ситуация "источники опасности", после
того как у детей возникли представления об объектах, которые могут быть источником опасности. В целом, это помогло нам получить ежедневный опыт обеспечения безопасности.
В игре "Что говорит светофор" были закреплены знания о значении
цветов светофоров и правилах поведения на улице.
Закрепляя знания детей о том, как открывать дверь, когда они дома одни,
только для людей, живущих с ними в одной квартире, была проведена игра "незнакомые люди" "если незнакомец постучит в дверь".
Так:
- дети познакомились с источниками опасности в повседневной жизни, уточнили и систематизировали эти представления;
- мы научились различать потенциально опасные объекты;
Мы познакомились с необходимыми действиями в случае опасности.
Суммируя все вышесказанное, мы можем сделать вывод, что после работы по формированию основ безопасного поведения с помощью дидактических игр у
детей дошкольного возраста старшего возраста сформировалось чувство безопасности,
осознание ценностей человеческого здоровья и жизни. Расширялись и систематизировались знания о правильном поведении при контакте с незнакомыми людьми, а также закреплялись знания о правилах поведения на улице, на дороге и в транспорте.
Список литературы
1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: книга для учителя. – М. : Просвещение, 1987. – С. 14–15.
2. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников методическое пособие / К. Ю. Белая. – М. : Мозаика-Синтез, 2012. – 154 с.
3. Григорович Л. Санитарно-просветительная работа среди родителей по предупреждению травм у детей младшего дошкольного возраста / Л. Григорович // Медицинская сестра. – 2008. – №8. – С. 25.
4. Кругликов В. Н. Активное обучение в техническом вузе: Теоретикометодологический аспект тема: дис. и Автореф. д-р пед. наук. – СПб: Изд-во Санкт-Петербургский государственный университет, 2000. – 263 с.
5. Козлова С. Н. Дошкольная педагогика / С. Н. Козлова, С. Н. Куликова. –М., 2005. – С. 207