Марина Андреевна
Детское экспериментирование как средство развития словаря дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему "Детское экспериментирование как средство развития словаря дошкольника "
Видом познавательной деятельности ребёнка, можно назвать экспериментирование, но поскольку алгоритм проведения экспериментов отличается от детей и взрослых, то опыты, проводимые детьми с учётом возраста принято называть «детским экспериментированием».
Публикация «Детское экспериментирование как средство развития словаря дошкольника» размещена в разделах
Многолетние исследования по методике проведения экспериментов с детьми в дошкольных учреждениях, проведённые творческой группой специалистов под руководством профессора Академии творческой педагогики Н. Н. Подъякова и Российской академии образования, послужили основой для формулирования следующих положений.
1. Экспериментирование - особый вид исследовательской деятельности, уточняющий процессы постановки целей, процессы возникновения и формирования новых мотивов личности.
2. При проведении ребенком эксперимента, ярко выделяется самостоятельность и инициатива ребенка.
3. Экспериментирование с детьми, считается основой детского творчества.
4. В детских экспериментах психологическая дифференциация и интеграционные процессы органично взаимодействуют друг с другом, фокусируясь на общем доминировании интеграционных процессов.
Главными преимуществами проведения опытов в ДОУ считаются:
• Обогащение памяти ребенка, активизация мыслительных процессов;
• Реальные представления об объектах, предметах; явлениях.
• Развитие эмоциональной сферы ребенка;
• Развитие речи ребенка (формулирование гипотез);
• Накопление умственных умений;
• Формирование самостоятельности, целеполагания.
Интерес детей к проведению экспериментов можно объяснить тем, что ребёнок пользуется эффективно-визуальной и фантастической мыслью, и это даёт ему все возможности.
В раннем возрасте экспериментирование является единственным способ познания, а в среднем возрасте–основным. Создавая основу для естественных наук и экологических определений, эксперименты могут рассматриваться как метод, близкий к идеальному. Знания, полученные собственными руками, а не из научной литературы, осознанны и сильны. Использование этого метода обучения поддержали такие педагоги, как: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и другие.
Основываясь на своих исследованиях, Н. Н. Поддяков предположил, что эксперименты являются основным видом деятельности в дошкольном возрасте.
С целью объяснения данного заключения он приводит доказательства:
Игровая сторона жизни ребёнка, требует организации и обучение со стороны взрослого. В свою очередь, экспериментирование даёт возможность ребёнку разными способами влиять на предметы и явления, а также людей, и основывается ребёнком, а не взрослым.
В этой деятельности достаточно чётко выражен момент саморазвития: проводимые ребёнком преобразования субъекта открывают для него новые стороны и характеристики объекта, а новые знания о предмете, в свою очередь, дают возможность осуществлять новые, непростые преобразования.
Экспериментирование присутствует практически во всех сферах жизни ребёнка, включая непосредственно игру. Манипулирование предметами – начальная стадия экспериментов ребёнка. Со временем манипуляции над предметами усложняется, ребёнок все больше совершает действий, устанавливает связи, усваивает свойства и качества предметов. Таким образом, у ребёнка происходит формирование фрагментов экспериментальной деятельности, которая не имеет чёткую систему.
В трёхлетнем возрасте ребёнок переходит на новый для себя этап- любопытство. При грамотном обучении ребёнка, к пяти годам, в период любознательного восприятия мира, реализуются: умение наблюдать, понимать, осознавать, видеть цель, решать проблемные вопросы, исследовать различные явления, выстраивать теории, сравнивать факты и исследования.
Для приобретения этих навыков педагог должен систематически и осознанно участвовать в деятельности, которая представляет собой экспериментальную деятельность ребёнка.
Эксперименты классифицируются в соответствии с различными классификациями:
- Типы предметов, используемых в опыте: Эксперименты: с растениями, с животными, с объектами неживой природы;
- По месту проведения опытов: в группе детского сада; на участке; в лесу и т. д. ;
-В зависимости от количества детей: индивидуальные, групповые, коллективные;
- По причине его реализации: случайный, спланированный, в ответ на вопрос ребенка;
- В зависимости от типа участия в образовательном процессе: эпизодический (время от времени проводимый, систематический;
- По продолжительности: кратковременные (5-15 мин., длительные (свыше 15 мин.);
- В зависимости от количества наблюдений одного и того же объекта: однократные, многократные, или циклические;
- В зависимости от позиции в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;
- В зависимости от умственных операций: констатирующие (видеть состояние объекта или явления из связи с другими объектами и явлениями, сравнивать (видеть динамику процесса или замечать изменения в состоянии объекта, обобщать (эксперименты, в которых соблюдаются общие законы процесса, ранее изученные в разных фазах);
- Тип познавательной деятельности детей: иллюстративная (дети знают все и эксперимент подтверждает только знакомые факты, исследовательская (дети не знают заранее, каков будет результат, решающая экспериментальные задачи.
Для того, чтобы узнать неизвестное, дети проводят эксперименты самостоятельно: разбирают игрушки, бросают предметы в воду, пробуют на вкус; экспериментируют, смешивая различные вещества, но зачастую такого рода эксперименты небезопасны для ребёнка.
В группах детского сада, проводимые опыты, организуются педагогом, для удовлетворения детского любопытства, а главное комфортного и безопасного познания мира. Дети получают возможность провести эксперимент, изучить предмет: его свойства и качества, произвести воздействие над предметом.
Нельзя опровергать тот факт, что такие эксперименты являются лучшим способом познания окружающего мира ребёнка, а также лучшим и надёжным способом обучения.