Маргарита Петрова
Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем
▼ Скачать + Заказать документы
Во взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя необходим обмен между ними ининциативами, направленными на сопоставление их представлений и формирование общего смысла деятельности, что выражается в совместном планировании работы по музыкальному развитию детей.
Это весьма важное обстоятельство, корое определяется следующим: воспитатель, пребывая с детьми в постоянном контакте, учитывая мнение психолога, зная особнно семеного воспитания детей, может дать психлоо ую ат каждому ребенку и группе в целом, выдвинуть общеразвивающие цели и задачи. Музыкальный руководитель, как носитель специализированных знаний и способностей ставит специализированные цели.
Педагогичекое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо рассматривать как субъективные отношения, характеризующиеся единствм цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребенка как главного объеета педагогических отношений. Для того, чтобы руководить самостоятельной деятельностью детей – обучать их игре на детских музвкальных инструментах, свободному музицированию в пении, музыкально – ритмическим движениям, воспитатель должен сам владеть исполнительскими навыками и умниями (играть на детских музыкальных инструментах, петь, красиво двигаться, знать методику музыкального воспитания, уметь применять разнообразные методические приемы для развития у детей исполнительских умений.
При развитии музыкально ритмических движений воспитателю необходимо:
1. Разъяснять и контролировать выпонение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.
2. Участвует в показе всех видов движений, давая соотвествующие рекомендации детям.
3. Дает четкие, точные, эстетические эталоны движений (исключение – упражнение на развитие творческой активности детей)
4. Берет одну из ролей в сюжетной игре.
5. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.
6. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.
Воспитатель стимулирует творчество детей в развитии ритмических движений:
1. Участвует в отборе музыкального материала, используя его в разнообразной деятельности,
2. Подсказывает тему;
3. Распределяет рои;
4. Намечает в общих чертах развитие сюжета;
5. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей;
6. Включает музыку в игры, трудовой процесс;
В результате осознания тесной взаимосвязи задач музыкального и общего развития ребенка появляется понимани взаимосвязи деятельности воспитателя и музыкального руководителя.
Еще одной формой непосредственного взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя для развития музыкально – ритмических движений является включение целостной программы в «блоки педагогического порцесса» (по Н. Я Михайленко, а так же координация – распределение между собой обязанностей по воплощению этой программы, определение своих зон деятельности.
1 блок. Блок специально организованного обучения в форме непосредственно образовательной деятельности.
Непосредственно – образовательная деятельность – важная форма организации музыкальной деятельности дошкольников. Большинство музыкальных руководителей признаются: наиболее распространенными видами деятельности являются пение, музыкально – ритмические движения и инсценировки, т. е. те виды, которые могт быть впоследствие представлены на музыкальном утреннике. А такие крайне необходимые для музыкального воспитания виды, как слушание – воприятие музыкальных произведений, музыкально – образовательная деятельность, приобщение к игре на инструментах, к сожалению, не всегда есть в детских садах. Это общеизвестно. Музыкальные руководители объясняют сложившуюся ситуацию тем, что музыкальным воспитанием занимаются только они, а заначит, испытывают нехватку времени. При совместном планировании и распределении функций и зон деятельности педагогам необходимо уделять особое внимание ведущему виду музыкальной деятельности – слушанию – восприятию музыки.
2 блок. Блок совместной деятельности педагогов с детьми.
Работа в рамках этого блока исключает специально организованные занятия. Вовлекает детей в музыкальную деятельность воспитатель или музыкальный руководитель, активность детей может стать результатом подключения педагогов к уже возникшей деятельности. Блок совместной деятельности педагогов с детьми включает в себя разнообразные виды музыкальной деятельности: слушание музыкального произведения с дальнейшей беседой о нем, пение, музыкально ритмические игры, приобщение к игре на музыкальных инструментах. Целесообразно строить совместную деятельность с «открытым окончанием», т. е. так, чтобы ребенок при желании мог продолжить ее самостоятельно. Например, начатая со взрослыми музыкальная игра может быть продолжен детьми,для чего необходимо создать предметную среду (музыкально – дидактические пособия, инструменты).
3 блок. Блок свободной самоятоятельной деятльности детей.
Ребенок сам выбирает деятельность, отвечающую его склонностям и интересам, обеспечивающую возможности для саморазвития. В рамках этого блока развивается творческая активность детей в разных видах деятельности, в том числе музыкальной. Задача воспиттеля и музыкального руководителя – создать такую предметную срсду, которя обеспечиват ребенку выбор активности, соотвествующей его интересам и имеющей развивающий характер. Это музыкальные инструменты, книги и альбомы, материалы для дидактических упражнений, позволяющие детям при желании продолжать то, что они делают на занятиях и в свободной совместной еятельности с педагогами. Педагоги должны предоствлять детям озможность действовать как вместе со сверстниками, так индивидуально. В этом блоке музыкальный руководитель занимается в основном вопросами организации предметной среды. Воспитатель подключается к деятельности детей в случаях возникновения ситуаций,трбующих его вмешатльнства.
На заключительном этапе профеессионального взаимодействия:
1. Воспитатель обогащае музыкальные впечатления, используя гры, инсценировки разучиваемых песен, предлагая детям повторить фрагменты праздничных утренников, аиболее понравившиеся м.
2. Проводтся анализ деятельности;
3. Используются психолгиеские семинары – тренинги;
4. Испольуются вреие семинары – симпозиумы;
Пратика показывает, что готовность воспиттеля к музыкальному развитию детей в доу проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности: воспитатели активны на музыкальных занятиях, проводят ховоды с пением на прогулке, музыкально – дидактические игры, используют музыкальные произведения на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим.
Такая деятельность способствует развитию музыкальности детей, сближает воспитателя и ребенка, позволяет музыкальному руководителю сосредоточиться на исполнитеьском мастертве в процее развития у дошкольниов музыкального восприятия. все это возможно при успешности осущесвления взаимодействия вопитателя музыкального руководителя.