Папки-передвижки

Детское экспериментирование как средство развития словаря дошкольника

Марина Андреевна
Детское экспериментирование как средство развития словаря дошкольника
▼ Скачать +Заказ

Статья на тему "Детское экспериментирование как средство развития словаря дошкольника "

Видом познавательной деятельности ребёнка, можно назвать экспериментирование, но поскольку алгоритм проведения экспериментов отличается от детей и взрослых, то опыты, проводимые детьми с учётом возраста принято называть «детским экспериментированием».

Публикация «Детское экспериментирование как средство развития словаря дошкольника» размещена в разделах

Многолетние исследования по методике проведения экспериментов с детьми в дошкольных учреждениях, проведённые творческой группой специалистов под руководством профессора Академии творческой педагогики Н. Н. Подъякова и Российской академии образования, послужили основой для формулирования следующих положений.

1. Экспериментирование - особый вид исследовательской деятельности, уточняющий процессы постановки целей, процессы возникновения и формирования новых мотивов личности.

2. При проведении ребенком эксперимента, ярко выделяется самостоятельность и инициатива ребенка.

3. Экспериментирование с детьми, считается основой детского творчества.

4. В детских экспериментах психологическая дифференциация и интеграционные процессы органично взаимодействуют друг с другом, фокусируясь на общем доминировании интеграционных процессов.

Главными преимуществами проведения опытов в ДОУ считаются:

• Обогащение памяти ребенка, активизация мыслительных процессов;

• Реальные представления об объектах, предметах; явлениях.

• Развитие эмоциональной сферы ребенка;

• Развитие речи ребенка (формулирование гипотез);

• Накопление умственных умений;

• Формирование самостоятельности, целеполагания.

Интерес детей к проведению экспериментов можно объяснить тем, что ребёнок пользуется эффективно-визуальной и фантастической мыслью, и это даёт ему все возможности.

В раннем возрасте экспериментирование является единственным способ познания, а в среднем возрасте–основным. Создавая основу для естественных наук и экологических определений, эксперименты могут рассматриваться как метод, близкий к идеальному. Знания, полученные собственными руками, а не из научной литературы, осознанны и сильны. Использование этого метода обучения поддержали такие педагоги, как: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и другие.

Основываясь на своих исследованиях, Н. Н. Поддяков предположил, что эксперименты являются основным видом деятельности в дошкольном возрасте.

С целью объяснения данного заключения он приводит доказательства:

Игровая сторона жизни ребёнка, требует организации и обучение со стороны взрослого. В свою очередь, экспериментирование даёт возможность ребёнку разными способами влиять на предметы и явления, а также людей, и основывается ребёнком, а не взрослым.

В этой деятельности достаточно чётко выражен момент саморазвития: проводимые ребёнком преобразования субъекта открывают для него новые стороны и характеристики объекта, а новые знания о предмете, в свою очередь, дают возможность осуществлять новые, непростые преобразования.

Экспериментирование присутствует практически во всех сферах жизни ребёнка, включая непосредственно игру. Манипулирование предметами – начальная стадия экспериментов ребёнка. Со временем манипуляции над предметами усложняется, ребёнок все больше совершает действий, устанавливает связи, усваивает свойства и качества предметов. Таким образом, у ребёнка происходит формирование фрагментов экспериментальной деятельности, которая не имеет чёткую систему.

В трёхлетнем возрасте ребёнок переходит на новый для себя этап- любопытство. При грамотном обучении ребёнка, к пяти годам, в период любознательного восприятия мира, реализуются: умение наблюдать, понимать, осознавать, видеть цель, решать проблемные вопросы, исследовать различные явления, выстраивать теории, сравнивать факты и исследования.

Для приобретения этих навыков педагог должен систематически и осознанно участвовать в деятельности, которая представляет собой экспериментальную деятельность ребёнка.

Эксперименты классифицируются в соответствии с различными классификациями:

- Типы предметов, используемых в опыте: Эксперименты: с растениями, с животными, с объектами неживой природы;

- По месту проведения опытов: в группе детского сада; на участке; в лесу и т. д. ;

-В зависимости от количества детей: индивидуальные, групповые, коллективные;

- По причине его реализации: случайный, спланированный, в ответ на вопрос ребенка;

- В зависимости от типа участия в образовательном процессе: эпизодический (время от времени проводимый, систематический;

- По продолжительности: кратковременные (5-15 мин., длительные (свыше 15 мин.);

- В зависимости от количества наблюдений одного и того же объекта: однократные, многократные, или циклические;

- В зависимости от позиции в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;

- В зависимости от умственных операций: констатирующие (видеть состояние объекта или явления из связи с другими объектами и явлениями, сравнивать (видеть динамику процесса или замечать изменения в состоянии объекта, обобщать (эксперименты, в которых соблюдаются общие законы процесса, ранее изученные в разных фазах);

- Тип познавательной деятельности детей: иллюстративная (дети знают все и эксперимент подтверждает только знакомые факты, исследовательская (дети не знают заранее, каков будет результат, решающая экспериментальные задачи.

Для того, чтобы узнать неизвестное, дети проводят эксперименты самостоятельно: разбирают игрушки, бросают предметы в воду, пробуют на вкус; экспериментируют, смешивая различные вещества, но зачастую такого рода эксперименты небезопасны для ребёнка.

В группах детского сада, проводимые опыты, организуются педагогом, для удовлетворения детского любопытства, а главное комфортного и безопасного познания мира. Дети получают возможность провести эксперимент, изучить предмет: его свойства и качества, произвести воздействие над предметом.

Нельзя опровергать тот факт, что такие эксперименты являются лучшим способом познания окружающего мира ребёнка, а также лучшим и надёжным способом обучения.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование (фотоотчёт)Детское экспериментирование (фотоотчёт) Детское экспериментирование должно основываться на собственных наблюдениях, выводах, установленных закономерностях. Дети учатся решать "возникшие.

Детское экспериментирование в ДОУ для младшего дошкольного возрастаДетское экспериментирование в ДОУ для младшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Мой опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать и играть. Интерес к.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника».Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника». Ни с чем не сравнить ту радость, которую вызывает у детей праздничное театрализованное представление. Радостное настроение повышает активность.

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника.Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника. Одна из тем моего выступления на Опорно методической площадке. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного.

Детское экспериментирование в процессе изобразительной деятельностиДетское экспериментирование в процессе изобразительной деятельности Экспериментирование в процессе изобразительной деятельности проявляется как в познании и использовании в творчестве свойств и качеств предметов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское экспериментирование как средство развития словаря дошкольника
Опубликовано: 25 октября 2020 в 17:23
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детское экспериментирование как средство развития словаря дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Марина Андреевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД