Наталья Курлова
Приобщение ребёнка к музыкальному искусству
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Можно сказать, что ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру.
Публикация «Приобщение ребёнка к музыкальному искусству» размещена в разделах
Приобщение ребёнка к музыкальному искусству совершается самой музыкой. Но музыку надо услышать и понять. Этому способствует умелое использование инновационных форм музыкального воспитания детей, которые помогают мне направлять малышей в процессе ознакомления их с музыкой. Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую систему и во главу угла ставит педагога и воспитанников. Организация управления инновациями в дошкольном учреждении предполагает четыре взаимосвязанных этапа: 1) Поиск новых идей; 2) Формирование нововведения; 3) Реализация нововведения; 4) Закрепление новшества.
В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов, сказок, мультипликационных фильмов.
Среди различных форм развития музыкальности, используемых мной на музыкальных занятиях, хочется отметить следующие:
- музицирование со звучащими жестами;
- игры с голосом;
- свободное манипулирование музыкальными инструментами.
Звучащие жесты – это игра звуками человеческого тела, инструмент, который всегда с собой. Звучащие жесты – хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопывание ногами, щелчки пальцами. Это различные игры: «Эхо», «Что так звучит?» и другие. В процессе игры развивается чувство ритма, тембровый слух, координация. Данные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений – хлопков, щелчков, притопов. У детей вырабатывается скорость реакций, умение ждать и находить момент вступления. Выполняя музицирование со звучащими жестами, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движение.
Один из основных видов музыкальной деятельности детей является пение. Этот раздел музыкальной деятельности является наиболее важным и, соответственно, сложным, поэтому у педагогов возникает много вопросов, связанных с обучением детей пению. Игровая деятельность широко включается в процесс образования детей музыкальным руководителем и особенно актуальной она является именно в столь сложном процессе, как формирование вокальных навыков. В связи с этим, применительно к детям дошкольного возраста и старше (младший школьный возраст, использую так называемые «голосовые игры»
Игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу, голосам животных, звукам неживой природы (капать, тикать и другие).
Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности.
Использование развивающих игр с голосом, дают возможность:
1. почувствовать и послушать свой голос;
2. расширять диапазоны речевого и певческого голоса;
3. развивать интонационный и фонематический слух;
4. готовить ребёнка к управлению своим голосом, дыханием, артикуляцией, дикцией;
5. формировать такие певческие навыки, как навык высокого голосового звучания, лёгкость и полётность голоса и даже многоголосия.
В игре они познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включать энергетические ресурсы организма (ребёнок может сначала крикнуть, а потом запищать, он осознает, что это разная механика.
Голосовые игры также использую в работе с детьми ОВЗ. Дети с ОВЗ имеют проблемы с произношением. Одним из эффективных методов коррекции речевых нарушений является систематическое использование голосовых игр.
Свободное манипулирование музыкальными инструментами – это озвучивание (сопровождение) текста с помощью любого подручного материала (бумага, целофан, ткань и т. д.) шумовых и детских музыкальных инструментов. С помощью занимательных сказок-шумелок дети знакомятся с детскими музыкальными инструментами, овладевают различными приёмами извлечения звуков, развивают слуховую память, учатся воспроизводить оттенки звучания.
Способность понимать через собственное прикосновение, каким может быть звук от удара, поглаживания, поскрёбывания, потряхивания предмета, постукивания по нему одним пальцем, всеми, ладошкой, различение звуков, любование ими – всё это развивает их музыкальность, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.
Образование с каждым годом меняется, появляются новые технологии и методы. Музыкальный руководитель должен успевать все попробовать в своей работе и найти самое лучшее.
В целях систематизации творческого развития дошкольников разработала перспективный план, составила картотеку игр, которые дети могут использовать как самостоятельно, так и с помощью взрослых.
Новизной является комплексный подход в использовании элементов инновационных форм при создании музыкальных мультфильмов. Создание мультфильма – это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и другие. На данный момент мы работаем над созданием декораций, подбором фона, инструментов для озвучивания, учимся создавать небольшие мультфильмы.
Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:
-удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного -общения, приподнятого настроения;
-дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;
-удается заинтересовать детей, не приходится прибегать к принуждению;
-дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой.
Моей задачей является не просто направлять образовательный процесс, а жить на занятиях вместе с детьми, помогать им, искренне радоваться их успехам. Игровое, творческое развитие ребенка, его природной музыкальности, способности к творческому самовыражению – вот главная цель моей работы.
Мои педагогические находки нашли применение и в моей работе детской музыкальной школе им. Драгунова с детьми школьного возраста, где я обучаю их хоровому пению.
Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием». Музыкальное обучение в понимании общества перестало выполнять лишь узко специальную роль: обучение игре на музыкальных инструментах и получение музыкальных знаний. Его основная и важнейшая цель – развитие личности и мышления через занятия музыкой, воспитание профессионально-ориентированного любителя музыки.