Вероника Сергеевна Бороздюхина
Методы формирования у детей дошкольного возраста положительного отношения к труду
Методы формирования у детей дошкольного возраста положительного отношения к труду
Трудовое воспитание создаёт наиболее благоприятные предпосылки для включения каждого из психических свойств в многостороннюю часть с другими свойствами и их взаимного воздействия. Всестороннее и гармоничное развитие обеспечивает общий подъём одарённости человека, динамично и целостно выражающий его творческую природу. И чем богаче эта творческая одарённость, тем лучше условия для расцвета специальных способностей человека.
Публикация «Методы формирования у детей дошкольного возраста положительного отношения к труду» размещена в разделах
В Энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей».
По определению, данному в Большой Советской энциклопедии, труд - целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей. (Энциклопедический словарь, 1990, 756 с.)
Трудовое воспитание - формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда; в обществе — в широком смысле — целенаправленное формирование отношения к труду как основы нового духовного облика человека, воспитания высокосознательного и всесторонне развитого гражданина; органическая составная часть гармонического воспитания; в более узком смысле — целенаправленный, тесно связанный с обучением в школе процесс подготовки детей и юношества к трудовой деятельности. (Новиков А. М., Процесс и методы формирования трудовых умений, 1986, 290 с.)
Игры на трудовые сюжеты позволяют детям самим исполнять роли продавцов, машинистов, контролеров, строителей и т. д. Эта деятельность помогает школьникам лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т. п., осознать значение различных профессий.
Например, в предновогодние дни можно проводить ролевую игру «Фабрика». Ребята распределяют между собой роли: одним поручается подготовить оформление помещения к новогоднему вечеру, другим – организовать выставку юмористических рисунков, третьим – навести порядок и чистоту в группе, четвертым – изготовить кормушки и домики для птиц и т. д. В результате все заняты конкретными делами, поддерживается бодрое трудовое настроение, дети с охотой выполняют свои обязанности, расширяется сфера их потребностей в новых видах труда и практической деятельности.
Основным направлением воспитания трудового сознания является профпросвещение. Этому способствуют экскурсии на предприятия, которые мы организуем с помощью родителей. Это поездки на фабрику ёлочных игрушек, мороженого, кондитерскую фабрику «Красный Октябрь», хлебозавод. Во время экскурсий в самом общем виде знакомятся с технологией изготовления той или иной продукции, с орудиями труда, имеют возможность непосредственного общения с людьми, занятыми в конкретной сфере производства.
Знания становятся полнее и прочнее, если они находят применение в практической деятельности, которая реализуется в форме рисунков и поделок. Организация конкурсов, выставок, соревнований увлекает детей и создает условия для формирования направленности к трудовой деятельности, а также развития творческих способностей и познавательных интересов. Ребята совместно с родителями с большим интересом готовят поделки к выставкам «Дары осени», «Осенний букет», «Зимний букет», «Знаю правила дорожного движения», участвуют в конкурсах выпечки, елочных украшений, открыток к различным знаменательным датам. Традиционным видом деятельности стало изготовление своими руками подарков родителям и друзьям.
Стимулирование трудовой активности выполняет задачу – привлечь внимание детей к труду, пробудить у них любознательность, познавательный интерес, трудолюбие. Этому способствуют различные виды труда :
самообслуживание (уход за своими вещами, изготовление и ремонт учебно-наглядных пособий, библиотечных книг);
хозяйственно-бытовой труд (уборка классов и учебных помещений)
труд в природе (уход за растениями и животными, сбор лекарственного сырья, работа по благоустройству территории пришкольного участка);
ручной труд (изготовление поделок);
художественный труд (рисунки).
Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется его самооценка. Под влиянием успехов в трудовой деятельности повышается авторитет ребёнка.
Библиографический список
1. Энциклопедический словарь - М., 1990. - 756 с.
2. Новиков А. М. Процесс и методы формирования трудовых умений. - М. : Высшая школа, 1986. - 290 с.